Содержание уроков технологии как средства совершенствования эстетической подготовки учащихся
2.1 Урок технологии. Специфика и типы уроков технологии
В настоящее время общество выдвигает новые требования к трудовой подготовке школьников. Основной целью школьного обучения становится формирование творческой, продуктивно мыслящей личности, владеющей универсальными учебными действиями, взаимосвязанными способами преобразующей деятельности. Это связано с тем фактом, что в современном информационно-компьютерном способе производства главенствующим становится умение осуществлять поиск оптимальных (наилучших) способов создания продукции.
Особое внимание в каждой теме необходимо уделить практическим творческим работам детей [20]. Еще в прошлом русские педагоги рекомендовали придерживаться в воспитании тех стадий художественно-творческой деятельности, через которые постепенно проходят все дети, а именно:
1. Простое выражение ребенком в выполняемых работах своих представлений о вещах.
2. Возникновение интереса к результатам своего труда.
3. Возникновение интереса к дальнейшему практическому применению выполненной им работы.
4. Заметное выделение на первый план эстетического элемента в творческой деятельности.
Основной акцент практических занятий программы направлен не на приобретение школьником профессиональных умений и навыков по декоративному искусству, а на самовыражение нравственно-эстетических чувств и настроений.
Главный смысл творческих работ - нравственный поступок: подарок, стремление к доброте, красоте и счастью.
Урок был и остается основной формой организации учебно-воспитательного процесса. Наибольшей педагогической эффективности достигают те уроки, на которых комплексно решаются проблемы обучения, воспитания и развития детей.
По сравнению с другими учебными дисциплинами уроки трудового обучения имеют свои специфические особенности.
Основная масса учебного времени отводится на практическую работу. Практическая работа имеет четко выраженную общественно полезную направленность: все изготавливаемые детьми изделия находят практическое применение в школе.
Работа режущими инструментами обязывает учителя строго соблюдать правила техники безопасности.
Изготовление общественно полезных вещей требует, каждом уроке постановки четких, конкретных дидактических целей. Различные виды деятельности на уроках технологии требует разностороннего и гибкого использования всех имеющихся в арсенале современного учителя форм, методов и приёмов обучения, связи уроков трудового обучения с другими предметами.
Типы уроков определяют по разным критериям. Одни методисты определяют типы уроков по содержанию, например урок по обработке ткани, бумаги, разных материалов; другие по способу проведения, например уроки-экскурсии, уроки по самостоятельному изготовлению изделий; третьи - по целям обучения, например уроки по формированию трудовых умений, комбинированные уроки.