Социально-педагогическая деятельность с детьми группы риска

курсовая работа

1.1 Сущность и содержание понятия «дети группы риска»

Одним из важных и в то же время наиболее сложных направлений профессиональной деятельности социального педагога является социально-педагогическая работа с детьми, которых так или иначе всегда выделяют в самостоятельную категорию, но называют при этом по-разному: трудные, трудновоспитуемые, педагогически запущенные, проблемные, дезадаптированные, дети с отклоняющимся поведением, дети группы риска и др.

Разные названия отражают различные точки зрения на эту категорию детей, которые, в свою очередь, обусловливают и различные подходы в работе с ними. Так определения «трудные», «трудновоспитуемые», «педагогически запущенные», «проблемные» даны таким детям с позиции педагога, для которого они создают особые трудности, проблемы, неудобства в работе и этим выделяются среди «обычных» детей. Такая точка зрения лежит в основе традиционных педагогических подходов в отношении этих детей. Она сводится к изоляции «обычных» детей от «трудных», например, к исключению последних из школы, к применению по отношению к ним особых мер воспитательного воздействия, нередко с участием милиции. Для того чтобы данная точка зрения, нередко противоречащая принципам социально-педагогической деятельности (индивидуальный подход, опора на положительные стороны личности ребенка, объективность подхода к нему и др.), не стала доминирующей, раскроем сущность понятий «риск», «дети группы риска», сопоставим понятия «дезадаптированные дети» и дети «группы риска».

Понятия «дезадаптированные дети» и «дети с отклоняющимся (девиантным) поведением» имеют социальный, или скорее социально-психологический, оттенок и характеризуют данную категорию детей с позиции социальной нормы, а точнее - несоответствия ей. Наиболее характерными проявлениями социальной и психолого-педагогической дезадаптации этих детей являются их агрессивное поведение, конфликты с учителями и сверстниками, употребление алкоголя и наркотиков, совершение правонарушений (драки, воровство, мошенничество и др.), непосещение школы, бродяжничество, попытки суицида и т.д. Поэтому такие дети нуждаются в корректировке их социального функционирования и поведения, или шире - процесса их социализации. То есть главная их цель при таком подходе - приспособить, адаптировать их к социуму, сделать так, чтобы их поведение не выходило за рамки социальной нормы, не препятствовало установлению нормальных отношений с окружающими.

Одним из самых распространенных и при этом самым неопределенным среди именований данной категории детей является понятие «дети группы риска». Оно может считаться сегодня общепринятым, однако существуют различные его трактовки, поэтому понятие нуждается в уточнении и развитии.

Слово «риск» означает возможность, большую вероятность чего-либо, как правило, негативного, нежелательного, что может произойти. Поэтому, когда говорят о детях группы риска, подразумевается, что эти дети находятся под воздействием некоторых нежелательных факторов, которые могут сработать или не сработать.

Фактически речь идет о двух сторонах риска. С одной стороны, это риск для общества, который создают дети данной категории. Следует отметить, что понятие «группа риска» появилось еще в советский период именно в контексте приоритета общественных интересов. Оно позволяло выделять категории людей и семей, поведение которых могло представлять определенную опасность для окружающих и общества в целом, поскольку противоречило общепринятым нормам и правилам. Однако в последнее время эта категория детей рассматривается специалистами, прежде всего, с точки зрения того риска, которому постоянно подвергаются они сами: риска потери жизни, здоровья, нормальных условий для полноценного развития и т.д.

Итак, дети «группы риска» - категория детей, находящихся в пограничном состоянии здоровья. Они воспитываются в семьях алкоголиков или наркоманов, подвергаются различным видам насилия, что увеличивает вероятность их школьной, а в более широком плане - социальной дезадаптации.

Разные ученые выделяют различные группы факторов, позволяющих отнести детей и подростков к данной категории. Так, по мнению Е. И. Казаковой, можно назвать три основные группы факторов риска, которые создают вероятностную опасность для ребенка: психофизические, социальные и педагогические (как особый вид социальных).

Близок к этому подход В. Е. Летуновой, которая выделяет следующие группы факторов риска:

медико-биологические (группа здоровья, наследственные причины, врожденные свойства, нарушения в психическом и физическом развитии, условия рождения ребенка, заболевания матери и ее образ жизни, травмы внутриутробного развития и т.д.);

социально-экономические (многодетные и неполные семьи, несовершеннолетние родители, безработные семьи, семьи, ведущие аморальный образ жизни; неприспособленность к жизни в обществе: бегство, бродяжничество, безделье, воровство, мошенничество, драки, убийства, попытки суицида, агрессивное поведение, употребление спиртных напитков, наркотиков и т.д.);

психологические (отчуждение от социальной среды, неприятие себя, невротические реакции, нарушения общения с окружающими, эмоциональная неустойчивость, неуспех в деятельности, неуспех в социальной адаптации, трудности общения, взаимодействия со сверстниками и взрослыми и т.д.);

педагогические (несоответствие содержания программ образовательного учреждения и условий обучения детей их психофизиологическим особенностям, темпа психического развития детей и темпа обучения, преобладание отрицательных оценок, неуверенность в деятельности, отсутствие интереса к учению, закрытость для положительного опыта, несоответствие образу школьника и т.д.) [17, 91].

Под понятием «дети группы риска» подразумевают следующие категории детей:

дети с проблемами в развитии, не имеющими резко выраженной клинико-патологической характеристики;

дети, оставшиеся без попечения родителей в силу разных обстоятельств;

дети из неблагополучных, асоциальных семей;

дети из семей, нуждающихся в социально-экономической и социально-психологической помощи и поддержке;

дети с проявлениями социальной и психолого-педагогической дезадаптации.

Анализ категорий детей «группы риска» позволяет выделить следующие социальные качества и специфические особенности детей «группы риска»:

отсутствие навыков гигиены, неумение вести себя за столом;

неспособность адаптироваться к незнакомой среде, к новым обстоятельствам;

гиперсексуальность, нарушения половой ориентации;

воровство, лживость, потеря ценности человеческой жизни, жестокость, агрессивность;

утрата интереса к труду, лень;

отсутствие ценностных ориентации, отсутствие норм морали и нравственности, принятых в обществе, бездуховность, утрата;

неумение общаться с людьми, трудности установления контактов со взрослыми и сверстниками, отчужденность и недоверие к людям, отстраненность от них;

нарушения в развитии чувств, не позволяющие понимать других, принимать их, опора только на свои желания и чувства;

низкий уровень социального интеллекта, что мешает понимать общественные нормы, правила, необходимость соответствовать им;

слабо развитое чувство ответственности за свои поступки, безразличие к судьбе тех, кто связал с ними свою жизнь, чувство ревности к ним;

потребительская психология в отношениях к близким, государству, обществу;

неуверенность в себе, низкая самооценка, отсутствие постоянных друзей и поддержки с их стороны;

несформированностъ волевой сферы, отсутствие целеустремленности, направленной на будущую жизнь, чаще всего целеустремленность проявляется лишь в достижении ближайших целей: получить желаемое, привлекательное;

несформированность жизненных планов, жизненных ценностей, потребность в удовлетворении только самых насущных потребностей (еда, одежда, жилище, развлечения);

низкая социальная активность, желание быть незаметным, не привлекать к себе внимания;

склонность к аддитивному (саморазрушающему) поведению - злоупотребление одним или несколькими психоактивными веществами, обычно без признаков зависимости (курение, употребление алкоголя, легких наркотиков, токсичных и лекарственных веществ и т.д.); это может служить своеобразной регрессивной формой психологической защиты.

Как видим, детям «группы риска» характерны значительные отклонения как в поведении, так и в личностном развитии. Им присуща одна характерная черта - нарушение социализации в широком смысле слова.

Организация социально-педагогической поддержки детства в целом должна быть направлена на устранение или ослабление воздействия причин, выступающих факторами риска для детей. Причем эти причины должны решаться комплексно.

Формирование у детей отклоняющегося поведения и их попадание в «группу риска» может быть вызвано различными причинами. Рассмотрим основные группы причин:

Причины внешнего характера:

развод родителей и их занятость своими личными переживаниями; девиантное поведение как реакция на эмоциональное невнимание родителей;

пьянство одного или обоих родителей; их асоциальное поведение (тунеядство, попрошайничество, воровство, проституция и пр.);

смерть любимого человека; девиация как реакция на потерю значимого лица;

отбывание одним из родителей срока тюремного заключения; лечение одного из родителей от алкоголизма, психического заболевания;

рождение в семье нового ребенка и переключение внимания родителей на малыша; девиация как ревность;

различные формы насилия, применяемые к ребенку в семье (унижения, словесные оскорбления, пренебрежение к его потребностям); девиация как компенсаторный механизм, как ответ на насилие;

отсутствие крыши над головой, скитание вместе с родителями без средств к существованию и отсутствие постоянного места жительства;

побеги из дома, конфликты со сверстниками;

ребенок - жертва сексуального насилия; этиология та же.

Причины внутреннего характера:

ограниченная духовная культура;

обедненная досуговая среда;

скука, неумение найти достойное занятие;

низкая коммуникабельность, неспособность к конструктивному общению с другими детьми;

эмоциональная неразвитость;

неумение использовать вербальную форму для доказательства своей правоты;

непосредственный переход к агрессивным проявлениям в поведении [24, 206].

Анализ условий жизни таких детей и подростков показывает, что невозможно выделить одну главную причину, послужившую фактором риска. Специалисты чаще всего фиксируют сочетание многих неблагоприятных условий, которые делают невозможным дальнейшее проживание детей в семьях, где создается прямая угроза здоровью ребенка и его жизни. Воздействие неблагоприятных, а часто нечеловеческих условий жизни детей в семьях достаточно длительное время вызывает негативные психические, физические и другие изменения в организме ребенка, приводящие к тяжелейшим последствиям.

Причины попадания в учреждения социально-педагогической поддержки разные, но следует отметить, что решение проблем этих детей мало зависит от сложившейся традиционной системы образования, которая предполагает нормальные условия жизни детей в семье. При семейном неблагополучии решать проблемы детей, не имея учреждений социально-педагогической поддержки, весьма проблематично.

Рассмотрим психологические особенности детей «группы риска». Они представлены в составленной нами таблице 1.

Таблица 1 - Психологические особенности детей «группы риска»

Возраст

Психологические особенности

Ранний и дошкольный возраст

Пониженная познавательная активность.

Отставание в развитии речи.

Задержка психического развития.

Отсутствие навыков общения.

Конфликты во взаимоотношениях со сверстниками.

Младший школьный возраст

Отклонения в развитии интеллектуальной сферы.

Частая непосещаемость школы.

Затрудненное усвоение учебного материала.

Задержка в развитии мышления.

Неразвитость саморегуляции, умения управлять собой.

Подростковый возраст

Искажение направленности интересов (свободное времяпровождение в подъезде, на улице уход из дома и т.д.) и ценностей, принятых в обществе (творчество, познание, активная деятельность в жизни).

Стремление к «красивой», легкой жизни, удовольствиям наряду с «подкреплением» потери ценности образования для подростков «группы риска» (те, кто плохо учился или совсем не учился, а в жизни преуспел (имеет машину, гараж и т.д.)).

Недоступность социально одобряемых ценностей (счастливая семейная жизнь, материальное благополучие, здоровье).

Эмоциональное отвержение подростков со стороны родителей, проекция на себя их неудачной жизни и одновременно их психологическая автономия.

Повышенный уровень тревожности и агрессивности.

Старший школьный возраст

Трудности установления контактов со взрослыми и сверстниками, отчужденность и недоверие к людям, отстраненность от них.

Нарушения в развитии чувств, не позволяющие понимать других, принимать их, опора только на свои желания и чувства;

Низкий уровень социального интеллекта.

Слабо развитое чувство ответственности за свои поступки, безразличие к судьбе тех, кто связал с ними свою жизнь, чувство ревности к ним.

Потребительская психология в отношениях к близким, государству, обществу.

Неуверенность в себе, низкая самооценка, отсутствие постоянных друзей и поддержки с их стороны.

Несформированность волевой сферы, отсутствие целеустремленности, направленной на будущую жизнь.

Несформированность жизненных планов, жизненных ценностей, потребность в удовлетворении только самых насущных потребностей (еда, одежда, жилище, развлечения).

Низкая социальная активность, желание быть незаметным, не привлекать к себе внимания.

Склонность к аддиктивному (саморазрушающему) поведению.

Ранний и дошкольный возраст. Роль семьи, матери в развитии ребенка, его социализации трудно переоценить, поэтому замена семьи жизнью в учреждении оказывает наибольшее негативное влияние на ребенка в первые семь лет жизни. Отсутствие единственного близкого и значимого для ребенка взрослого, вообще дефицит общения со взрослыми не способствуют развитию у ребенка чувства привязанности. В дальнейшей жизни это затрудняет выработку способности разделять свои переживания с другими людьми, что чрезвычайно важно для последующего развития сопереживания.

Недостаток внимания со стороны взрослого в раннем возрасте приводит к недостаткам социального развития; не складывается потребность в общении и установлении контактов со взрослыми и сверстниками, затруднено сотрудничество с ними. Это приводит к отставанию в развитии речи, утрате самостоятельности, нарушениям в личностном развитии.

Интеллектуальное развитие детей, воспитывающихся вне семьи, характеризуется дисгармоничностью, резко выраженной неравномерностью и несбалансированностью видов мышления. Предметное, наглядно-образное мышление остается главным. Вербальное мышление может при этом достигать возрастных норм, а невербальное мышление значительно отстает, так как оно формируется в игре, неформальном общении и нерегламентированной совместной деятельности со взрослыми и другими детьми.

Младший школьный возраст. У детей, приходящих в начальную школу из детских домов, приютов, кризисных центров, использованы далеко не все возможности дошкольного возраста для их развития. Многие из них приходят в первый класс, значительно перерастая одноклассников. Как правило, им уже 7-8 лет, а иногда и 10 лет. Такое начало учения связано с социальной ситуацией этих детей. Редко когда дети «группы риска» посещают детское образовательное учреждение или школу регулярно. Родители не занимаются с детьми, не создают им условия для учения, не покупают необходимые учебные принадлежности.

Подростковый возраст. Подростки «группы риска» характеризуются трудностями во взаимоотношениях с окружающими людьми, поверхностью чувств, иждивенчеством, привычкой жить по указке других, сложностями во взаимоотношениях, нарушениями в сфере самосознания (от переживания вседозволенности до ущербности), усугублением трудностей в овладении учебным материалом, проявлениями глубокого нарушения дисциплины (бродяжничеством, воровством, различными формами делинквентного поведения). В отношении со взрослыми у них проявляются переживание своей ненужности, утрата своей ценности и ценности другого человека.

Характеристика современных детей «группы риска» в подростковом возрасте дает малооптимистичную картину, но специалист, работающий с ними, должен уметь четко видеть перспективы их будущего и помочь им сделать первые шаги к изменению себя.

Старший школьный возраст. Дети старшего школьного возраста, относящиеся к «группе риска», характеризуются особым процессом социализации. Они проживают большую часть своей жизни в учреждениях социально-педагогической поддержки (детских домах, школах-интернатах, приютах, под опекой) или в неблагополучной семье. Следствием этого является их двойственность чувств, желаний, приводящая к неудовлетворенности своей жизнью и собой. С одной стороны, они хотят жить самостоятельно, быть независимыми ни от кого, с другой - боятся этой самостоятельности, так как понимают, что без поддержки родителей, родственников им не выжить, а на них они рассчитывать не могут.

Поскольку в период пребывания в государственных учреждениях социальной поддержки дети практически не имели карманных денег, стоимость вещей, необходимых для жизни, они чаще всего не представляют. Прожиточный минимум - понятие для них несуществующее, так как они привыкли к тому, что их кормят, покупают необходимые вещи. Находясь в государственных учреждениях, старшеклассники не представляют стоимости реальной жизни, не умеют экономить деньги, покупать только необходимое.

Таким образом, раскрытие нами сущности содержания понятия «риск» и «дети группы риска», выделение основных их аспектов и факторов, а также комплекса причин формирования отклоняющегося поведения и «попадания» в «группу риска» позволил нам дать полную педагогическую, социальную и социально-педагогическую характеристику детей «группы риска».

В качестве основного определения мы будем использовать следующее: дети «группы риска» - это та категория детей, которая в силу определенных обстоятельств своей жизни более других категорий подвержена негативным внешним воздействиям со стороны общества и его криминальных элементов, ставшим причиной дезадаптации несовершеннолетних [33; 68].

К детям «группы риска» мы отнесли следующие категории детей: дети с проблемами в развитии, не имеющими резко выраженной клинико-патологической характеристики; дети, оставшиеся без попечения родителей в силу разных обстоятельств; дети из неблагополучных, асоциальных семей; дети из семей, нуждающихся в социально-экономической и социально-психологической помощи и поддержке; дети с проявлениями социальной и психолого-педагогической дезадаптации. Основными причинами попадания детей в «группу риска» являются следующие обстоятельства: пьянство одного или обоих родителей, их асоциальное поведение; устройство на квартире родителями притонов для криминальных и асоциальных элементов; сексуальное развращение родителями собственных детей, торговля ими; убийство одного из родителей на глазах детей собутыльниками или другим родителем; отбывание одним из родителей срока тюремного заключения; лечение одного из родителей от алкоголизма, психического заболевания; жестокое обращение с детьми (побои, избиение с нанесением тяжелых травм, голод и т.д.); оставление малолетних детей одних без пищи и воды; отсутствие крыши над головой, скитание вместе с родителями без средств к существованию и отсутствие постоянного места жительства; побеги из дома, конфликты со сверстниками; ограниченная духовная культура; низкая коммуникабельность, неспособность к конструктивному общению с другими детьми; непосредственный переход к агрессивным проявлениям в поведении и т.д. Анализ категорий детей «группы риска» позволил нам выделить следующие социальные качества и специфические особенности детей «группы риска»: отсутствие навыков гигиены; неспособность адаптироваться к незнакомой среде, новым обстоятельствам; нарушения половой ориентации; воровство, лживость, потеря ценности человеческой жизни, жестокость, агрессивность; утрата интереса к труду, лень; отсутствие ценностных ориентации, отсутствие норм морали и нравственности, принятых в обществе, бездуховность, утрата; трудности установления контактов со взрослыми и сверстниками, отчужденность и недоверие к людям, отстраненность от них; нарушения в развитии чувств, не позволяющие понимать других, принимать их, опора только на свои желания и чувства; низкий уровень социального интеллекта; слабо развитое чувство ответственности за свои поступки, безразличие к судьбе тех, кто связал с ними свою жизнь; потребительская психология в отношениях к близким, государству, обществу; неуверенность в себе, низкая самооценка, отсутствие постоянных друзей и поддержки с их стороны; отсутствие целеустремленности, направленной на будущую жизнь; несформированность жизненных планов, жизненных ценностей, потребность в удовлетворении только самых насущных потребностей (еда, одежда, жилище, развлечения); низкая социальная активность, желание быть незаметным, не привлекать к себе внимания; склонность к аддитивному (саморазрушающему) поведению.

Для выявления педагогических условий эффективности социально-педагогической деятельности с детьми, имеющими данные социальные качества и специфические особенности, необходимо выявить и проанализировать ее содержание и основные направления.

Делись добром ;)