Социально-ориентированные игры в педагогическом взаимодействии

курсовая работа

1. Организация педагогического взаимодействия с детьми дошкольного возраста

Взаимодействие относится к такой общенаучной категории, которую в различной мере изучают все научные направления. Действительно, все сущее на земле находится в прямой или опосредованной связи. Любое явление можно рассматривать как часть или целое, как единое и многообразное, как исходную точку и определенный результат… Это, с одной стороны, постоянно изменяет уже существующее, а с другой - служит причиной появления всего нового.

В философском словаре взаимодействие трактуется как "процесс взаимного влияния тел друг на друга, наиболее общая, универсальная форма изменения их состояний. Взаимодействие определяет существование и структурную организацию всякой материальной системы, ее свойства, ее объединение наряду с другими телами в систему большого порядка. Без способности к взаимодействию материя не могла бы существовать… Во всякой целостной системе взаимодействие сопровождается взаимным отражением телами свойств друг друга, в результате чего они могут меняться" [18; с. 46].

Другими словами, взаимодействие носит сущностный характер и может рассматриваться одновременно и как процесс, и как связь, и как форма движения материи, т.е. все в мире можно рассматривать через взаимодействие.

Для человека характерно стремление к взаимодействию с различными объектами окружающего мира. Через взаимодействие человек постигает природные и общественные явления, закономерности, процессы, ориентируется в окружающей реальности, определяет способы своего мышления и поведения, с этим пониманием связана и потребность человека в общении, образовании, собственном развитии. Другая особенность заключается в том, что в условиях взаимодействия людей всегда есть активность обеих сторон, хотя мера ее проявления различна. Несмотря на это они оба являются субъектами взаимодействия в каких-либо действиях, деятельности. В связи с этим А.В. Мудрик рассматривает взаимодействие как организацию совместных действий индивидов, групп, организаций, позволяющую им реализовать какую-либо общую для них работу. Во взаимодействии он выделяет:

· Функции (адаптивную и регулятивную);

· Виды (функционально-ролевой и эмоционально-межличностный);

· Компоненты (когнитивный, аффективный и конативный);

· Формы (групповую и межгрупповую);

· Средства (вербальные и невербальные) [21; с. 78].

С учетом данных характеристик в науке были определены подходы к сущности и содержанию педагогического взаимодействия.

Педагогическое взаимодействие трактуется в них как механизм достижения цели воспитания, обеспечивающий взаимосвязь функционирования внутришкольных подразделений, а также школы и ближайшего социума.

Я.С. Турбовской доказывает, что взаимодействие - "основа совершенствования педагогического процесса". В итоге оно входит в его определение, как и в определение воспитания. Так, в "Теории и практике воспитательных систем" дано следующее определение: "Воспитание есть тот аспект взаимодействия людей, спецификой которого является постановка особых - воспитательных - задач, а итогом - изменение психологических характеристик личности" [16; с. 35].

В.Д. Семенов исследуя взаимодействие в педагогике как "научный принцип", он предлагает следующие аспекты его анализа:

1. Сложнейший "организм", состоящий из многих "блоков", самые крупные из которых: дидактический, воспитательный, социально-педагогический;

2. Взаимодействие воспитателя и воспитанника; процесс, создающий виды деятельности (познание, игру, труд, общение);

3. Процесс, в котором, с одной стороны, развивается и формируется личность воспитателя.

Таким образом, В.Д. Семенов в своей классификации объединяет различные основания, тем самым стремясь показать объемный характер понятия "взаимодействие".[25; с. 132]

Ученые М.И. Башмаков, В.С. Безрукова, Н.К. Чапаев, П.М. Эрдниев и др. выдвинули свой подход к "взаимодействию":

1. Интеграция педагогики, под которой подразумевался межнаучный характер взаимодействия педагогики с другими науками (психологией, социологией, историей, экономикой и т.д.);

2. Педагогическая интеграция, или внутрипредметное взаимодействие, осуществляемое в рамках педагогической теории и практики.

Обобщая подобные исследования, можно сказать, что в настоящее время понятие педагогического взаимодействия широко обсуждается в научной литературе. Причем психолого-педагогические его аспекты определяются как новая область теоретического и экспериментального исследования, открывающая широкие перспективы понимания развития личности. При этом две линии рассуждений просматриваются вполне определено.

В рамках первой линии в качестве базового выдвигается понятие деятельности вообще и совместной деятельности в частности. Поэтому взаимодействие педагога и детей рассматривается как взаимосвязь их деятельностей (Х.И. Лейметс, М.И. Смирнов), как их совместная деятельность (Б.П. Битинас, В.Д. Масный, С.Е. Хозе), как особый вид совместной деятельности (Н.И. Лицис), как особый вид совместной деятельности (А.С. Самусевич). Такая позиция в понимании сущности взаимодействия связана с распространенными в философии и психологии взглядами на деятельность как совокупность всех форм активности взаимодействующих субъектов (М.С. Каган, А.Н. Леонтьев) [14; с. 57].

Однако, учитывая то обстоятельство, что в психологической литературе в последние годы общение и деятельность рассматриваются как взаимосвязанные, но отличающиеся друг от друга рядом существенных особенностей категории (Б.Ф. Ломов), деятельностный подход к пониманию педагогического взаимодействия представляется узким.

Вторая линия базируется на параметрах межличностного взаимодействия (Ю.К. Бабанский, Я.Л. Коломинский, Н.Ф. Родионова и др.). При этом, рассматривая понятие взаимодействия, ученые (В.Н. Мясищев, Н.Н. Обозов) выделяют в нем три компонента: аффективный (эмоциональный), когнитивный и поведенческий.

1) Аффективный (или эмоциональный) компонент связан с внутренним отношением взрослого к ребенку, с ценностными установками педагога. При этом основную роль в формировании такого отношения играют базовые качества:

а) Эмоциональная децентрация - способность воспринимать ребенка таким, какой он есть, и умение строить педагогическое взаимодействие на этом безоценочном принятии;

б) Идентификация - способ познания другого, при котором предположение о его внутреннем состоянии строится на основе попытки поставить себя на его место;

в) Эмпатия - аффективная форма идентификации, при которой наступает состояние сочувствия, сопереживания и отклик на психическое состояние другого [7; с. 29].

Чем больше и чаще педагог уделяет времени общению с детьми, тем ярче эмоциональный фон их отношений. Чем дольше ребенок проявляет негативные черты характера, тем чаще формируется предвзятое отношение к нему. В любом случае всегда должна присутствовать вера в лучшее, которая способствует изменению отношений к детям с трудностями в воспоминании.

2) Когнитивный компонент связан с формированием образа дошкольника, его восприятия, познания и понимания, что возможно благодаря наблюдению за физическими характеристиками ребенка, его психологическими особенностями и особенностями его поведения. Основные механизмы познания:

а) Децентрация - умение встать на чужую точку зрения и анализировать ситуацию взаимодействия, опираясь на нее;

б) Рефлексия - осознание того, каким воспринимают субъекта познания другие люди.

Благодаря этим механизмам возможны анализ поведения дошкольника, выявление особенностей его ролевого статуса выяснение причин неадекватного поведения на воспитательное воздействие взрослого, что позволяет педагогу подобрать наиболее подходящие формы взаимодействия с ребенком.

3) Поведенческий связан с построением общей стратегии педагогического взаимодействия раскрывается в способах согласования планов действия партнеров, обмена действиями между педагогом и ребенком, анализа "вклада" каждого участника в процесс взаимодействия. Он включает результаты деятельности и поступки, мимику и жестикуляцию, особенности речи, т.е. то, что можно наблюдать друг у друга [19; c56].

По форме взаимодействие может быть прямым (непосредственным) или косвенным (опосредованным).

- Прямое (или непосредственное) взаимодействие характеризуется непосредственным обращением к ребенку, предъявлением ему определенных требований или предложений. Специфика деятельности педагога обуславливает необходимость использования именно этого вида взаимодействия. Однако постоянное вмешательство в мир ребенка может создавать конфликтные ситуации, осложняя взаимоотношения педагога и дошкольника. Поэтому в некоторых случаях более эффективно косвенное воздействие.

- Косвенное (или опосредованное) взаимодействие направлено не непосредственно на саму личность, а через какие-либо предметы, действия, других людей. Например, педагог, организуя коллективную познавательную деятельность, взаимодействует непосредственно с консультантами, от деятельности которых зависит участие в работе других детей. Консультируя своих помощников, педагог направляет их внимание и действия на каждого ребенка, дает советы, как включить своих товарищей в работу. Через консультантов педагог корректирует деятельность других детей, с которыми взаимодействие осуществляется косвенно [24; c45].

По типу взаимосвязи взаимодействие может быть на равных (субъект - субъектные отношения) или как руководство (субъект - объектные отношения) [21; c 23].

Взаимодействие на равных характеризует субъект - субъектные отношения, партнерство и сотрудничество, активность обеих взаимодействующих сторон. Такое личностно - ориентированное взаимодействие предполагает признание личности ребенка не объектом, а субъектом воспитания. Поэтому цель взаимодействия формулируется как создание благоприятных условий для развития дошкольника, формирование у него нравственных ориентаций, содействие в его самоопределении (Е.В. Бондаревская. О.С. Газман, А.В. Мудрик, В.А. Сластенин, И.С. Якиманская др.). Личностному росту ребенка (формированию его общей культуры, нравственного сознания, самосознания и поведения, потребности в саморазвитии) способствует гуманистическая направленность педагогического взаимодействия [8; c 67].

Признание ребенка не только объектом, но и субъектом педагогического процесса коренным образом изменяет возможности формирования и реализации личностных особенностей и ребенка и педагога. При этом организация и содержание педагогического процесса будут определяться не только педагогом, но и активностью, и потребностью ребенка. Такой подход, безусловно, отвечает актуальным требованиям отношения к личности как высшей ценности.

Взаимодействие представляет собой органическое единство целенаправленного общения, отношений деятельности педагогов и дошкольников, основой которого является гуманистическая направленность воспитания. Такое понимание позволяет учитывать не только объективные условия протекания взаимодействия, но и индивидуальные особенности его участников.

Согласно классификации В.В. Рубцова. Способы организации взаимодействия могут быть следующими:

· Совместно-раздельный;

· Совместно-последовательный;

· Совместно-распределенный.

Эффективность их реализации зависит от того, насколько педагог владеет перцептивными и экспрессивными навыками, опосредующими педагогическое взаимодействие с детьми и родителями дошкольников.

Перцептивные навыки личности проявляются в умении управлять своим восприятием и организовывать его. Они помогают педагогу верно оценить эмоционально-психические реакции ребенка или его родителей и даже прогнозировать их, избегая тех, которые помешают достигнуть цели педагогического взаимодействия и общения.

Экспрессивные навыки личности проявляются как культура речевых высказываний, соответствующих нормам устной речи; жестов и пластики поз; эмоционально-мимического сопровождения высказывания; речевого тона и речевой громкости.

Они представляют собой совокупность умений, создающих единство голосовых, мимических, визуальных и моторных физиолого-психологических процессов. По своей сути это навыки самоуправления выразительной сферой. Они помогают убедить дошкольников, заинтересовать их, вовлечь в деятельность с минимальными усилиями.

Таким образом, педагогическое взаимодействие - средство успешного решения поставленных образовательно-воспитательных и развивающих задач. Оно выполняет такие функции, как преобразовательная, познавательная, ценностно-ориентированная, коммуникативная.

Делись добром ;)