Социально-педагогическое сопровождение адаптации детей к условиям детского сада
Вывод по I главе
Адаптация детей к условиям детского сада требует социально-педагогического сопровождения как взаимодействия субъектов адаптации - воспитателей, родителей, детей.Анализ работ таких авторов, как Н.М. Аксарина, Р.В. Тонкова-Ямпольская, Е. Шмидт-Кольвер, В. Манова- Томова, П.Я. Трошина, Л.С. Выготский привел к выводу о функциях социально-педагогического сопровождения, отражающих цель данного процесса и его специфику, определяющих содержание педагогических действий, цикличности сопровождения (проблематизация, поисково-вариативный, практически действенный, аналитический) и принципам (личностного центрирования, персонификации, конвенциальности, оптимистической стратегии, социального закаливания. Исходя из возрастных особенностей детей раннего возраста, в главе рассмотрены особенности их адаптации к условиям детского сада.Прежде всего адаптацию рассматриваем как процесс вхождения ребенка в новую для него среду и привыкания к ней, приспособление организма к новой обстановке, к новому окружению и новым отношениям.
Выявлены трудности адаптации: у малышей происходит ломка стереотипов (ребенок попадает в непривычную среду), совершенно другая обстановка, стиль общения - становятся для малыша источником стрессовых ситуаций. Возрастная незрелость системы адаптационных механизмов детей приводит к психическому напряжению, происходит нарушение в поведении, физиологических процессах, эмоциональном состоянии. Адаптация, как следует из анализа литературы, зависит от: возраста ребенка, состояния здоровья, уровня развития. Период привыкания детей к дошкольному учреждению - неизменно сложная проблема. От того, как пройдет привыкание ребенка к новому распорядку дня, к незнакомым взрослым и сверстникам, зависят его физическое и психическое развитие, дальнейшее благополучное существование в детском саду и в семье. Это позволило перейти к следующему вопросу о взаимодействии дошкольного учреждения и родителей. Особое значение имеет возможность присутствия и поддержки мамы или папы ребёнка в период адаптации в дошкольном учреждении. Не менее важно организовать психологическое сопровождение семьи в этот период, для того, чтобы создать условия для успешного прохождения процесса адаптации. Мы эту проблему решаем путём реализации программы социально-педагогического сопровождения детей.
Глава II Программа социально-педагогического сопровождения адаптации детей к условиям детского сада
Программа социально-педагогического сопровождения адаптации дошкольников рассчитана на детей младшего дошкольного возраста.
Существует несколько направлений в организации оптимального режима адаптации ребенка к детскому саду. Базовое и наиболее эффективное направление, по нашему мнению, складывается в процессе взаимопонимания дошкольного образовательного учреждения и семьи. Именно в тесном сотрудничестве с ней возможно создать необходимые условия для благоприятного развития ребенка.
Задачи:
Использовать новые организационные способы привлечения родителей неорганизованных детей к сотрудничеству с детским садом.
Оказывать квалифицированную консультативную и практическую помощь родителям по уходу за ребенком, проблемам его воспитания, развития и адаптации к детскому саду.
Вырабатывать единый стиль воспитания и общения с ребенком в детском саду и семье.
Формировать у ребенка чувство защищенности и внутренней свободы, доверия к окружающему миру.
Способствовать формированию у родителей потребности в частом индивидуальном общении с детьми.
Всю программу можно разбить на две части.
1 часть - информационная. Родители малыша участвуют в тематической беседе, организованной сотрудниками детского сада. Результат будет эффективнее, если данная часть встречи будет построена в форме диалога.2 часть - практическая. Предполагает занятия, игры, упражнения. Общая цель - заинтересовать игрой ребенка и родителей, а так же обучить их приемам вовлечения детей в игру и способам игровой деятельности.
2.1 Диагностика адаптированности детей к условиям детского сада
Проводимая нами экспериментальная работа включает три этапа:
диагностика готовности детей к дошкольному учреждению
формирующий эксперимент на основе разработанной программы
подведение итогов
Цель 1 этапа провести диагностику адаптированности детей к условиям детского сада, обратила нас к следующим методам исследования:
1. Метод наблюдения.
2. Метод опроса родителей.
3. Анкетирование
4. Психолого-педагогические параметры определения готовности поступления ребенка в дошкольное учреждение (Печора К.Л.)
1. Наблюдение:
Из группы детей в 16 человек наблюдение проводилось за 8 детьми в условиях естественной жизнедеятельности и было направлено на фиксацию фактов. Данный вид наблюдения характеризуется отсутствием контактирования с наблюдаемым ребенком, и диагностирует индивидуальные особенности его функционирования. В итоге мы получили целостную картину происходящего, то есть поведение ребёнка во всей полноте.Наблюдение за детьми проводилось в процессе их жизнедеятельности в детском саду:
1. в привычной для них ситуации занятия (рисования, музыкального, физкультурного, развития речи, конструирования);2. в свободной ненормированной деятельности - спонтанной игре;3. в режимных моментах (умывание, кормление, одевание, прогулка).
2. Метод опроса родителей:
Также был проведен опрос родителей детей, с целью выявления особенностей взаимодействия их детей со сверстниками.(текст опросника - см. приложение)Мы исходили из психолого-педагогических параметров определения готовности поступления ребенка в дошкольное учреждение - автор Печора К.Л.
Вопросы к матери ребенка |
Параметры |
Оценка в баллах |
|
Какое из перечисленных настроений преобладает? |
Бодрое, уравновешенное Раздражительное, неустойчивое Подавленное |
3 2 1 |
|
Как засыпает Ваш ребенок? |
Быстро, до 10 минут Медленно |
3 1 |
|
Что Вы делаете, чтобы ребенок заснул? |
Ничего Укачиваю, лежу рядом и пр. |
3 1 |
|
Какова длительность сна? |
Соответствует возрасту Спит меньше нормы Сон существенно нарушен |
3 2 1 |
|
Какой аппетит у Вашего ребенка? |
Хороший Неустойчивый, избирательный Плохой |
3 2 1 |
|
Просится ли на горшок? |
Просится Нет, но бывает сухой Нет, ходит мокрый |
3 2 1 |
|
Как относится к высаживанию на горшок? |
Положительно Отрицательно |
3 1 |
|
Есть ли отрицательные привычки (сосет палец, раскачивание)? |
Нет Есть (какие именно?) |
3 1 |
|
Проявляет ли интерес к игрушкам, новым предметам и дома, и в незнакомой обстановке? |
Проявляет Только в привычной обстановке |
3 2 |
|
Проявляет ли интерес, активность при обучении? |
Проявляет Недостаточно Не проявляет |
3 2 1 |
|
Инициативен ли в игре? |
Способен сам найти себе дело Играет только со взрослыми Не умеет играть |
3 2 1 |
|
Инициативен ли во взаимоотношениях со взрослыми? |
Вступает в контакт по своей инициативе Сам не вступает в контакт, но общается по инициативе взрослого Не идет на контакт со взрослыми |
3 2 1 |
|
Инициативен ли в отношении с детьми? |
Вступает в контакт по своей инициативе Сам не вступает в контакт Не умеет общаться с детьми |
3 2 1 |
|
Был ли опыт разлуки с близкими? |
Нет Да |
1 2 |
|
Как перенес разлуку? |
Очень тяжело Спокойно |
1 3 |
Анализ ответов на вопросы анкеты, позволяет сделать выводы об уровне готовности ребёнка к поступлению в детское дошкольное учреждение. Максимальный показатель по данной анкете составляет 44 балла и может свидетельствовать об успешной адаптации ребёнка к условиям дошкольного учреждения. Минимальное количество баллов - 16. Печора К.Л. предлагает вычислить средний балл по перечисленным параметрам, по которому даётся прогноз адаптации:3 - 2,6 балла - готов к поступлению в ясли сад;2,5 - 2 балла - готов условно;2 - 1,6 балла - не готов.
Для изучения адаптации детей к условиям детского сада использовалась методика «Лист адаптации». Методика основана на методе экспертных оценок, в качестве экспертов могут выступать воспитатели. Критериями адаптации служили: эмоциональное состояние, социальные контакты, сон, аппетит.Экспертам предлагается оценить поведенческую реакцию в соответствии с представленной шкалой.
1. Эмоциональное состояние
+3. Весел, жизнерадостен, подвижен, активен.
+2. Улыбается, настроение хорошее, спокоен.
+1. Иногда задумчив, замкнут.
-1. Легкая плаксивость.
-2. Плачет за компанию, плач приступообразный.
-3. Сильный профилактический плач, подавленное настроение.
2. Социальные контакты ребенка
+3. Много друзей, охотно играет с детьми.
+2. Сдержан, просится на руки, неохотно играет с детьми.
+1 Безразличен к играм, отстранен, замкнут.
-1. Невесел, с детьми не контактирует, даже вовлечен в игру.
-2. Проявляет тревогу, бросает начатые игры.
-3. Недружелюбен, агрессивен, мешает детям играть.
3. Сон ребенка
+3. Сон спокоен, глубокий, засыпает быстро.
+2. Сон спокойный.
+1. Засыпает нескоро, спит спокойно, но недолго.
-1. Засыпает с хныканьем, тревожен во сне.
-2. Засыпает с плачем, долго, беспокоен во сне.
-3. Отсутствие сна, плач.
4. Аппетит ребенка
+3. Очень хороший аппетит, съедает все с удовольствием.
+2. Нормальный аппетит, ест до насыщения.
+1. Аппетит выборочный, но насыщенный.
-1. Отвергает некоторые блюда, капризничает.
-2. Приходится следить затем, чтобы ел, ест долго, неохотно.
-3. Отвращение к еде, кормление мучительно.
Каждый из факторов может оцениваться от +3 до - 3, то есть от отличной адаптации до полной дезадаптации. Суммарно по всем четырем факторам можно получить +12 или -12 в интервале чего определяются уровни адаптации. Продолжительность адаптации может ограничиваться одним днем (когда ребенок в первый день социализируется в детском саду) или быть долгой. Уровень, то есть успешность адаптации, выводится из взаимосвязи продолжительности адаптационного периода и поведенческих реакций.
В исследовании участвовали 16 детей воспитанников младшей - ясельной группы «Ежик», из них семь мальчиков, девять девочек, в возрасте от 1года 6 месяцев до 3 лет. Дети посещают группу с начала учебного года, исследование проводилось с сентября месяца.
Контрольная группа детей - 8 человек, из них 4 мальчика и 4 девочки
Имя ребенка |
Уровень адаптации |
|||||
Высокий |
Выше среднего |
Средний |
Ниже среднего |
Низкий |
||
Дима Щ. |
Х |
|||||
Гордей С. |
Х |
|||||
Леша Ф. |
Х |
|||||
Анжелика |
Х |
|||||
Дарина С. |
Х |
|||||
Даша Б. |
Х |
|||||
Вика М. |
Х |
|||||
Даня К. |
Х |
|||||
Итого: |
1 |
0 |
2 |
2 |
3 |
Заболеваемость за 4 месяца:
Имя ребенка |
Сентябрь Делись добром ;)^ |