Социально–педагогическая работа по профилактике наркомании среди подростков в условиях учреждения образования (на примере ГУО "СШ № 40" г. Витебска)

дипломная работа

1.1 История возникновения и причины наркомании

Может показаться, что наркотики появились не так давно, что связано с развитием химии, медицины и других наук, а также с быстрым научно-техническим прогрессом. Однако это не так. Наркотики знакомы людям уже несколько тысяч лет. Их потребляли люди разных культур и в разных целях: во время религиозных обрядов, для восстановления сил, для изменения сознания, для снятия боли и неприятных ощущений. Уже в дописьменный период мы имеем свидетельства того, что люди знали и использовали психоактивные химические вещества: алкоголь и растения, потребление которых влияет на сознание. Археологические исследования показали, что уже в 6400 г. до н.э. люди знали пиво и некоторые другие алкогольные напитки. Очевидно, процессы брожения были открыты случайно (виноградное вино, между прочим, появилось только в 4-3 вв. до - н.э.). Первое письменное свидетельство использования интоксикантов - рассказ о пьянстве Ноя из Книги Бытия. Использовались и различные растения, вызывающие физиологические и психические изменения обычно в религиозных обрядах или при проведении медицинских процедур [11, с.45].

Можно привести несколько исторических примеров использования наркотических и психотропных веществ. На Ближнем Востоке в 5 тыс. до н.э. имел широкую известность "злак радости" (по всей видимости, опиумный мак). Около 2700 г. до н.э. в Китае уже использовали коноплю (в виде настоя, как чай): император Шен Нунг предписывал своим подданным принимать ее в качестве лекарства от подагры и рассеянности. Люди каменного века знали опиум, гашиш и кокаин и использовали эти наркотики для изменения сознания (в ходе религиозных обрядов) и при подготовке к сражению. На стенах погребальных комплексов индейцев Центральной и Южной Америки есть изображения людей, жующих листья коки (один из способов приема кокаина), датируемые серединой 3 тыс. до нашей эры [13, с.8].

Нужно иметь в виду, что факт использования наркотика в одной культуре не дает нам права предполагать, что и в других культурах, в это же самое время люди знали этот наркотик и употребляли его. Как и сейчас, в употреблении наркотиков людьми разных культур есть и сходства, и различия. На протяжении всей истории контакты между далекими культурами происходили благодаря торговле и войнам. Например, в результате крестовых походов и путешествий Марко Поло европейцы узнали опиум и гашиш, широко распространенные на Востоке [2, с.10]. Позднее путешествия европейцев (главным образом англичан, французов, португальцев и испанцев) в Америку принесли новые открытия. Основные психоактивные вещества, привезенные в Европу из Америки - кокаин (из Южной Америки), различные галлюциногены (из Центральной Америки) и табак (из Северной Америки).

Как показали исследования, между культурами происходил двусторонний обмен. Родина кофейного дерева - Эфиопия. Европейцы познакомились с кофейным напитком в 17 веке, моряки завезли кофейные зерна в Южную Америку, которая теперь является главным мировым производителем кофе. Следует добавить, что из Европы в Америку пришел алкоголь, полученный в результате перегонки, а в Чили в 1545 году появилась конопля.

До начала 20 века практически не существовало ограничений на производство и потребление наркотиков [7, с.18]. Иногда делались попытки сократить или вообще запретить использование определенных веществ, но они были непродолжительными и, как правило, неудачными. Например, табак, кофе и чай были поначалу встречены Европой в штыки. Первый европеец, закуривший табак - спутник Колумба Родриго де Херес - по прибытии в Испанию был заключен в тюрьму, так как власти решили, что в него вселился дьявол. Было несколько попыток объявить вне закона кофе и чай. Известны и случаи, когда государство не запрещало наркотики, а наоборот содействовало процветанию торговли ими. Лучший пример - вооруженные конфликты между Великобританией и Китаем в середине 19 века. Они называются опиумными войнами, потому что английские торговцы ввозили в Китай опиум. К середине 19 века несколько миллионов китайцев пристрастились к опиуму. В это время Китай, безусловно, вышел на первое место в мире, по потреблению опиума, большая часть которого выращивалась в Индии и переправлялась в страну англичанами. Китайское правительство приняло множество законов о контроле над импортом опиума, но ни один из них (включая полное запрещение) не возымел желаемого действия.

Англичане не желали сокращать опиумную торговлю по двум причинам: во-первых, это давало большие прибыли, а во-вторых, в самой Англии не наблюдалось такого всплеска наркотической зависимости, хотя опиум широко использовался в медицине [13, с.10]. В 1839 году разразился конфликт: китайское правительство уничтожило большой груз опиума, принадлежавший английским и американским торговцам. Началась первая опиумная война. Британия всё-таки смогла в ней победить, и, по Нанкинскому договору 1842 года, получила, в числе прочего, права на использование портов Гонконга в качестве компенсации за уничтоженный груз опиума. Торговля продолжалась, и в 1856 году привела ко второй войне. Эта вторая опиумная война закончилась в 1858, и по условиям Тиенсинского договора Китай продолжал импортировать опиум, но мог устанавливать большие таможенные пошлины. Торговля опиумом сократилась и, в конце концов, прекратилась. Только в начале двадцатого века во всем мире началась компания за разрешение использования наркотиков строго в медицинских целях (как обезболивающие препараты). В двадцатом веке в Европе и Америке употреблялись практически одни и те же наркотики. Интересно, что много новых или "хорошо забытых старых" наркотиков было освоено сначала в Соединенных Штатах, и затем они распространились в других странах, так что Америка как бы задавала тон в международном потреблении наркотиков. Наркомания - как одна из самых острых проблем в мире - стала национальной проблемой Америки [11, с.42]. Вот пример: В 1962 году только 4 процента населения баловались наркотиками, а через двадцать лет эта цифра возросла в восемь раз. Это значит, каждый третий американец, так или иначе, соприкасается с этой проблемой. И не нужно думать, что наркоманы и алкоголики это обитатели дешевых ночлежек и вообще подонки общества, к сожалению, наркотики просочились во все социально - экономические группы нашего общества. Злоупотребление наркотиками, известное с древнейших времен, сейчас распространилось в размерах, тревожащих всю мировую общественность. Даже при сужении, с точки зрения наркологов, границ наркомании доюридически приемлемых во многих странах, наркомании признаны социальным бедствием.

Наркотические мафии управляют государствами (Латинская Америка), имеют свои армии (Юго-восточная Азия) [15, с.9]. Доходы подпольных корпораций по торговле наркотиками превышают известные доходы от торговли нефтью и приближаются к мировым доходам от торговли оружием. Особенно гибельно злоупотребление в молодежной среде - поражается и настоящее, и будущее общества. Полная, с точки зрения наркологов, картина распространения злоупотребления, включающая формы токсикоманий, еще более трагична [17, с.48]. Вещества и препараты, не включенные в список наркотиков, как правило, еще более злокачественны, приводят к еще большему ущербу для индивидуума.

Каждое государство предпринимает меры по предупреждению злоупотребления среди населения, исключением не является и Беларусь.

Таким образом, можно с уверенностью говорить о том, что наркотические вещества известны человечеству с давних времен, что быстрое распространение употребления наркотиков связано с баснословными прибылями, получаемыми наркоторговцами, которых мало волнует тот факт, что наркомания наносит вред здоровью человечества и является одной из самых острых проблем в мире.

Слово "наркомания" состоит из двух корней "Narke" оцепенение, онемение; "mania" безумие, сумасшествие, болезненное пристрастие. Можно сказать, что наркомания - это добровольное сумасшествие.

Наркомания - это заболевание, характеризующееся злоупотреблением наркотическими веществами и болезненным пристрастием к ним. В результате образуется стойкая психическая и физическая зависимость от наркотика с развитием абстинентного синдрома при прекращении его приема. При данном заболевании возникает состояние, изменяющее психику и поведение наркомана. Если наркомания возникает в результате злоупотребления лекарственными или иными средствами, занесенными в список наркотиков, то болезнь, связанная со злоупотреблением лекарственными или иными веществами (ацетон, бензин, клеи растворители, нитрокраски и другие), не отнесенными к наркотикам, называется токсикоманией [14, с.48].

Наркотическое вещество включает в себя три критерия:

медицинский

социальный

юридический или правовой

Медицинский критерий наркотического вещества состоит в том, что употребляемое вещество приводит к специфическому воздействию на центральную нервную систему (галлюциногенное, стимулирующее, седативное и др.).

Социальный критерий заключается в следующем: немедицинское применение наркотических веществ приобретает массовый характер, что становится социально опасным (рост преступности, несчастные случаи и самоубийства, тяжелые проблемы со здоровьем и здоровьем будущего потомства, уменьшение продолжительности жизни, проституция, распространение ВИЧ - инфекции, гепатита С и др.).

Юридический или правовой критерий характеризуется тем, что определенные уполномоченные инстанции должны признать данное вещество наркотическим и включить его в список наркотических препаратов [31, с.35].

Можно выделить две группы факторов риска:

1. Объективные факторы:

Социальное неблагополучие: дети из социально-неблагополучных семей, для которых характерны социальная изолированность, неудовлетворенность жилищных условий, родители которых имеют малопрестижный род занятий или являются безработными, имеют больше шансов злоупотреблять наркотиками.

Общественная необустроенность: районы с вокзалами, общежитиями и т.п., характеризуемые высоким уровнем преступности, часто меняющимися жильцами.

Доступность алкоголя и наркотиков.

2. Субъективные факторы:

Семейная предрасположенность: дети, рожденные в семьях наркоманов и алкоголиков.

Неумелость, патологические формы воспитания: в семьях, где родители не устанавливают чётких норм поведения, используют виды искажённого воспитания, типаж гипоопеки, когда дети предоставлены самим себе; жёсткий стиль воспитания.

Антисоциальное поведение и гиперактивность: этот фактор риска главным образом связан с мальчиками от 5 до 7 лет. Если агрессивное поведение сопровождается гиперактивностью в раннем возрасте, существует большая вероятность того, что в юности будут проблемы со злоупотреблением алкоголем и наркотиками.

Общение с пьющими и употребляющими наркотики сверстниками.

Положительное отношение к алкоголю и наркотикам: когда дети считают, что от алкоголя нет вреда, когда выпивка ассоциируется у них с "хорошо проведённым временем", существует большая вероятность того, что они будут выпивать и дальше и использовать наркотики [38, с.81].

Сочетание факторов риска имеет геометрически прогрессирующий эффект. Например, когда имеют место два фактора риска, существует приблизительно в 4 раза большая опасность возникновения неблагополучного поведения.

Мотивы наркомании:

удовлетворение любопытства относительно действия наркотического вещества;

испытание чувства принадлежности с целью быть принятым определенной группой;

выражение независимости, а иногда враждебного настроения по отношению к окружающим;

познание приносящего удовольствие нового, волнующего или таящего опасность опыта;

достижение "ясности мышления" или "творческого вдохновения";

достижение чувства полного расслабления;

уход от чего-то гнетущего [5, с.27].

Каковы бы ни были мотивы употребления наркотиков, общество и социальная среда приобретают особое значение в процессе приобщения к наркотикам и формирование психологических особенностей подросткового возраста.

Нестабильная экономическая ситуация, характеризующаяся снижением жизненного уровня большей части населения Беларуси, уменьшением деловой активности, существенным уровнем безработицы в ряде регионов, отсутствием понимаемых и осознаваемых людьми условий для быстрого улучшения ситуации, приводит к состоянию так называемой "социальной депрессии", отсутствию чувства личной перспективы и значимости. Рекламируемые некоторыми средствами массовой информации (СМИ) высокие стандарты индивидуального благосостояния, которые сформированы под влиянием зарубежной кино- и телепродукции, приводят к формированию у части психически незрелой молодежи имитационных моделей поведения. Роль наркотических и психоактивных веществ, в имитации "благоденствия" весьма существенна [15, с.39].

Значительная роль среди этиологических факторов, приводящих к формированию аддиктивного поведения у несовершеннолетних, традиционно отводится семье [15, с.41]. Влияние микросреды (ближайшего окружения индивида), куда, безусловно, включаются близкие родственники с индивидуально присущими социально-психологическими характеристиками, в рядя случаев, является основным патогенным фактором в генезе наркологических заболеваний.

Нарушения поведения у детей и подростков, сопровождающиеся немедицинским потреблением психоактивных веществ, и в частности относящихся к наркотическим, могут быть обусловлены различными психологическими (или психиатрическими) причинами. В последние десятилетия расстройства и особенности поведения у детей и подростков по-разному понимаются и классифицируются различными исследователями. Нечетко ограничены симптоматические рамки психических заболеваний, например шизофрении. Таким образом, то или иное расстройство (или психическая особенность) вряд ли может быть классифицировано с точки зрения семиотики в достаточной степени корректно.

Как показал опыт работы клиники детской и подростковой наркологии научно-исследовательского института наркологии, в поле зрения врача психиатра-нарколога чаще всего попадают больные с гебоидным синдромом (психическое расстройство, характеризующееся патологическим искажением черт пубертатного периода), наблюдающимся вне рамок шизофренического процесса, но обнаруживающие неврологическую микроорганическую симптоматику [4, с.17]. В то же время, обычно нерезко выраженные в преморбидном периоде (период, предшествующий наступлению расстройства) признаки гебоидного синдрома усиливаются при присоединении наркотизации. При наркоманиях гебоидный синдром служит как этиологическим фактором в отношении потребления ПАВ (в частности, такие проявления упомянутого симптомокомплекса, как анти - и асоциальность, расторможенность влечений, реже психический инфантилизм), так и следствием нарастающей токсической энцефалопатии и психогенного анормального развития личности наркомана. Необходимо отметить, что а- и антисоциальность, расторможенность влечений, отдельные проявления психического инфантилизма как предикторы наркомании могут встречаться нередко вне рамок гебоидного синдрома, как монорасстройства или особенности личности. В частности, анти - и асоциальные тенденции могут наблюдаться в рамках анормального развития личности при формировании "краевой" психопатии (как правило, возбудимого или истеро-возбудимого типа) [4, с.54]. Эти же личностные особенности могут наблюдаться в рамках "ядерной" психопатии или соответствующей акцентуации личности, а также при психоорганическом синдроме. Во всех случаях также следует исключить вероятность шизофренического процесса. Целесообразно подчеркнуть, что в период упадка духовных ценностей частота анти - и асоциальных тенденций и соответственно их роль как этиологических факторов наркомании у несовершеннолетних закономерно возрастает. Граничат с анти - и асоциальными тенденциями детско-подростковые реакции протеста против значимых для личности и переживаемых как негативные явлений повседневной жизни. Такой протест может быть направлен как против неблагоприятной семейной обстановки (например, в случае пьянства отца или матери, низкого материального достатка в семье), так и против объективно существующей в настоящее время общей девальвации духовных ценностей (последнее нередко не осознается и субъективно переживается в виде отрицательных эмоциональных реакций на повседневные явления жизни).

Вопрос о собственно расторможенности влечений в узком смысле этого термина вне рамок гебоидного синдрома сложен. При изучении особенностей личности несовершеннолетних, больных наркоманиями, можно выделить две основные группы пациентов с упомянутым феноменом:

1. Расторможение влечений у "гедонических" личностей, то есть у пациентов, основным стимулом поведения у которых в преморбидном периоде было получение "гедонических" переживаний: пищевых, сексуальных и т.п. К прочим наслаждениям такие подростки нередко прибавляют себе эффект от потребления наркотиков.

2. Расторможение влечений у пациентов с преморбидно имеющим место психоорганическим синдромом (как правило, резидуального генеза) [11, с.46].

Среди проявлений психического инфантилизма, умеренно выраженные признаки которого по существу являются нормой у несовершеннолетних (по мнению некоторых исследователей, даже до 30% и более лиц из числа взрослого населения имеют в качестве неболезненных личностных особенностей признаки психического инфантилизма наиболее часто в качестве предиктора наркоманий выступали следующие:

потребность в ярких эмоциональных переживаниях.

робость и нерешительность (признается как симптом психического инфантилизма не всеми исследователями).

В условиях, когда сбыт наркотиков приносит сверхприбыль, несовершеннолетние с выраженными чертами робости и нерешительности нередко под давлением знакомых, имеющих выраженные волевые особенности характера и вовлеченных в сферу наркобизнеса, начинают потребление наркотиков [4, с.76].

Нередко наркомании наблюдаются у подростков с высокими интеллектуальными возможностями, превосходящими зачастую интеллект большинства сверстников. При этом личность может развиваться в преморбидном периоде вполне гармонично, отношения в семье и со сверстниками могут быть достаточно благоприятными. Здесь речь идет о случаях, когда наркомания развивается как будто на фоне полного психологического и психиатрического благополучия [7, с.23]. Психологические механизмы начала наркотизации заключаются в том, что окружающие микросоциальные условия не предоставляют хорошо развитому интеллектуально индивиду достаточных оснований для эмоционального и интеллектуального насыщения. Процесс жизни в этих случаях воспринимается субъективно индивидом как "скучный" [4, с.65].

Существенную роль в приобщении к потреблению ПАВ нередко играют детско-подростковые реакции подражания. По нашему мнению, в основе этих реакций могут иметь место различные особенности личности, большинство из которых перечислено в настоящем пособии.

Разумеется, в данном разделе мы перечислили не все психологические и психиатрические предикторы наркомании у несовершеннолетних. Данный вопрос до настоящего времени не является достаточно изученным и нуждается в дальнейшем исследовании. Однако, по нашему мнению, здесь освещены основные аспекты вопроса о психологических и психиатрических причинах приобщения несовершеннолетних к потреблению наркотиков, которые могут заинтересовать практического врача.

Делись добром ;)