Современное понимание патриотизма и проблемы его формирования как качества личности

курсовая работа

1.1 ПОДХОДЫ К ПОНИМАНИЮ ПАТРИОТИЗМА

Патриотизм (греч. patriotes - соотечественник, patris - Родина, Отечество) зачастую трактуется как нравственный и политический принцип, духовное чувство, которое содержит в себе любовь к Отечеству, преданность ему, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защищать интересы Родины.

Являясь конкретно-историческим понятием, патриотизм в каждой эпохе может иметь различные социальные и аксиологические интерпретации. Однако основной принцип остаётся тем же, как и структура его составных элементов: отчий дом - родной край (малая родина) - место обитания народа - страна в целом, и связан он с процессом самоидентификации, то есть, осознанием себя членом какой-либо группы, принимая на себя свойства этой группы и ответственность за неё. Последние два элемента структуры не обязательно предстают в такой последовательности, так как государственные границы иногда не совпадают с местами обитания народов. В этом смысле патриотизм - понятие, не всегда созвучное с понятием государства, хотя и тесно связано с ним и более выражено в понятии «Отечество». Термин «патриотизм» означает, помимо этого, преданность народа, уважение к его истории, традициям и культуре.

Содержание и направленность патриотизма определяются, прежде всего, морально-нравственным духом общества, его историческими основами. Роль и значение патриотизма возрастают в разные периоды социальных преобразований.

Как понятие, патриотизм возник в сравнительно давние времена. И, возможно, ещё до существования государства, он проявлялся на физиологическом и психологическом уровне, как попытка защитить собственность и других членов племени.

Уже Платон имел аргументы в пользу того, что родина дороже отца и матери. В более развитой форме любовь к Отечеству, как высшую ценность, видят в своих трудах такие мыслители, как Н. Макиавелли, Ю. Крижанич, Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Фихте.

Под патриотизмом понималось служение народу, государству и власти; в Древней Греции, Риме и средневековье он трактовался как чувство преданности к определённой нации, державе и её институтам [Антипов, 1987, с. 148].

Идею патриотизма как основу объединения русских земель в борьбе против общего врага уже отчётливо можно увидеть в «Повести временных лет» и в проповедях преподобного Сергия Радонежского. В Киевской Руси смерть за родные земли считалась почётным долгом перед Родиной. При освобождении страны от чужеземного ига и формирования единого государства, патриотические идеи усиливаются, приобретая материальную основу, и становятся одной из форм проявления государственного патриотизма. Во времена Петра Великого Отчизна начала отождествлять себя с определённой территорией и исторически сложившегося на ней общества. Таким образом, патриотизм, проявленный на государственном уровне, становится важнейшим направлением деятельности государственных и общественных институтов [Тюрин, 1987, с. 33-78].

Множество педагогов и мыслителей прошлого, раскрывая роль патриотизма в процессе личностного развития, указывало на их многостороннее формирующее влияние. Так, например, К.Д. Ушинский считал, что патриотизм является и как важная задача воспитания, и как мощный педагогический инструмент: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь даёт воспитанию верный ключ к сердцу человека и великую опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями» [Ушинский, 2011, с. 97].

И.А. Ильин писал: «Люди на уровне инстинкта, естественно и незаметно приспосабливаются к окружающей их среде, к природе, к соседям и культуре своей страны, к быту своего народа. Но именно поэтому духовная сущность патриотизма остаётся почти всегда за границей их сознания. Тогда любовь к родине живёт в душах в виде неразумной, предметно неопределённой склонности, которая то совсем замирает и теряет свою силу, пока нет надлежащего раздражения (в мирные времена, в эпохи спокойного быта), то вспыхивает слепою и противоразумною страстью, пожаром проснувшегося, испуганного и ожесточившегося инстинкта, способного заглушить в душе и голос совести, и чувство меры и справедливости, и даже требования элементарного смысла» [Ильин, 1993, с. 71].

Но, несмотря на давность своего происхождения, это понятие, как и прежде, не имеет конкретного определения, поэтому существует необходимость более подробного его обзора.

В толковом словаре В.И. Даля слово «патриот» означает «любитель отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб, отечественник или отчизник» [Даль, 1955, с. 144].

Патриотизм как качество личности проявляется в любви и уважении к своей Родине, к соотечественникам, в преданности и готовности служить своему Отечеству.

Педагогический энциклопедический словарь предлагает следующее определение патриотизма: «…любовь к отечеству, к родной земле, к своей культурной среде. С этими естественными основаниями патриотизма как природного чувства соединяется его нравственное значение как обязанности и добродетели. Ясное сознание своих обязанностей по отношению к отечеству и верное их исполнение образуют добродетель патриотизма, которая издревле имела и религиозное значение...» [Бим-Бад, 2003, с. 83].

Патриотизм - это социальное явление, которое имеет большую устойчивость и долгую жизнь в народе, даже при его разрушении. Истинный и духовный в своей сущности патриотизм предполагает бескорыстное, беззаветное служение Отечеству. Он был и остаётся нравственным и политическим принципом, социальным чувством, содержание которого выражается в любви к Отчизне, преданностью, гордостью за её прошлое и настоящее, в стремлении и готовности её защищать. Патриотизм является одним из наиболее глубоких чувств, закреплённых веками борьбы за свободу и независимость Родины.

А.Н. Вырщиков, М.Б. Кусмарцев полагают, что патриотизм - это не движение против чего-либо, а движение за те ценности, которыми располагает общество и человек. Патриотизм - это, прежде всего, состояние духа, души [Вырщиков, 2005, с. 36].

Следовательно, по их мнению, речь идёт о наиболее важном отечественном социально-культурном постулате, который раскрывает смысл воспитания: высшей ценностью является человек, который хочет и умеет любить, а высшей ценностью самого человека является любовь к своей Родине. «Идея патриотизма во всей истории занимала почётное место не только в духовной жизни общества, но и во всех важнейших сферах его деятельности - в идеологии, политике, культуре, экономике, экологии и т.д. Патриотизм - составной компонент национальной идеи России, неотъемлемая часть отечественной науки и культуры, выработанный веками. Он всегда расценивался как источник мужества, героизма и силы российского народа, как необходимое условие величия и могущества нашего государства» [Вырщиков, 2005, с. 49].

Анализ мнений историков, философов, писателей, касающийся сущности рассматриваемого понятия показывает, что понимание патриотизма многообразно и несколько неоднозначно. Это связано со сложным характером явлений, разнообразием форм, рассмотрением проблемы патриотизма всевозможными исследователями в различных исторических, социально-экономических и политических условиях, а также в зависимости от множества позиций.

Делись добром ;)