Создание благоприятных условий, способствующих облегчению периода адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения

контрольная работа

1.4 Условия, созданные в ДОУ для успешной адаптации детей раннего возраста

Формирование адаптационных механизмов зависит в первую очередь от умения воспитателей создавать атмосферу уюта и любви в группе. Ребёнок должен с желанием идти в детский сад и если он с первых дней почувствует атмосферу тепла и доброжелательности, то исчезнут его волнения и страхи, намного легче пройдет адаптация. При построении развивающей среды для детей от года до трех лет учитывала возрастные физиологические и психические особенности ребенка, повышенную двигательную активность и ярко выраженную познавательную деятельность, которая проявляется в неуемном стремлении исследовать все, что находится в поле зрения малыша.

Имеется всевозможный игровой и дидактический материалы для сенсорного развития, продуктивной и музыкальной деятельности, развития мелкой моторики, организации двигательной активности и др.

Материалы и оборудование создают оптимальную насыщенность (без чрезмерного обилия и без недостатка) целостную среду.

Все материалы и пособия, маркеры игрового пространства имеют постоянное место (т.к. дети раннего возраста плохо реагируют на пространственное изменение обстановки, предпочитают стабильность).

Игровой и дидактический материал расположен в поле зрения ребенка. Среда яркая, красочная, привлекает детей и вызывает у них положительные эмоции. А так же обеспечивает индивидуальную комфортность, психическую защищенность и эмоциональное благополучие.

Дети раннего возраста играют не вместе, а рядом, поэтому игровые и учебные зоны не пересекаются.

Групповые помещения условно подразделяются на три зоны, оборудованные различными центрами:

- Спокойная зона: «Центр познания», «Уголок уединения», «Центр книги», «Центр природы».

- Зона средней интенсивности: «Цент конструирования, «Центр воды и песка», «Лаборатория», «Центр социально-эмоционального развития», «Центр ИЗО-деятельности».

- Зона насыщенного движения: «Центр двигательной активности», «Центр ряженья», «Центр музыки», «Центр театра», «Центр игры».

У малыша появились такие важные качества, как самостоятельность, активность, инициативность, смелость и разумная осторожность.

Без движений не может осуществиться ни один вид детской деятельности. В том числе и игровой.Считаю, что играть с ребёнком надо с первой минуты появления его в детском саду. Более эффективного метода в педагогике пока не придумано, особенно это касается самых маленьких. Малыши охотнее шли в группу, мгновенно переставали плакать, если с ними играли, если переключали их внимание на активную двигательную деятельность, да ещё с игрушкой.

Движения являлись одним из средств общения маленьких детей. Сначала учила каждого ребёнка выполнять движения самостоятельно, действовать рядом с другими, не мешая ни кому. Затем объединяла в совместную деятельность двоих, а потом и нескольких детей. В играх с движениями это было сделать значительно проще, чем в любой другой деятельности.

Например, дети прокатывали, передавали мяч друг другу или в «машине» (обруче) «ехало» двое - водитель и пассажир.

Совместные движения приносили детям много радости. Общение в процессе выполнения различных движений складывалось значительно быстрее, приобщало малыша к коллективу, к деятельности вместе.

Чтобы ребенок не перевозбуждался, своевременно переключала его с подвижных игр на спокойные игровые действия, привлекая игрушкой, действиями с ней. Проводила увлекательные, способствующие развитию речи, творческой деятельности детей, пальчиковые игры. В ходе «пальчиковых игр» дети, повторяя движения взрослых, активизировали моторику рук. Тем самым у них вырабатывалась ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

Опыт моей педагогической деятельности свидетельствует: рисование необычными материалами и оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Рисование часто несёт в себе элементы психотерапии - успокаивает, отвлекает, занимает.

Поэтому в период адаптации проводила с детьми игровые занятия, с использованием нетрадиционных техник рисования.

При обучении детей 1 - 3 лет рисованию, активно использовала игру: обыгрывала сюжет будущего рисунка с помощью различных игрушек и предметов, сопровождала рисование эмоциональным комментарием, использовала стихи, потешки и т. д. Такой метод обучения позволял заинтересовать малышей, создавал необходимый эмоциональный настрой и положительный мотив деятельности.

Среди вспомогательных средств обучения самым действенным и организующим являлась музыка.

Предметно-развивающая среда в группе служит интересам и потребностям детей раннего возраста и их родителям, а ее элементы - оборудование, игрушки, игры, дидактический материал - развитию ребенка. Все элементы связаны между собой по содержанию, масштабу и художественному решению. Все это способствует эмоциональному благополучию ребенка, создает у него чувство уверенности в себе и защищенности.

Анализ адаптации детей раннего возраста.

При отслеживании течения адаптации каждого ребёнка в 2013 году удалось достичь определённых результатов:

- лёгкая степень - 44%

- средняя степень - 56%

- тяжёлая - нет.

Делись добром ;)