Система внеклассных занятий по литературному чтению на примере изучения произведений Владимира Ивановича Даля

дипломная работа

Технология проектирования системы внеклассных занятий по литературному чтению, направленных на формирование интереса к чтению учащихся 2 класса на примере изучения произведений В. И. Даля

Данное проектирование предполагает разработку и использование системы внекласссных занятий по литературному чтению, направленных на формирование интереса к чтению учащихся 2 класса на примере изучения произведений Владимира Ивановича Даля. Исходя из этого обратимся к понятию система.

Система - (от греч . sysntema - целое, составленное из частей; соединение), множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующих определенную целостность, единство. [http://www.vseslova.ru/index.php?dictionary=bes&word=sistema1]

Система (гр. - составление из частей) - есть ограниченное множество взаимодействующих элементов. Для системы характерно наличие компонентов, связей (структуры) между ними, наличие ведущего звена, неразрывное единство со средой, во взаимоотношениях с которой система выражает свою целостность. Педагогические системы обладают этими же качествами. Среди всех видов систем это наиболее сложная, состоящая из подсистем, включающая как людей, так и процессы, предметы, действия. В этих системах поведение каждого элемента влияет на поведение всех и систему в целом. Система - это такое целое, которое нельзя разделить на независимые части: каждая часть системы обладает качествами, которые теряются, если ее отделить от системы, и каждая система обладает такими качествами, которые отсутствуют у ее частейТермин «система» вошел в русский язык во времен Петра I. [В. С. Безрукова Основы духовной культуры]

С.И.Ожегов трактует это понятие неоднозначно, но основным значением является «форма организации чего-либо».

Рассмотрим, что представляет собой система внеклассных занятий.

По мнению Цукерман Г.А., система внеклассных занятий - это форма организации таких занятий, реализация которых требует единства принципов и методов, а также общей цели их выполнения вне урока.

Данное определение отражает специфику указанного выше понятия, его суть.

Разработанные нами занятия имеют следующую структуру:

1. Вводное занятие

2. Два занятия, направленные на изучение и анализ произведений В.И.Даля

3. Обобщающее занятие

Тематика занятий:

1. Внеклассное мероприятие, посвященное Владимиру Ивановичу Далю «Собирал человек слова…»

2. Сказка В.И.Даля «Девочка-Снегурочка»

3. В.И.Даль, сказка “У тебя у самого свой ум”

4. Обобщение и систематизация знаний учащихся о жизненном и творческом пути Владимира Ивановича Даля, произведениям «Девочка-Снегурочка» и «У тебя у самого свой ум».

Общая цель предложенной системы внеклассных заятий заключается в следующем: формировать интерес к чтению у учащихся 2 класса через использование предложенной системы внеклассных занятий по литературному чтению на примере изучения произведений В.И.Даля.

Реализацию проекта мы предусмотрели в соответствии с общепедагогическими принципами, которые позволяют создавать оптимальные условия для самореализации учащихся, позволяют учитывать возрастные и индивидуальные особенности ребенка, а именно:

1. Принцип сознательности и активности. В основе данного принципа лежат установленные наукой закономерные положения: сущность образования составляют глубоко и самостоятельно осмысленные знания о жизненном и творческом пути В.И.Даля, приобретаемые путем интенсивного напряжения собственной мысли; сознательное усвоение знаний зависит от ряда условий и факторов - мотивов обучения, уровня и характера познавательной активности учеников, организации учебно-воспитательного процесса и управления познавательной деятельностью, применяемых учителем методов и средств обучения и др.; собственная познавательная активность школьника является важным фактором обучения и оказывает решающее влияние на темп, глубину и прочность овладения учебным материалом.

2. Систематичность и последовательность. Этот принцип опирается на следующие научные положения: ученик только тогда обладает настоящим и действенным знанием, когда в его мозгу отражается четкая картина окружающего мира; главным способом формирования системы научных знаний является определенным образом организованное обучение; система научных знаний создается в той последовательности, которая определяется внутренней логикой учебного материала и познавательными возможностями учеников; процесс обучения, состоящий из отдельных ступеней, протекает тем успешнее, чем меньше в нем перерывов, нарушений последовательности, неуправляемых моментов. Если систематически не упражнять навыков, они утрачиваются; если не приучать учеников к логическому мышлению, они будут испытывать затруднения в мыслительной деятельности; если не соблюдать системность и последовательность в обучении, процесс развития замедляется. Систематичность и последовательность позволяют за меньшее время достичь больших результатов. К.Д.Ушинский писал: «Только система, конечно, разумная, выходящая из самой сущности работы, дает нам полную власть над нашими знаниями». На практике принцип преемственности, последовательности и систематичности реализуется в процессе планирования Систематичность и последовательность будут выражаться в том, что выполнение заданий, направленных на формирование интереса к чтению будут осуществляться на каждом внеклассном занятии.

3. Принцип прочности. В данном принципе закреплены закономерности: усвоение содержания образования и развитие познавательных сил учеников - две взаимосвязанные стороны процесса обучения; прочность усвоения учениками учебного материала зависит не только от объективных факторов: содержания и структуры этого материала, но и от субъективного отношения учеников к данному учебному материалу, обучению, учителю; прочность усвоения знаний обусловливается организацией обучения, использованием различных видов и методов обучения, а также зависит от времени обучения; память учеников имеет избирательный характер: чем интереснее для них тот или иной материал, тем прочнее он закрепляется и дольше сохраняется. Принцип прочности реализуется в том, что формируется интерес к чтению.

4. Принцип доступности. Принцип доступности обучения вытекает из требований, выработанных многовековой практикой обучения, с одной стороны, и закономерностей возрастного развития школьников, организации и осуществления дидактического процесса в соответствии с уровнем развития учащихся - с другой. Доступным для ребенка является лишь то, что соответствует его уровню мышления, объему накопленных знаний, умений, способов мышления. В нашем проекте принцип осуществляется через подбор заданий на внеклассные занятия, доступных для восприятия учащихся 2 класса.

5. Принцип гуманизации, который в современной региональной концепции образования предполагает соблюдение следующих видов принципов:

· принцип индивидуализации - каждый учащийся имеет право на собственную точку зрения, право на представление своего мнения;

· принцип проблематизации - столкновение нескольких точек зрения учащихся, например, при выполнении задания во время внеклассного занятия;

· принцип диалогизации - создание ситуации диалога благодаря постановке вопросов учителем и возможности задавать их как учителю, так и другим учащимся из класса.

6. Принцип единства требований и уважения к личности воспитанника. Требовательность является своеобразной мерой уважения к личности ребенка. Эти две стороны взаимосвязаны как сущность и явление. Уважать ребенка и предъявлять требования к нему - это значит внимательно относиться к нему, знать его сильные и слабые стороны и создавать необходимые условия для его дальнейшего роста и совершенствования. А.С. Макаренко отмечал: « Если бы кто-нибудь спросил, как бы я мог в краткой формуле определить сущность моего педагогического опыта, я бы ответил, что как можно больше требования к человеку и как можно больше уважения к нему» [25, с.65].

7. Принцип развития инициативы, самодеятельности, изобретательства, детского технического и художественного творчества требует, чтобы в ходе воспитательной работы в полной мере учитывались пожелания самих школьников, их инициативные предложения и действия, чтобы каждый ученик в ходе проведения внеклассных мероприятий выполнял бы определенный вид деятельности. Действие, совершаемое ребенком, не должно быть вынужденным, не «прожитым». Оно должно быть актом его свободного выбора, свободного волеизъявления. Это действие учащийся должен совершить сам, не под давлением. Необходимо отказаться от чрезмерной регламентации, администрирования, подавления инициативы, самостоятельности и творчества. Следует опираться на доверие, разнообразить виды поручений и пр. Такой принцип требует от педагогов умелого содействия в развитии самодеятельности школьников. Учителю необходимо поддерживать полезные начинания детей, совместно с ними обсуждать их нужды, поощрять полезную инициативу, развивать самостоятельность и творчество в детской среде; важно повышать роль ученического актива в коллективе кружков, клубов, его ответственность за общественные дела [21, с.152]. По мнению Ю.К. Бабанского, это значит «добиваться того, чтобы внеклассная работа организовывалась на основе ученического самоуправления при тактичном педагогическом руководстве».

8. Принцип оптимизации, постоянного приведения методов и приемов интеллектуальной, трудовой, любой другой деятельности в соответствие с целями внеклассной воспитательной работы, содержанием и реальной психологической ситуацией. Методы воспитания рождаются в системе конкретно-исторических общественных отношений. Их сущность и форма проявления зависит от характера общественных отношений, от возрастных особенностей детей.

Делись добром ;)