Социально-педагогические аспекты культуры в становлении личности подростка

дипломная работа

Глава 1. Социально-педагогические аспекты культуры в становлении личности подростка как проблема исследования

1.1 Анализ отечественной и зарубежной литературы по проблеме влияния культуры на становление личности подростка

Известно, что образ системы воспитания определяется образом культуры народа. Нынче считается крайне важным вернуть педагогику и образование в контекст культуры, ведь именно культура, по словам русского учёного П.А. Флоренского, является средой, взращивающей и питающей личность.

Согласно И. Нидерману, «культура» как термин впервые встречается в труде римского философа и оратора Цицерона «Тускуланские диспуты», 45 г. до н. э. и употребляется не как аграрный термин, обозначающий обработку и возделывание земли, а в переносном смысле - относительно к воздействию на человеческий разум: культура как возделывание, обработка ума, души. Причём признаками культурного человека тогда считались добровольное самоограничение, подчинение моральным, религиозным, правовым и другим нормам. Таким образом было сформировано классическое понимание культуры, связанное с воспитанием и образованием человека, а термин «культура» стали использовать для обозначения общего процесса духовного, интеллектуального, эстетического развития человека и общества, а также выделения созданного человеком мира из мира природы.

В повседневной жизни понятие «культура» понимается как идеал или идеальное состояние, с которым сравниваются оцениваемые нами явления, а также поведение людей. Но когда оценивается человек как культурный или некультурный, имеются в виду воспитанные или плохо воспитанные люди. Так же иногда оцениваются и целые общества, если они основаны на праве, порядке, адекватности нравов в противовес состоянию варварства. Современное понимание термина «культура» имеет 4 основных значения:

1) общий процесс духовного, интеллектуального, эстетического развития;

2) состояние общества, основанного на праве, порядке, нравственности, аналогично слову «цивилизация»;

3) особенности образа жизни общества, групп людей, исторического периода;

4) формы и продукты интеллектуальной, художественной деятельности (литература, музыка, изобразительное искусство, театр, кино, ТВ) [62].

Культура - совокупность материальных и духовных ценностей, а также способов их производства, умение использовать их для человеческого прогресса, передавать из поколения в поколение.

Две формы существования культуры:

1) материальная культура - результаты человеческой деятельности, средства производства и предметы труда. Материальная культура выступает показателем уровня технического развития общества, практического овладения человеком природой.

2) духовная культура - нормы поведения, взгляды, идеи. К духовной культуре можно отнести науку и степень внедрения её достижений в быт и производство, уровень образования, просвещения, а также искусство, нравственные нормы поведения людей, уровень развития их интересов и потребностей.

Культура, возникнув вместе с человеком, включила в себя воспитание, оставаясь более масштабным социальным феноменом. Став элементом культуры, воспитание приобрело свойства культуры как целого, а его содержанием стало становление человеческого в человеке [70]. Однако воспитание как передача опыта не является характеристикой исключительно человека. Множество животных передают своему потомству необходимый для существования опыт, который генетически не заложен, а общественные животные (муравьи, пчелы и др.) даже собирают свой выводок в группы и выделяют «воспитателей». Однако вряд ли кто-нибудь станет утверждать о наличии у них культуры и духовности. Именно в культуре сосредоточено «человеческое качество». В связи с этим интересно, что среди многих значений «культурный» означает «выращенный человеком, не дикий» [51]. В контексте культуры воспитание возвышает человека над животным, переводит его из сферы выживания в сферу бытия.

Советская педагогика пыталась изъять воспитание из культурного контекста, внедрив его в сферу идеологической борьбы, а потом и партийной пропаганды. Сегодняшние попытки вернуть воспитание в контекст культуры - не только возврат к истории, что вообще на пользу в эпоху перемен, это также возвращение к сущностным характеристикам человеческого воспитания [62].

Традиционное определение воспитания дает В.С. Безрукова, рассматривая его как процесс передачи социального опыта одним поколением другому, обеспечивающий развитие человека.

По Б.Т. Лихачёву воспитание - составная часть культуры. Это процесс систематического целенаправленного формирования личности в соответствии с принятыми в обществе нормативными образцами [40]. Так, в широком социальном смысле воспитание - это передача накопленного опыта (знания, умения, способы мышления, нравственные, этические и правовые нормы) от старших поколений к младшим. В узком социальном смысле под воспитанием понимается направленное воздействие на человека со стороны социальных институтов с целью формирования у него определенных знаний, взглядов и убеждений, нравственных ценностей, подготовки к жизни [45].

Русский культуролог Г.В. Данилова по результатам своего исследования сделала вывод, что огромному числу людей разного пола и возраста культура дает представление о необходимом образе жизни, стиле поведения, отношениях с людьми, путях достижения своих целей и стремлений [70]. Поскольку здесь утверждается, что культура во всей совокупности своих элементов способна формировать личность, следует вынести ещё несколько определений.

В. Ядов предлагает такое определение личности: "Личность - целостность социальных свойств человека, продукт общественного развития и включения индивида в систему социальных отношений посредством активной деятельности и общения" [54]. Соответствуя его взгляду, личность развивается из биологического существа только благодаря разнообразным видам социокультурного опыта.

Личность - явление социальное. Личностью обозначают социальное качество, которое приобретается индивидом в деятельности и общении. Личность как особое качество приобретается индивидом в обществе, в совокупности общественных по своей природе отношений, в которые индивид вовлекается. Качества личности не являются врожденными, они не передаются по наследству, а появляются в результате социального и культурного развития. Личностью может называться человек, имеющий собственную позицию в жизни, построивший её в процессе работы над собой, общения и осознания социальных явлений. Личность способна к самоконтролю, самоорганизации, самооценке.

Относительно взаимодействия с культурой личность можно рассматривать в четырёх важных аспектах:

- личность как продукт культуры: человек усваивает культуру, являясь объектом её влияния, принимает черты, характерные для своего общества. Только усвоив правила, ценности и нормы своей культуры и общества, можно комфортно чувствовать себя, соответствуя им;

- личность как потребитель культуры: человек функционирует в культурной среде, выступая носителем и выразителем ценностей культуры, в которой протекает его бытие. В своей жизненной практике человек использует усвоенные знания, нормы и правила, язык и т.д.

- личность как производитель культуры: человек создает культуру, развивая и углубляя культурные ценности и традиции, сам будучи субъектом культурного творчества. - личность как транслятор культуры: воспроизводя образцы культуры в своей жизни и деятельности, человек передает информацию о них другим людям [62]. Так, изменения в культуре происходят исключительно благодаря творческой активности личности. Личность, будучи творением культуры, одновременно является и её творцом.

Ещё один важный момент исследования - социализация. Это процесс усвоения человеком социальных ценностей и норм, образцов поведения, установок, знаний, навыков, которые позволяют ему успешно функционировать в обществе. В процессе социализации осуществляется постепенное вовлечение его в жизнь социума, приобщение к традициям и истории, передача основных форм социально-культурного опыта. В семье, школе, ВУЗе индивид приобретает знания, осваивает необходимые навыки, приобщается к традициям и культурным нормам. Социализация - это в том числе и идентификация индивида с «другими». Ими могут выступать родители, сверстники, учителя, любимые актеры, литературные герои как образцы поведения, герои телепередач и т.д. [39].

Существует немало трактовок процесса социализации. Французский социолог Г. Тард отмечал, что в основе социализации лежит принцип подражания. Американский социолог Т. Парсонс видел в ней процесс восприятия общественных норм, забора информации о значимых «других». Английский учёный Дж. Смелзер считал, что социализация - это приобретение людьми ценностей и опыта, которые требуются для выполнения социальных ролей. Социализация предоставляет людям возможность взаимодействовать друг с другом, а также содействует передаче опыта между поколениями [45].

Воспитание - это относительно социально-контролируемая социализация. Основанием отделения процесса воспитания от процесса стихийной социализации является его осмысленность и наличие в нем определенной осознанной цели.

В наши дни специалисты продолжают споры о том, какой же фактор выступает главным для формирования личности. Возможно, все они в комплексе способствуют социализации личности, воспитанию человека как представителя данной культуры, общества, социальной группы. Согласно современным взглядам, взаимодействие таких факторов, как окружающая среда, физические характеристики человека, культура и индивидуальный опыт, создает уникальную личность. Сюда следует добавить и роль самовоспитания - собственных усилий личности на основе внутренних решений, собственных запросов и потребностей, воли - сформировать в себе определенные способности, навыки, умения. Побуждение ребенка к самовоспитанию является сложным педагогическим процессом, но также оно выступает важнейшей целью всех социальных институтов сферы образования. Сформулированная потребность в самовоспитании - высшая форма развития личности.

Сравнительно недавно в сфере образования сложился так называемый социокультурный подход в результате понимания идеи значимости в воспитании личности социальных факторов и выделения начале XX века социума в качестве «третьего педагогического пространства» наряду с семьей и школой - традиционными институтами воспитания [46]. Был также научно обоснован принцип социальной обусловленности (культуросообразности и народности воспитания).

В российской педагогике с 80-х годов ХХ века выделились две тенденции в социокультурной обусловленности воспитания:

1) образовательная, требующая от ребенка подчинения его природы требованиям социальной системы (выражаемых образовательным учреждением);

2) социально-педагогическая (межинституциональная), способная включать ребенка в широкий спектр социальных связей, специально приспособленных для решения социально-педагогических задач (в данном случае образовательное учреждение, обеспечивая взаимосвязь всех элементов воспитательной среды, может выступать как интегратор общения, совместной деятельности и отношений).

Социокультурный подход предполагает:

- необходимость формирования ценностного и ответственного отношения личности к окружающему миру как основы для интеграции в культуру;

- организацию образовательного процесса и создание образовательной среды, способствующих протеканию формирования личности в контексте мировой общечеловеческой культуры с учетом определённых культурных условий, определение содержания образования на уровне глобальной культуры;

- организацию взаимодействия учащегося с миром культуры на всех уровнях (микро-, мезо-, макро-) и в рамках всех возрастных структур (старшие, младшие, сверстники).

Социокультурный подход основывается на аксиологии и обуславливается объективной связью личности с культурой как системой ценностей. На переднем плане фигурирует идея развития ребенка через усвоение общекультурных ценностей и, как следствие, понимание им человека и природы как величайших ценностей, а также стремление жить в гармонии с окружающим миром. Предполагается, что содержание образования должно быть культуросообразным, а в образовательных структурах должны создаваться культурные образцы и нормы бытия. Это значит, что педагогический процесс должен быть ориентирован на общечеловеческие культурные ценности, национальную и мировую духовную культуру [36].

Необходимо отметить, что элементы общечеловеческой культуры не могут в готовом виде быть переданы ребенку через выработанные нормы и правила. Усвоение культуры как системы ценностей должно происходить в специально организованной педагогами деятельности, в жизни ребенка на уровне культур. Особое внимание в процессе образования следует уделить знакомству учащихся с традициями национальной культуры (народными традициями, обычаями, обрядами). Фольклор, народные праздники, поверия, сказки, игры отражают особенности восприятия природы народом, помогают учащимся понять особенности передачи из поколения в поколение опыта бережного отношения к природе, гармоничного с ней взаимодействия [79].

Таким образом, анализ источников показывает, что многие авторы сходятся в том, что культура очень важна для становления личности. Среди множеств определений данного понятия наиболее распространенным выступает следующее: культурой называют систему ценностей, представлений о мире, общих для людей нормах и правилах поведения, связанных определенным образом жизни. Культура передается от одного поколения к другому в процессе социализации. Человек - творение культуры и становится личностью исключительно благодаря усвоению передаваемого в культуре социального опыта. Культура дает человеку чувство принадлежности к определённому сообществу, формирует контроль за своим поведением, определяет стиль жизни. Вместе с этим, культура выступает как способ интеграции индивида в общество. Воспитание, являясь элементом культуры, способствует целенаправленному систематическому формированию личности в соответствии с действующими в обществе моделями. Усвоение передаваемого в культуре социального опыта происходит в качестве социализации, обучения и воспитания. Значимым социальным явлением, способным успешно осуществлять воспитательные задачи и способствовать формированию личности, является социокультурный подход.

Делись добром ;)