Активизация речевой деятельности младших школьников в системе развивающего обучения на уроках русского языка

дипломная работа

1.1 Активизация учебной деятельности как психолого-педагогическая проблема

Выбранная тема исследования требует от нас более точного и конкретного раскрытия понятий «активность» и «активизация». Поэтому ниже мы остановимся на них и определим значения этих терминов.

Активность человека изучается учеными в философском, физиологическом, психологическом и педагогическом аспектах. Многоаспектность подхода к изучению активности объясняется ее многосторонностью, многоуровневостью, сложностью, так как любые физиологические, психологические, социальные проявления человека связаны с феноменом активности.

Философия изучает преимущественно формы внешнего проявления человеческой активности. Психология изучает активность на личностном уровне: осуществляет классификацию видов активности по направленности, выделяет компоненты и анализирует связи между ними. Физиология изучает биологические факторы развития человеческой активности. Педагогика изучает активность с позиции ее роли в обучении, т.е. преимущественно познавательную активность учащихся. Проблема активности является одной из важнейших в человекознании, выступая составной частью практически всех исследований, что отражено и в Законе «Об образовании» и Государственной программе.[1, с10; 2, с 3]

Именно реальное ощущение значимости феномена активности обусловило раннее возникновение научного интереса к нему. Он стал предметом специального внимания уже философов Древней Греции - Платона и Аристотеля, в частности, и при обсуждении поведения граждан государства. Однако широкое обсуждение тема активности получила в эпоху интенсивного развития естественно-научных знаний, когда человек был выделен как самостоятельное явление и определялся на личностном уровне.

Тема активности получила разнообразное звучание и оттенки при рассмотрении отличных друг от друга аспектов, на разном уровне широким кругом ученых различных направлений, разрабатывающих ее на протяжении длительного времени вплоть до наших дней. Это Р. Декарт, Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо, Г. Гегель, русские мыслители Вл. Соловьев, H.A. Бердяев, Э.В. Ильенков, М.К. Мамардашвили и др. А также такие виднейшие ученые как Э. Вебер, Ф. Дондерс, Ч. Дарвин, И.М. Сеченов, И.П. Павлов, П.К. Анохин и др. Выступая как одно из важнейших свойств, состояний, качеств человека, активность противопоставляется пассивности, индифферентности. При этом активность рассматривается не только по отношению человека к действительности, но и в его духовной сфере. Так, активность рассматривается в единстве сознания и деятельности (Платон, Декарт, Гегель, Бердяев, Мамардашвили). Причем активность рассматривается и как деятельность, не навязанная извне, а внутренне необходимая [3.,с 195].

Таким образом, в философской науке понятие активность, рассматривается как универсальное, всеобщее свойство материи [4., с81] , [5., с40] выступающее в одних случаях проводником направленного действия, в других - возбужденным состоянием объекта, обусловливающим обратное воздействие на действие [6., с23]. В-третьих - способностью материальных объектов вступать во взаимодействие с другими объектами [7.,с 83]

В числе психологических исследований, содержащих важные для понимания активности позиции, выделяются работы Д.Н. Узнадзе. Существенным моментом человеческой активности он называл установку - психологический механизм, дающий возможность действовать как на бессознательном, так и на сознательном уровнях. Все формы человеческого поведения Д.Н. Узнадзе выводил из трех видов психологической активности: импульсивной, принудительной (со стороны других людей, социальной среды) и волевой, когда у личности возникает переживание интенсивной внутренней активности. Целостное психическое состояние человека, готовность к поведению, определяющая его последующую активность, создается, по мнению Д.И. Узнадзе, под воздействием определенных потребностей. Потребности подразделялись им на два больших класса: первый класс составляют потребности в предметах (Узнадзе назвал их субстанциональным), а второй - потребности в самой активности (функциональные потребности). На основе потребностей первого типа возникает экстерогенное поведение, его импульс идет от потребностей в предметах; потребности второго типа обусловливают интерогенное поведение, импульс которого идет как бы изнутри (диктуется потребностью в активности). К классу экстерогенного поведения Д.И. Узнадзе отнес потребление, обслуживание, трудолюбие, удовлетворение любознательности и дело. В класс гитерогенного поведения он объединил эстетическое наслаждение, творчество, игру, спорт и развлечение. Учеба представляет собой переходную форму между экстерогенным и гитерогенным поведением. Посредством этих двенадцати форм поведения оказывается возможным дать характеристику личности [8.,с 6].

Д.Н. Узнадзе подчеркивал, что благодаря объективации человек не является рабом данной ситуации, его поведение не обусловлено непосредственно данной ситуацией, он может реагировать на воздействие окружающего и после того, как осознает, обдумает объективную данную ситуацию, он может действовать не импульсивно, как животное, а произвольно, согласно своему суждению [7.,с 3]. Это положение было глубоко проработано и на новом уровне развито С.Л. Рубинштейном, который показал, что человек не зависит непосредственно от внешних условий - он самоопределяется во взаимодействии с действительностью - предвосхищает будущее, принимает решение, осуществляет действия, которые могут влиять на ход событий. «Личность, - писал С.Л. Рубинштейн, - выступает субъектом активности. Человек - не пассивное существо в системе влияния на него внешних факторов, а субъект активности - личность, оказывающая влияние на внешний мир, - внешнее воздействие дает тот или иной психический эффект, лишь преломляясь через психическое состояние» [2,с 3].

Ряд авторов рассматривают активность как любую деятельность - взаимодействие, жизнедеятельность вообще (B.C. Боровик, А.Я. Ильина, Э.Р. Геллер, В.В. Орлов и др.). Другие - как меру деятельности (Н.А. Бернштейн, Ю.Л. Воробьев, В.Г. Мордкович, Е.А. Якуба). По мнению А.И. Крупнова, приравнивание понятия активности к понятиям деятельности и жизнедеятельности не оправдано, поскольку при таком понимании активности это понятие утрачивает собственный смысл. Более правильным является понимание активности как одной из характеристик производимого действия или взаимодействия, как качественной и вместе с тем количественной меры деятельности.

Исследователи данной проблемы в одном единодушны - пожалуй, ни одно из других понятий в общей психологии не имеет столь многообразного толкования [12; 14]. При этом понятие активность постоянно используется вместе, а порой и вместо другого - деятельность. В зарубежной психологии различие между понятиями вообще не проводится [11; 14 - 19], [12,с 329]. В отечественной науке уже к началу XX века наблюдается стремление к дифференциации понятий. Например, А.Ф. Лазурский под активностью человека понимает, прежде всего его отношение к окружающему миру, а оно, это отношение, есть мера устойчивости субъекта к влияниям окружающей среды и, в свою очередь, мера воздействия на среду [3.,с200]. Именно А.Ф. Лазурским впервые была выявлена основная сущностная характеристика активности - ее неизменная принадлежность субъекту. Н.А. Бернштейн, разрабатывая проблему физиологии активности, впервые противопоставляет активность и реактивность как противоположные по смыслу атрибуты всего живого. Он писал, что процесс жизни есть не уравновешивание с окружающей средой, как понимали мыслители периода классического механицизма, а преодоление этой среды, направленное при этом не на сохранение гомеостаза, а на движение в направлении родовой программы развития и самообеспечения. Вместе с тем понятия активность и деятельность в работах Н.А. Бернштейна как правило синонимичны [14.,с200].

С появлением и развитием общепсихологической теории деятельности, связанной с именем А.Н. Леонтьева, проблема соотношения двух понятий усложняется. С одной стороны, деятельность у А.Н. Леонтьева чаще всего - активность и даже поведение с редкими уточнениями того, что речь идет именно о деятельности, а не о поведении и не о тех первичных физиологических процессах, которые реализуют деятельность. С другой стороны, он относит активность к внутренним предпосылкам самодвижения деятельности, определяемым не только структурой предметной деятельности, но и самим субъектом деятельности. Эта линия развивается сегодня в историко-эволюционном подходе к личности А.Г. Асмолова [15.,с110],также как и у Ушинского К.Д. и в концепции активности личности В.А. Петровского [16.,с101].

Авторы неизменно подчеркивают теснейшую взаимосвязь активности и деятельности: нет деятельности вне активности и активности вне деятельности. В исследованиях В. А. Петровского активность - совокупность обусловленных индивидом моментов движения, обеспечивающих становление:, реализацию, развитие и видоизменение деятельности [17.,с100].

С.Л. Рубинштейн вслед за Ушинским К.Д. подчеркивает идею о человеке как субъекте жизни, при этом активность и субъектность рассматриваются как взаимосвязанные характеристики [18.,с103]. Близким к позиции последних относительно взаимоотношения двух понятий являются взгляды представителей грузинской школы, прежде всего основателя теории установки Д.Н. Узнадзе, который, подчеркивая зависимость направленности поведения от установки, призывал к изучению генезиса последней, и этим - к изучению активности как первичной, фактически постулировав роль активности как исходного условия для развития психики [19;с 56,с 88] Еще одна значительная группа ученых отводит активности в структуре деятельности место, близкое к уровню потребностей, мотивов, которые создают и пополняют ее внутренний энергетический потенциал (Лисина M.PL, Юркевич B.C., Щукина Г.И.), либо связанное с ее саморегуляцией (Звенигородская Н.О).

Для большинства представленных выше позиций характерно следующее: активность есть источник и механизм развития деятельности, ее количественная и качественная мера, то есть понятие деятельность в этом случае шире понятия активность. Эта позиция, на наш взгляд, наиболее перспективна для исследования активности, связанной с конкретной деятельностью.

Деятельность как исторически определенный уровень или форму активности рассматривают также Б.Г. Ананьев, Л.И. Анцыферова, Л.Я. Дорфман, Д.А. Леонтьев, А.А. Люблинская, В.П. Прядеин, В.Э. Чудновский, И.С. Якиманская. Указанная позиция позволяет авторам сделать акцент на определяющей роли активности по отношению к деятельности, субъекта по отношению к объекту, индивидуального по отношению к объекту, индивидуального по отношению к социально-типичному, что отражает общие тенденции развития отечественной психологии за последние годы [20,с4]. Наиболее общим моментом этой позиции, на наш взгляд, является следующее: активность является свойством, внутренне присущим всей материи и проявляющимся на всех ее уровнях.

Делись добром ;)