Социально–культурная анимация в образовании детей
Заключение
Социально-культурная анимация в образовании детей - это актуальная на данный момент современная педагогическая система, источниками самоорганизации которой являются духовно культурные ценности передаваемые по средствам анимационной деятельности от аниматоров к аудитории. В пространстве досуга, педагогического процесса аниматор помогает формирующейся личности ребёнка обогатить свой духовный мир, избежать социальной дезадаптации и девиантного поведения так широко распространённого сегодня среди подростков. Подростки представляют собой особо уязвимую группу риска поскольку возрастные противоречия вступают в конфликт с социальной средой, широко распространяя негативные явления в масштабах всей страны. Острота этой проблемы стала особо ощутима с концом ХХ века, когда сложная политико-экономическая ситуация в России значительно ослабила социальную сферу, сведя к минимуму работу по ведению досуговой занятости населения. Сегодня эта задача решается на уровне государства: Постановление Правительства Российской Федерации от 31 июля 1998 г N 867 «Об утверждении типового положения об образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи». Благодаря ведению активных работ по стабилизации ситуации с досуговой занятостью населения, в том числе по средствам социально культурной анимации наметилась положительная динамика по возрождению благоприятного духовно нравственного климата в обществе.
Особый вклад в понимание проблемы и для данного исследования внесли труды наших соотечественников Н. Ярошенко, Е. Мамбекова, Л.Тарасова и других, в которых раскрыта основная сущность и значение социально культурной анимации, как одного из наиболее эффективных и интенсивно развивающихся направлений социально-культурной деятельности по духовному «оздоровлению» населения.
Однако, сохраняется необходимость в дополнительных специальных исследованиях и научных обоснованиях по социокультурной анимации поскольку исследуемая область нуждается в постоянной коррекции с учётом макро и микроэкономических изменений в жизни страны, а соответственно и жизни общества в целом.
Проблема решения по данному направлению в современной психологии и педагогике находится в стадии активного становления, однако вопросы взаимосвязи и взаимовлияния образовательного и коррекционно-реабилитационного процессов практически не исследуются, отсутствуют научно обоснованные программы для различных контингентов детей, в частности с девиантным поведением, детей с ограниченными возможностями, с отставанием в развитии, что заставляет практика идти трудным путем проб и ошибок. Таким образом, анализ научной литературы дает основание сделать вывод о недостаточной степени разработанности проблемы использования технологий социально-культурной анимации в образовании детей.
Целью данной работы являлось исследование роли социально-культурной анимации в образовании детей, формировании их как гармонично развитых личностей.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
- изучить степень проработанности проблемы социально-культурной анимации в мире и России в социально-педагогической, исторической и философской литературе;
- определить теоретические и методологические аспекты социокультурной анимации;
- изучить роль социокультурной анимации в формировании личности ребёнка
- проанализировать психолого-педагогические основания социально-культурной анимации в образовании детей;
- разработать рекомендации по научно-методическим аспектам исследуемой проблемы.
Полученные в ходе исследования результаты и выводы позволяют эффективно осуществлять социально-педагогическую работу по образованию детей в ходе анимационных мероприятий.
Изучение структуры и содержания социокультурной анимации, а так же её средств, форм и методов в образовании детей позволило утвердиться в благоприятном воздействии социокультурной анимации на формирование позитивного мировоззрения и мироощущения личности.
Таким образом, предположение о положительном влиянии социокультурной анимации на детей в процессе обучения и ведения досуговой деятельности подтвердилась.
Поставленные в начале исследования задачи были успешно выполнены, что подтверждается данными, проведенного исследования.
Данное исследование не является исчерпывающим. Разработка темы социокультурной анимации в образовании детей требует дальнейшего более глубокого научного анализа.
Список литературы
1. Ариарский М.А. Ивлеева И.А., Полагутина Л.В. Методика «погружения» в специальность: науч.-метод. Пособие СПб.6СП6ГУКИ, 2007.с.
2. Мосалев Б.Г., Стрельцов Ю.А. «Актуальные проблемы социально-культурной деятельности» Ред. кол. Т.Г. Киселева; Сб. ст.. -М.: МГУК, 1995.- 121 с.
3. Акимова Л.A. Социология досуга: Учеб, пособие Акимова Л.A. -М.: МГУКИ, 2003. 124 с.
4. Мамбеков Е.Б. Организация досуга во Франции: Анимационная модель: автореф, дис. ... канд. пед, наук /. - СПб., 1992.
5. Андреева А.Ю. «Технологии социально-культурной анимации как средство патриотического воспитания молодежи» Тамбов, 2009
6. Битянова Н.Р. Проблема саморазвития личности в психологии: Аналитический обзор, Н.Р. Битянова.- М.: МПСИ; Флинта,1998. - С.78.
7. Никитский М.В. Теоретические и исторические аспекты современной социокультурной анимационной деятельности / М.В. Никитский // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 4: Педагогика. Психология. - 2008. - № 10
8. Ганьшина Г.С. Социально-культурная анимация как форма творческой самореализации. В кн.: Социально-культурная анимация: от идеи к воплощению. Сб.науч.ст./ - Тамбов, ТГУ, 2010.
9. Тарасов Л.В. Социально-культурная анимация: истоки, традиции, современность: монография М.: ЦСА «Одухотворение», 208. С. 132
10. Тарасов Л.В. Методологический подход к оценке анимационного потенциала практики социально-культурной деятельности. Социально-культурная анимация: от идеи к воплощению: материал 4-го международного форума 8-16 декабря 2009. Издательский дом ТГУ им. Г.Р. Державина с. 165
11. Григорьева Е.И. Современные технологии социально-культурной деятельности: Учеб. - метод, пособие / Е.И. Григорьева. Тамбов
12. Дедурина Т.В. Функциональный подход к развитию анимационной деятельности учреждений культуры: социально-культурный аспект (Дисс… канд пед наук М 2009)
13. Дедурина Т.В. Проблема определения функциональной структуры социокультурной анимации / Т.В. Дедурина // Вестник МГУКИ. - 2008. - № 4. - С. 91 - 94.