Создание ситуации успеха в учебной деятельности

реферат

3. Достижения успеха

Вероятность достижения успеха - это состояние, когда ребенок понимает, что все зависит только от него, что только он может повлиять на ситуацию, в противоположной же позиции ребенок считает, что от него ничего не зависит, кто-то другой определяет ситуацию, но не он. Именно с этим связаны сегодня главные трудности, возникающие при использовании индивидуальных эталонов, требующих от детей умения самостоятельно сопоставлять, сравнивать и анализировать учебные результаты.

Субъективные (индивидуальные) эталоны оценки достижения вырабатываются в процессе непосредственной работы учителя с учеником и реализуют принцип «Сегодня ты стал лучше, чем вчера».

Охарактеризованные уровни мотивации достижения успеха и определяют «поведенческий сценарий победителя» - человека, который активно действует, много и охотно работает, достигает желаемого результата.

Пожалуй, наиболее полное определение успеха с позиций психологии вывел А. С. Белкин. Успех - по его мнению - это «переживание состояния радости, удовлетворения от того, что результат, к которому личность стремилась в своей деятельности, либо совпадал с ее ожиданиями, надеждами (с уровнем притязаний), либо превзошел их. На базе этого состояния могут сформироваться устойчивые чувства удовлетворения, формируются новые, более сильные мотивы деятельности, меняется уровень самооценки, самоуважения. В том случае, когда успех делается устойчивым, постоянным, может начаться своего рода цепная реакция, высвобождающая огромные, скрытые до поры возможности личности, несущая неисчерпаемый заряд человеческой духовной энергии» [4, 31].

В педагогический обиход понятие ситуация успеха в качестве научной категории вошло сравнительно недавно, несмотря на то, что о необходимости возбуждения ревнования к успеху в обучении в конце XVIII в. писал И.И.Бецкой [см.: 5, 179]; в девятнадцатом столетии формирующее значение успеха очень точно охарактеризовал К.Д.Ушинский [см.: 25, 478-479]; в середине ХХ в. на необходимость опоры на педагогический потенциал успеха указывал В.А.Сухомлинский… [см.: 24, 166]

Рассматривая понятия «успех» и «ситуация успеха» как категории, обозначающие один из важных стимулов поведения и деятельности, в т. ч. познавательной деятельности, считаем необходимым осуществление анализа педагогического потенциала ситуации успеха прежде всего в рамках теории педагогического стимулирования познавательной активности учащихся.

Проблема педагогического стимулирования стала во второй половине двадцатого столетия предметом педагогических исследований (Л.Ю.Гордин, В.С.Ильин, А.П.Кондратюк, В.М.Коротов, И.Я.Лернер, М.И.Махмутов, З.И.Равкин, М.Н.Скаткин, Ю.П.Сокольников, Ю.В.Шаров, В.П.Шуман, Г.И.Щукина и др.). Значительная часть этих исследований проводилась в области дидактики и была нацелена на совершенствование содержания, организационных форм и методов обучения школьников. В работах, отражающих результаты исследований, освещены научно-теоретические положения, раскрывающие суть стимулирования как социального и психологического явления, обозначены истоки возникновения и процесс развития концепции стимулирования и ее понятийно-терминологического аппарата в зарубежной и отечественной психолого-педагогической науке.

Делись добром ;)