logo
Социальное партнерство в профессиональном образовании

3. Основные модели социального партнерства в европейских странах

Рассмотрим основные модели социального партнерства в странах Европы подробнее. В европейских государствах социальное партнерство активно реализуется в управлении содержательным компонентом профессионального образования [6].

Основными его задачами являются:

определение содержания образования, повышение качества учебных планов и программ, формирование единого европейского пространства для дистанционного обучения;

определение условий и целей разработки профессиональных квалификаций и базовых профессиональных умений;

осуществление профессиональной ориентации (выявление связей между общим образованием и профессиональным обучением);

определение сроков обучения;

подготовка преподавательского состава;

организация и осуществление производственного обучения.

Работодателям и их организациям принадлежит значительная роль в развитии социального партнерства в сфере профессионального образования. Они выполняют следующие функции:

1) лоббирование собственных интересов в рамках классической модели плюрализма интересов;

2) участие в разработке квалификационных требований и профессиональных стандартов;

3) формирование приоритетов обучения на рабочем месте;

4) участие в формировании государственной политики и принятии решений в области профессионального образования;

5) участие в разработке образовательных программ;

6) определение требований к содержанию обучения и к итоговой оценке [7].

Необходимо подчеркнуть, что ключевая роль работодателей не означает, что они всегда являются инициаторами социального диалога, степень их инициативности определяется традициями, производственными отношениями, региональной спецификой, социально-экономическим развитием.

В результате распространения и внедрения социального взаимодействия с учетом специфики каждого субъекта в европейских странах сформировались три управленческие модели, разница между которыми в основном определяется спецификой социального партнерства в образовательном процессе.