logo
Современные тенденции в постановке целей и формировании идеалов в образовании и воспитании

Глава 3. Современные тенденции в постановке целей и формировании идеалов в образовании и воспитании

Любое цивилизованное государство должно задавать рамки образа идеальной личности - гражданина этого государства. Выдержки из Конституции РФ, ФЗ "Об образовании", "Федеральной целевой программы развития образования до 2010 года" позволяют и нам обрисовать эти рамки [14]:

- государство гарантирует "гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье";

- "Гражданам Российской Федерации гарантируется возможность получения образования независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным организациям (объединениям), возраста, состояния здоровья, социального, имущественного и должностного положения, наличия судимости";

- "Содержание образования должно быть ориентировано на: обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации; развитие общества; укрепление и совершенствование правового государства".

Гуманистический характер образования означает приверженность неким общим, "вечным" принципам и нормам. Это стремление видится правильным в силу того, что оно обусловлено культурными общечеловеческими традициями. Идеал не может быть сформулирован на основе приходящих правил, привычек и пр., он должен формироваться на основе традиции. Об этом в частности говорит И.П. Подласый.

Гуманизм (от лат. humanus -- человеческий, человечный) прежде всего, означает человечность: любовь к людям, высокий уровень психологической терпимости (толерантности), мягкость в человеческих отношениях, уважение к личности и ее достоинству. В конечном счете, понятие "гуманизм" оформляется как система ценностных ориентации, в центре которых лежит признание человека в качестве высшей ценности.

С содержательной стороны реализация принципов гуманизма в воспитании и образовании означает проявление общечеловеческих ценностей. В понятие "общечеловеческие ценности" в данном случае вкладывается два дополняющих друг друга смысла. Во-первых, общечеловеческие ценности -- это ценности, значимые не для какого-то узкого, ограниченного круга людей (социальной группы, класса, партии, государства), что имеет значение для всего человечества. Они в той или иной форме присущи всем социальным общностям, социальным группам, народам, хотя не у всех выражены одинаковым образом. Во-вторых, общечеловеческие ценности -- это предельные, исторически и социально нелокализируемые ценности.

Эти ценности мы находим и в формулировках Аристотеля и Руссо, Макаренко и Ушинского, Выготского и др.; в конституциях Великобритании, США и России; в религиозных текстах мусульман, христиан и иудеев. Это ценность человеческой жизни и здоровья, ценность семьи и дружбы, ценность доброты и любви, ценность взаимопомощи, самопожертвования, ценность любви к собственному дому, городу, стране, миру, природе и пр.

Часто формулировки гуманистов вызывают улыбку как чересчур сентиментальные, реализовать которые в современном мире невозможно. Вот что по этому поводу пишут эксперты [4, C.23]: "Разумной альтернативы всестороннему и гармоническому гуманистическому воспитанию нет. Оно по-прежнему остается идеалом, к достижению которого необходимо стремиться. Это не отдаленный идеал, а вполне достижимая при разумной организации и поддержке всего общества цель".

"Сегодня, пишет И.П. Подласый, главная цель - способствовать умственному, нравственному, эмоциональному и физическому развитию личности, всемерно раскрывать ее творческие возможности, формировать гуманистические отношения, обеспечивать разнообразные условия для расцвета индивидуальности ребенка с учетом его возрастных особенностей" [10, C. 201].

Воспитание гуманистических ценностей в подрастающем поколении задается в наших школах пока рамочно. На сегодняшний день крайне мало отечественных воспитательных систем, способных реализовать высокие цели в современных условиях. В данной работе в Приложении 1 приведены те из воспитательных систем, которые своей научной проработкой и опытом реализации доказывают возможность претендовать на право называться системой, реализующей современные цели воспитания. В Приложении рассматриваются основные характеристики этих систем, без претензии на попытку их оценивания или критики.

Если касательно целей воспитания гуманистических ценностей ясно, то, как обстоят дела с системой современного образования? Актуальные тенденции в образовании на сегодняшний день - это увеличение количества необходимых для усвоения знаний, постоянная необходимость обновления умений и навыков, частая смена профессиональных требований, высокая плотность конкуренции на профессиональном рынке.

В подобной ситуации многие образовательные системы и институты не успевают за требованиями времени. Зачастую это даже невозможно. Как, например, можно передать современному школьнику тот объем знаний, который накопился за три тысячелетия? Даже чрезмерное уплотнение знаний и растягивание сроков обучения не позволяют сделать этого. И здесь снова на первый план выходят универсальные умения человека анализировать, оценивать, выбирать. Эти умения должны применяться осознанно, что опять же невозможно при отсутствии у человека всестороннего воспитания в духе принципов гуманизма. Оно позволяет человеку с большей долей объективности подходить к оценке окружающей его действительности и самостоятельно выбирать для себя будущее, самостоятельно формулировать профессиональные, личные цели, на основе которых уже и будет подбираться необходимый объем знаний, умений и навыков.

Большинство педагогов, таких как Б.Д. Эльконин [15], В.И. Слободчиков [12] и др. уверены, что идеальным периодом для становления подобной самостоятельности является юношеский возраст. Но чтобы возможность для самоопределения вообще существовала, необходима соответствующая педагогическая работа с ребенком с его самого раннего детства.

Вообще полагание целей в образовании и воспитании - это не пересмотр всего накопленного опыта педагога. Многие эксперты замечают парадоксальную вещь: именно советское время с его режимом и строгой цензурой подарило нам талантливых педагогов вроде Выготского и Макаренко, которые, по сути, предложили абсолютно новое направление педагогической мысли. И это направление было отчасти основано на старой идеологии, старой школе, с новыми мыслями, свежими идеями, но с вечными принципами и идеалами.

Все это позволяет говорить о том, что именно подход к формированию образа идеального человека, принципы к планированию целей в образовании и воспитании делают эти самые процессы (образование и воспитание) иными. Опыт показывает, что исследователи, которые видят решение проблем образования в придумывании новых идеалов (возьмем пример постмодернистов) со временем приходят в тупик. Происходит это от того, что представляемый ими образ ни на чем не основывается, оставаясь лишь проектом на бумаге, оставляя в стороне накопленный веками опыт человеческих взаимоотношений, выраженный в непреходящих ценностях. Это отчасти и задает тон некоторым авторам - постмодернистам, которые в пику своим коллегам говорят о том, что именно разрушение образа личности, складывавшегося веками, отказ от него ведут к глобальным проблемам в обществе.

Подводя итоги вышесказанному, выделим следующие актуальные характеристики процессов целеполагания и формирования идеальных образов в образовании и воспитании:

- формулирование целей в образовании и воспитании на сегодняшний день происходит на основании принципов гуманизма;

- влияние государства на процесс целеполагания остается на высоком уровне;

- возрастает роль общественных структур (например, Общественная Палата) в процессах целеполагания;

- вследствие быстрого ритма жизни цели постоянно конкретизируются и обновляются;

- образ идеальной личности на сегодняшний день задается понятиями "всесторонне развитая", "развивающаяся", "гуманная"; определяется качествами: патриотичная, высокопрофессиональная, мобильная, интеллектуально развитая;

- существуют попытки целенаправленного формирования образа идеальной личности в школах (на низком уровне), через СМИ, художественными средствами; значительно уменьшилась роль церкви в процессе формирования образа; стали забываться семейные традиции, практически не транслируются семейные ценности;

- сфера образования пытается восполнить дефицит в процессах целеполагания новыми методами и методиками педагогической, воспитательной работы, удачно используются наработки личностно-ориентированного образования, развивающего образования.

Как уже было сказано процесс обновления целей в воспитании и образовании не требует ломки всей системы образования. Достаточно ввести изменения в методы педагогической работы, добиться реализации принципов обучения и воспитания на практике.

В.Г. Крысько приводит список принципов обучения и воспитания, составленный на основе традиционных дидактических принципов с учетом гуманистических принципов воспитания личности [7, C. 42]:

- индивидуальный и дифференцированный подход к учащемуся;

- образование и воспитание через групповую и коллективную работу;

- воспитание и образование в процессе деятельности;

- уважение личного достоинства каждого;

- единство, согласованность, преемственность в образовании и воспитании.

Подобные формулировки можно увидеть практически в каждом учебнике по педагогике, некоторые из них были составлены еще в советское время, успешно апробированы Макаренко и др. Актуальны они и сейчас. Но реализация этих принципов на практике на основе переписывания опыта того же Макаренко уже невозможна. На это указывает и В.Г. Крысько, приводя в довесок к этим принципам примеры методических наработок некоторых авторов. В частности он приводит список основных методов воспитания:

- убеждение;

- пример;

- поощрение;

- соревнование;

- принуждение;

- упражнение.

Некоторые из перечисленных методов давно доказали свою работоспособность. Но в наше время и они нуждаются в тщательной доработке, составлении новейших методических сопровождений. Так метод примера будет недейственен для подростков современной школы, если его содержание будет подобным тому, о чем писали в советских учебниках. К сожалению, подобные несуразицы встречаются и сейчас, когда в современном 14-летнем юноше пытаются воспитать любовь к Родине на рассказах о Гражданской войне.

Именно в обновлении методического материала, многократном уточнении целей в образовании и воспитании, переводе гуманистических принципов в образ, актуальный для современности и видится перспектива развития процессов целеполагания в образовании и воспитании.

образование воспитание дидактический гуманистический