Система оценки качества учебных достижений учащихся в общеобразовательной школе
3.1 Авторская система оценивания учащихся на уроках физики
Цель: создание системы оценивания учащихся, адекватной современным направлениям модернизации образования
Задачи:
Создать систему оценивания:
- направленную на развитие у учащихся способностей к самоконтролю и самооценке;
- дающую возможность учитывать действительную динамику учения и обучения учащихся;
- ориентированную на индивидуальную, проектную, опытно-экспериментальную, творческую работу учащихся
Основополагающие принципы:
1. Принцип положительной установки
Очень важна позитивная педагогическая оценка любого результата - адресная похвала при хорошем результате и перспективная, направленная на будущий успех оценка при плохом . При этом необходимо искренне верить в потенциал каждого ребенка, в обязательную положительную динамику его достижений.
2. Принцип комптентностного оценивания
При текущем контроле необходимо оценивать не только фактические знания, но и поощрять личностные достижения учащихся, оценивать образованность ребенка по результатам его собственного продвижения, способствовать развитию рефлексивных умение и самооценки учащихся .
3. Принцип непрерывности
Оценивание не должно быть дискретным, три оценки за триместр по предмету не отражают динамики обученности. Поэтому необходим постоянный, непрерывный контроль, позволяющий не выпадать из образовательного процесса слабым учащимся и быть в постоянном мотивационном тонусе отличникам.
Инновационный метод оценивания - Метод накопительного балла
Суть метода: На каждом уроке в отдельном «Листе накопления баллов» каждому учащемуся выставляется на отдельных этапах урока баллы.
Этап урока |
Предмет оценивания |
Количество баллов |
|
Проверка домашнего задания |
Письменное оформление домашнего задания в отдельной тетради для домашних работ |
1-3 балла |
|
Рецензирование устного ответа |
Рецензия устного ответа учащегося с места |
1 балл |
|
Диагностика уровня знаний |
проверочный мини-тест (в тесте 3 вопроса по типу части А ЕГЭ) А1 А2 А3 1 2 3 4 |
1-3 балла (по 1 за каждый правильный ответ) |
|
Изучение новой темы |
Высказывание мнений, гипотез, доказательств и т.д. |
1 балл |
|
Работа с макетом конспекта |
Озвучивание заполненного макета конспекта по тексту параграфа для самопроверки |
1 балл |
Таким образом, за урок есть возможность получить до 8 баллов.
Тема делится на разделы. Итоги подводятся по целому разделу (8-10 уроков) по общей сумме баллов. При этом всегда выявляются лидеры, что стимулирует дополнительное соревновательное настроение между сильными учащимися. Слабые учащиеся стараются чаще поднимать руку на уроке, участвовать в обсуждении, ведь баллом на этапе изучения новой темы оценивается не только правильное мнение, но и любое предположение.
Анализ устного ответа учащегося:
Устный ответ по параграфу с последующей рецензией ответа другим учащимся - обязательный компонент учебного процесса. При этом педагогическое воздействие носит характер сотрудничества.
Рецензер оценивает ответ по плану:
1) полнота ответа (если ответ неполный, то дополняет его;
2) точность ответа (если были ошибки или неточности в ответе исправляет их)
3) логичность ответа (умение строить план ответа, делать выводы по параграфу)
После рецензии учащийся называет свою оценку ответу. Как правило она оказывается объективной. Почти в 90% случаях я соглашаюсь с поставленной оценкой, высказывая лишь похвалу или надежду на лучший ответ в дальнейшем.
Оценивание письменных работ (тестов, самостоятельных, контрольных) проводится также по сумме баллов за каждое задание. В соотношении с максимальным баллом учащийся сам анализирует свой результат (90-100% оценка «5», 75-90% оценка «4», 60-75% оценка «3», ниже - оценка «2»)
При сложных заданиях нижний порог может составлять 50%)
Система оценивания апробирована на протяжении 3 лет и дает ожидаемые результаты, заявленные в задачах системного подхода.
Таким образом, реализуются все принципы оценивания, система становится прозрачной для учащихся и повышается ее объективность. Растет роль самооценки личностных достижений, прослеживается динамика и тенденция по каждому учащемуся.