Сущность и структура педагогического процесса

реферат

6. Позиции различных авторов при рассмотрении сущности целостного педагогического процесса

Педагогический процесс - одна из коренных, основополагающих категорий педагогической науки.

Обращение к истокам возникновения педагогической профессии показывает, что стихийно протекавшие в ее рамках дифференциация и интеграция привели сначала к разграничению, а затем к явному противопоставлению обучения и воспитания: учитель учит, а воспитатель воспитывает. Но уже к середине XIX в. в трудах прогрессивных педагогов все чаще и чаще стали встречаться обоснованные аргументы в пользу объективного единства обучения и воспитания. Наиболее отчетливо эта точка зрения была выражена в педагогических воззрениях И.Ф. Гербарта, отмечавшего, что обучение без нравственного образования есть средство без цели, а нравственное образование (или образование характера) без обучения есть цель, лишенная средств. "… Я не представляю себе воспитания без преподавания и, обратно, не признаю такого преподавания, которое бы не было воспитывающим. Те искусства и навыки, которые молодой человек заимствует у учителя только ради их практической пользы, для воспитателя являются столь же безразличными, как и тот цвет, который он выбирает для своего платья. Но то, каким образом определяется круг его мыслей, всецело должно занимать воспитателя, потому что из мыслей вытекают чувствования, а из них принципы и поступки" (И.Ф. Гербарт). Содержание нравственного воспитания он выводил из кантианской этики, вечных норм долга, которые в качестве категорического императива требуют умения терпеть и воздерживаться. Нравственное воспитание должно обеспечить внедрение в сознание ребенка путем обучения соответствующих представлений, переходящих потом автоматически в поведение. Гербарт ввел понятие воспитывающее обучение. Задача такого обучения состоит в том, что оно не только дает ребенку знания, умения, навыки, но и формирует мировоззрение, мораль, характер, волю, познавательные способности личности ребенка, развивает у него многосторонний интерес. Гербарт внес значительный вклад в разработку проблем воспитывающего обучения. Его концепция о четырех ступенях обучения пользовалась большой популярностью в европейской педагогике второй половины XIX - начала XX в. Согласно Гербарту, учебный процесс состоит из таких ступеней, как ясность - понятное сообщение ребенку новых знаний, ассоциация - установление связи между новыми и уже имеющимися знаниями, система - обобщение и формулирование выводов из полученных знаний, метод - практическое применение приобретенных знаний. Однако процесс обучения Гербарт сводил к гимнастике ума, формальным упражнениям в речи, мышлении и, полагая, что обучение должно проводиться в универсальной форме по установленным ступеням, абсолютизировал структуру учебного процесса. Все это сковывало инициативу учителя и самодеятельность учащихся.

Средством нравственного воспитания Гербарт считал также управление. Он исходил из того, что ребенку от рождения присущи "злая воля”, "дикая резвость”. Задача управления заключается в том, чтобы подавить эти природные качества ребенка, упорядочить его желания и поступки, привить ему дисциплину путем установления правил поведения, наставления, увещевания, поощрения и принуждения, в том числе физического, через карцер и телесные наказания. Обоснованная Гербартом система мер дисциплинарного воздействия на учащихся была направлена на подготовку законопослушных людей и использовалась в школах многих стран, включая Россию.

В противоположность Гербарту немецкий педагог А. Дистервег (1790-1866), будучи последователем Песталоцци, придерживался его теории развивающего обучения. Учитель немецких учителей А. Дистервег, рассматривая обучение как часть, сторону воспитания, писал, что "время искусственных разделений пошло", особо при этом, подчеркивая, что принцип обучения есть и всегда будет принципом воспитания и наоборот. Подобно Песталоцци, главную задачу обучения он видел в развитии мышления, внимания, памяти ребенка. Учебные предметы и методы обучения имеют значение лишь постольку, поскольку они стимулируют умственную активность учащегося. Одним из основных принципов воспитания Дистервег полагал принцип самодеятельности, выражающийся в стремлении развивать детскую творческую активность. Условием осуществления этой задачи он считал мыслящий дух учителя и широкое использование развивающе-вопросного метода. К учителю Дистервег предъявлял высокие требования и горячо популяризировал профессию учителя. Он утверждал, что учитель должен в совершенстве владеть своим предметом, методикой преподавания, любить детей и служить для них примером.

Дистервег писал, что для развития природных задатков необходимо не только педагогическое воздействие учителя, но и благоприятная культурная среда, в которой живет ребенок. Поэтому, придерживаясь дидактического принципа природосообразности, Дистервег в то же время подчеркивал, что воспитание должно учитывать как природу ребенка, его психологию и физиологию, так и условия, в которых он живет. Таким образом, правильно организованное воспитание должно строиться на трех принципах: природосообразности, культуросообразности и самодеятельности. Опираясь на эти принципы, Дистервег сформулировал целую систему дидактических правил, которые изложил в своем знаменитом труде "Руководство к образованию немецких учителей”.

Более глубоко идея целостности педагогического процесса выражена К.Д. Ушинским. Он понимал ее как единство административного, учебного и воспитательного элементов школьной деятельности. От комбинации основных элементов всякой школы, писал он, более всего зависит ее воспитательная сила, без которой она является декорациями, закрывающими от непосвященных пробел в общественном воспитании. Константин Дмитриевич Ушинский (1824-1870) развивал принцип народности в педагогике. Он по праву считается создателем народной школы в России. Все общепедагогические и дидактические вопросы он решал с точки зрения служения интересам своей Родины, своего народа, руководствуясь девизом: "Сделать как можно больше пользы своему отечеству - вот единственная задача моей жизни”. Ушинский исходил из того, что воспитание должно охватывать все подрастающее поколение в порядке обязательного обучения, давать ему реальное образование и "приготовлять к труду в жизни”. Центральное место в формировании человека принадлежит родному языку. Созданный великим педагогом учебник "Родное слово" оказал огромное влияние на развитие русской начальной школы.

Задачу педагогики Ушинский видел в том, чтобы реализовать высшее предназначение человека, раздвинуть пределы его физических, умственных и нравственных сил. Взглядам Гербарта он противопоставил педагогическую антропологию, которую строил на утверждении, что педагогика, имея дело с реальным человеком, должна основываться на всестороннем его познании. Он неоднократно подчеркивал, что если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна, прежде всего, узнать его тоже во всех отношениях. Поэтому педагогика, по мысли Ушинского, должна учитывать данные тех наук, в которых изучается "телесная или душевная природа человека”, а именно: анатомии, физиологии, психологии, географии, политэкономии и др. Знание антропологических наук является необходимым условием воспитательного воздействия. Так, например, знание физиологии есть условие воздействия на физическое развитие индивида, а знание психологии - условие воздействия на развитие ума, чувств и воли человека.

В своем главном фундаментальном труде "Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии” Ушинский выдвинул идею о разработке интегральной науки, в основе которой лежит педагогическая деятельность. При этом он утверждал, что такая деятельность нуждается в научном обосновании, что одна педагогическая практика без теории - то же, что знахарство в медицине. В обозначенном выше труде его автор раскрыл содержание педагогики и изложил главнейшие вопросы своей дидактики - обучения и развития, формального и материального образования, развития речи и мышления, деятельности учителя и ученика. Ушинский впервые научно обосновал систему подготовки учителя, принципы и методы которой во многом являются актуальными и по сей день. Прогрессивные идеи К.Д. Ушинского нашли свое отражение в трудах его последователей Н.Ф. Бунакова, П.Ф. Лесгафта, К.В. Ельницкого, В.П. Вахтерова и др.

К.Д. Ушинский считал, что совершенствование воспитания значительно раздвинет пределы развития личности. "Мы уверены, - писал он, - что воспитание, совершенствуясь, может далеко раздвинуть пределы человеческих сил: физических, умственных и нравственных".

Выдающийся представитель русской педагогики конца XIX - начала XX в. П.Ф. Лесгафт, который считается одним из крупнейших теоретиков семейного воспитания, сформулировал условия, при которых каждый ребенок может стать "идеально нормальной личностью”. К этим условиям он относил, прежде всего, атмосферу любви и взаимного уважения в семье. Человек, лишенный подобной атмосферы, не способен уважать своих близких, сограждан, любить Родину, делать добро.

Важным условием Лесгафт считал наличие в семье высоконравственного воспитателя, который учит ребенка размышлять, быть правдивым, стремиться к тому, чтобы слово не расходилось с делом. Лучше всего эту роль выполняет мать-женщина, которая пользуется уважением в семье.

Необходимым условием семейного воспитания считается регулярный радостный общественно полезный труд в присутствии ребенка. Наблюдая за работой взрослых, ребенок начинает имитировать эту работу в игре, а затем и сам включается в процесс труда сначала как помощник, а затем как самостоятельный исполнитель.

Важно обеспечить гармоническое развитие всех способностей ребенка. Слушание сказок и музыки должно сменяться физическими упражнениями, подвижными играми, работой в саду.

Непременным условием семейного воспитания П.Ф. Лесгафт считал принцип постепенности и последовательности. На практике это означает, что ребенку должны поручаться только те дела, которые в данное время для него посильны, иначе он потеряет интерес к занятиям и появится лень.

Особое место в ряду исследователей педагогического процесса занимает П.Ф. Каптерев. Им было введено понятие педагогический процесс. Он всесторонне проанализировал проявления педагогического процесса с внешней и внутренней стороны и пришел к выводу: "Обучение, образование, приучение, воспитание, наставление, увещевание, взыскание и другие подобные многочисленные слова обозначают различные свойства, стороны, средства и моменты одного большого целого педагогического процесса". Общеобразовательный курс школы, по его замыслу, был призван обеспечить правильное соотношение между образованием и воспитанием в целях всестороннего совершенствования личности гражданина. По мнению П.Ф. Каптерева, природа педагогического процесса проявляющаяся в самобытности и независимости и призванная содействовать саморазвитию личности и ее усовершенствованию, постоянно нарушается, прежде всего государством, которое с помощью образования решает свои политические, а не педагогические задачи. Педагогический процесс должен быть автономным.

"Педагогический процесс есть сложный процесс, - писал П.Ф. Каптерев, - в нем много различных элементов, оказывающих неодинаковое влияние на развитие личности. Естественно поэтому, что в педагогическом процессе есть сторона необходимая, вынудительная, и есть сторона свободная. Необходимая - это действие внешней природы. Народности с ее различными проявлениями, антропологических естественных слоев, на которых держится все воспитание. Избежать действия этих элементов никто не мог, как скоро совершается педагогический процесс, он необходимо совершается деятельностью означенных элементов и сам состоит в значительной степени во взаимных отношениях этих элементов.

Но кроме этой необходимой стороны, в педагогическом процессе есть еще сторона свободная, заключающаяся в сознательном воздействии старшего поколения на младшее, которое может быть таким или иным. Как скоро деятельность изменяется согласно желанию и преследуемой цели, она свободна".

Большой вклад в развитие представлений о целостности педагогического процесса уже в новых социально-экономических и политических условиях внесли Н.К. Крупская, А.П. Пиневич, С.Т. Шатский, П.П. Блонский, М.М. Рубинштейн, А.С. Макаренко. Павел Петрович Блонский (1884-1941) среди сформулированных им дидактических принципов выделил связь общего и политехнического образования с современным состоянием науки. Политехническое обучение и специальная подготовка учащихся к практической деятельности на производстве непосредственно по окончании средней школы требовали детального изучения процессов формирования трудовых умений и навыков учащихся в условиях усвоения ими теоретических основ производственных процессов. Станислав Теофилович Шацкий (1878-1934) считал, что соединение обучения с трудом делает сам процесс учения более осмысленным, а получаемые знания - сознательными и действенными. Важным условием привития учащимся навыков общественной жизни на основе труда является организация детского коллектива. Проблемы воспитания детских и юношеских коллективов рассматривались в работах А.С. Макаренко и В.А. Сухомлинского.

Антон Семенович Макаренко (1888-1939) разработал вопросы строения и организации коллектива, методы воспитания в нем. Он обратил внимание на то, что в коллективе необходимо вовлекать в актив всех воспитанников, учить приказывать и подчиняться товарищам, устанавливать деловое сотрудничество старших и младших, не допускать остановки в развитии коллектива, закреплять положительные традиции, осуществлять этическое просвещение, приобретать опыт нравственного поведения в процессе трудовой деятельности. Макаренко писал, что только участие в труде позволяет выработать нравственное отношение к другим людям, солидарность с трудящимися, осуждение уклоняющихся от труда иждивенцев и потребителей готовых благ. Таким образом, теория воспитания коллектива разрабатывалась Макаренко как форма педагогического процесса, в котором формируются присущие объединению людей нормы, стиль жизни и отношения. Свою теоретически обоснованную систему воспитания детского коллектива Макаренко осуществил на практике. В 1920 г. он организовал близ Полтавы трудовую колонию им М. Горького для несовершеннолетних правонарушителей и одновременно с 1927 г. заведовал детской коммуной им.Ф.Э. Джержинского.

Однако начиная с 1930-х гг. основные усилия педагогов были направлены на углубленное изучение обучения и воспитания как относительно самостоятельных процессов. Наметилась тенденция к обособлению этих связанных как часть и целое процессов, а в воспитательной работе закрепился ярко выраженный функциональный подход, вопреки утверждению, что личность не формируется по частям (А.С. Макаренко).

Делись добром ;)