logo
Содержание, формы, методы эстетического воспитания детей

1.4 Содержание и методы эстетического воспитания в дошкольном учреждении

Содержание эстетического воспитания заключается в получении знаний, умений, навыков, воспитании и привитии чувств, потребностей, интересов, вкусов, оценок. Эстетические знания формируются у детей в ходе эстетического познаний окружающего мира, всего его многообразия и искусства как наиболее точного отображения прекрасного.

Жизненное разнообразие способствует появлению разнообразных жанров и видов искусства. Дошкольники знакомятся и познают графику, скульптуру, живопись и декоративно-прикладное искусство. Они получают знания также и о разнообразии жанров литературы и музыки, а именно о рассказах, сказках, повестях и др.; о танцах, песнях, маршах, балетах и операх для детей и др. Дошкольники усваивают базовые эстетические понятия, которые отражают наиболее важные эстетические особенности и специфику окружающей действительности. При помощи взрослых дети осваивают и понимают главные признаки красивого и некрасивого, возвышенного и низкого, печального и смешного, приобретают знания об этих признаках с целью овладения умениями и навыками, возможностью применения их и следования им, выражения собственных чувств.

Главная категория эстетики - категория прекрасного, в которой отражается не только эстетическая, но и нравственно-политическая оценка. Понятием о красивом дети овладевают в раннем детстве посредством предметов быта, игрушек, окружающих детей, произведениями искусства. К старшему дошкольному возрасту поэтапно дети усваивают понятие прекрасного и применяют его к явлениям жизни, природы, к оценке действий людей и их поступков. Они понимают, какие действия людей можно оценить как прекрасные, а какие как безобразные. Также дети начинают понимать смешное, комическое, которое в действительности является специфическим отклонением от нормы, нарушающим единство содержания и формы и законы красоты. В комическом освещаются противоречия между новым и старым, между должным, желаемым и реальным. В действительности и искусстве для выражения комического используются разнообразные средства. Дошкольникам в большей степени доступен юмор, смешное в разнообразных ситуациях.

Наивысшей реализацией эстетического освоения человеком действительности является искусство, или художественная деятельность. Прекрасное в окружающем мире им утверждается, а безобразное - страстно отрицается. Задача искусства - раскрыть истинную, не всегда замечаемую красоту природы, человека, созданное человеком. Искусство обостряет, сосредоточивает и преобразует эстетические чувства человека и создает эстетические суждения, которые могут быть объективными и содержательными.

Сведения о разнообразных видах искусства дети узнают еще в раннем детском возрасте, так как игрушка, книжки, картинки, музыка появляются в жизни ребенка довольно рано. Старшие дошкольники помимо видов знают еще и жанры искусства: изобразительного, литературного и музыкального. Содержание знаний об изобразительном искусстве состоит из знаний о книжном рисунке, эстампе, аппликации, декоративно-прикладном и народном искусстве, живописи, пейзаже, скульптуре, натюрморте и др. Также у детей появляются знания о выразительных средствах искусства.

Наряду со знаниями изобразительного искусства формируются и знания о музыке: инструментальной и вокальной, разнообразии ее тем, жанров, построении отдельных произведений, средствах музыкальной выразительности, разнообразных музыкальных инструментах. Дошкольники узнают народные танцы и песни, хороводы, произведения современной и классической музыки.

Эстетическое воспитание включает в себя и становление знаний о зарубежной и отечественной художественной литературе: получение знаний о рассказах, стихах, фольклорных элементов, умение видеть и понимать литературные изобразительно-выразительные средства. Дети-дошкольники более старшего возраста уже знакомы с выдающимися зарубежными и отечественными писателями, художниками, композиторами, иллюстраторами.

Совместно с получением и усвоением знаний в эстетическое воспитание входит освоение дошкольниками эстетических навыков, связанными с эстетическими эмоциями, отношениями и чувствами.

При овладении музыкальными знаниями дети усваивают навыки культуры слушания музыки, исполнительские навыки: игры на детских музыкальных инструментах, певческими, музыкально-двигательными навыками. в процессе изучения и слушания музыки дети стают способны различить жанры музыкальных произведений, их настроение, учатся видеть, слышать и понимать основные средства музыкальной выразительности. Во время пения дети овладевают навыками правильного дыхания, дикции, звукообразования, слаженности и строя; во время осуществления музыкально-танцевальных движений дети учатся воспринимать музыкальный образ, средства его воплощения и соответствующие им движения; в обучении игре на детских музыкальных инструментах дошкольники получают ансамблевые навыки. Все перечисленные навыки способствуют формированию у детей выразительности при пении, танцах, вождении хороводов, при музыкальной игре.

В изобразительной деятельности дошкольники овладевают умениями и навыками наблюдения за явлениями природы, предметами окружающей действительности, учатся видеть и понимать их, различать общие и индивидуальные свойства объектов, которые помогают изобразить наблюдаемое. Дети-дошкольники учатся воспринимать и анализировать произведения изобразительного искусства и используемые выразительные средства, могут различить жанры произведений изобразительного искусства. Дети учатся понимать идею, о которой "говорится" в картине или скульптуре, передаваемое настроение, высказывать собственное отношение. При изображении разнообразных объектов действительности дошкольники усваивают навыки четкой передачи цвета, строения, величины и формы предмета. В старшем дошкольном возрасте дети могут изображать с натуры, хотя эта задача является основной в школе. При рисовании сюжета дошкольники учатся цельно изображать картины природы, эписоды литературных произведений, события жизни. С этой целью дошкольников знакомят с приемами композиции, прививают им умения грамотно располагать предметы в пространстве и или на основании, устанавливать верные пространственные отношения на полосе, линии, в ряд. Дошкольники учатся способам изображения линейной перспективы, а именно, далеко, дальше, ближе. Дети усваивают начальные компоненты композиции, изображение движений и действий в пространстве.

С раннего детства и постепенно дети учатся украшать предметы; передавать ритмический порядок элементов в орнаменте; рассредоточивать узоры на разных основаниях; строить ассиметричные и симметричные узоры, в зависимости от формы основания; выполнять узоры в зависимости от стиля определенного национального декоративного искусства как в системе элементов, так и по цветовой гамме.

Также в состав изобразительной деятельности включают конструирование. В данном виде изобразительной деятельности дошкольники овладевают навыками и умениями создания объектов и предметов и из готовых частей, так и из разнообразных материалов. Дошкольниками приобретаются умения и навыки создания вертикальных и горизонтальных построек, придания им устойчивости посредством перекрытий и прочного скрепления частей в зависимости от материала. Значительное внимание уделяется обучению дошкольников техническим навыкам: навыкам рисования карандашом, углем, красками, фломастером, мелками; сочетания различных материалов, использования разнообразных способов вырезания ножницами. Дошкольников учат работе с глиной, другим природным материалом, пластилином.

Содержание эстетического воспитания включает в себя развитие самостоятельных, творческих, поисковых способов действий у дошкольников. Детская самостоятельность при художественной деятельности является показателем осуществленного художественного развития ребенка, так как она осуществляется по его желания, соответствует его интересам, становится потребностью. Наличие этой деятельности говорит о благоприятном влиянии грамотно организованного обучения в детском саду и благоприятной семейной атмосфере. Разнообразие задач и содержания эстетического воспитания требует разнообразия как методов, так и форм организации эстетического воспитания в детском саду.