Социально-психологические условия успешной адаптации детей младшего школьного возраста к учебной деятельности

курсовая работа

1.1 Сущность и основные характеристики адаптации

Термин «адаптация» был впервые введен Х. Айберхом в 1865 году для обозначения изменения чувствительности анализаторов под влиянием приспособления органов чувств к действующим раздражителям. В переводе с латинского «адаптация» - это «прилаживание», т.е. приспособление организма, личности к характеру отдельных воздействий или к измененным условиям жизни в целом [26 , с. 445].

Представители функционалистского направления в психологии (У. Джемс, И. Гаккер, др.), основываясь на исследованиях Дарвина, рассматривали адаптационную функцию как важнейшую в сознании человека. Они видели истоки адаптации личности в рассогласовании между наличным уровнем подготовленности, опыта индивида и требованиями конкретных условий жизни и деятельности.

Приверженцы психоанализа (З. Фрейд, Э. Фромм, А. Адлер) источником адаптации считали конфликт, возникающий вследствие несоответствия потребностей человека, его побуждений, влечений, возможностей содержательным, нормативным требованиям среды, социальным нормам, правилам, который носят ограничивающий для человека характер [7 , с. 107].

Позитивисты (А. Маслоу, А. Бандура, др.) рассматривают истоки адаптации личности в ее конфликте со средой, основу которого составляют социальные препятствия, затрудняющие процесс самореализации личности.

В отечественной психологии адаптации стала рассматриваться с появлением теории предметной деятельности А. Н. Леонтьева. Ученый пришел к выводу, что адаптация носит скорее социальный, нежели биологический характер, поэтому он толковал адаптацию в терминах «присвоения» и «овладения» миром общественных предметов. В человеческой адаптации, как считал психолог, ведущей стороной выступает активность личности, имеющая не приспособительный, адаптивный, а преобразующе-деятельностный характер. Таким образом, по Леонтьеву, адаптацию можно охарактеризовать как активное освоение природной, а также социальной среды во всем многообразии ее сфер - экономической, политической, социальной и духовной [17, с. 126].

Различают два вида адаптации: биофизиологическую и психологическую.

Биофизиологическая адаптация личности - это приспособления организма к устойчивым и меняющимся условиям среды (температуре, атмосферному давлению, влажности, освещению и другим внешним физическим условиям и воздействиям), а также к изменениям в самом себе. Характерным для биологической адаптации человека является то, что он может использовать разнообразные вспомогательные средства, являющиеся продуктами его деятельности (теплую одежду, жилье). У человека обнаруживаются способности и к произвольной психической регуляции некоторых биологических процессов и состояний, что расширяет его адаптационные возможности.

Психологическая адаптация представляет собой процесс приближения внутреннего мира личности к социальным и социально-психологическим требованиям среды, условиям и содержанию общественной жизни людей в интересах исполнения соответствующих социальных ролевых функций. Это гармонизация внутренних и внешних условий жизни и деятельности личности, активное освоение человеком природной и социальных сред во всем многообразии их проявлений [19, с.2].

В свою очередь, выделяют два вида психологической адаптации: социальную и экологическую.

Разработчиком теории социальной адаптации был русский социолог А.А, Богданов. Он считал, что этот вид адаптации существенно не отличается от адаптации биологической. Дальнейшее развитие проблемы социальной адаптации получили в работах В.А. Ядова, Г.В. Осипова, А.Г. Здравомыслова.

Социальная адаптация - это вхождение в социально - ролевые связи и отношения, в процессе которого личность овладевает социальными нормами, правилами, ценностями, социальным опытом, социальными отношениями и действиями. Осуществляется она в двух сферах:

Социально-психологической сфере жизнедеятельности, которая представляет собой систему общественно-психологических связей и отношений личности, возникающих при исполнении ею различных ролей. Поэтому различают также социально-психологическую адаптацию.

Сфере профессиональных, учебно-познавательных и других деятельностных связей и отношений личности. Поэтому нужно говорить еще и о профессионально-деятельностной социальной адаптации.

Социально-психологическая адаптация - это процесс приобретения ею определенного социально-психологического статуса, овладения теми или иными социально-психологическими ролевыми функциями. В процессе этой адаптации личность стремится достигнуть гармонии между внутренними и внешними условиями жизни и деятельности. По мере ее осуществления повышается адаптированность личности. При полной адаптированности достигается адекватность психической деятельности человека заданным условиям среды и его деятельности в тех или иных обстоятельствах [18, с. 234].

Различают следующие уровни адаптации личности: академический, социальный и личностный.

Уровень академической адаптации характеризуется степенью соответствия поведения школьника нормам жизни в учебном учреждении. Критерием устойчивой адаптации данного уровня является принятие требований педагогов, ритма и содержания учебной деятельности, позитивное отношение к учебе в целом.

Уровень социальной адаптации отражает успешность интеграции личности в социальную группу в виде принятия его одноклассниками, коллегами, др. характеризуется он количеством коммуникативных связей, умением решать межличностные проблемы, а также степенью принятия педагогов, воспитателей, начальников, как референтных лиц.

Уровень личностной адаптации определяется степенью принятия человеком самого себя как представителя социальной общности и выражается адекватной самооценкой, уровнем притязаний в микросреде, стремлением к самоизменению и т.п.[27, с. 102]

Делись добром ;)