Синтез музыкального и изобразительного искусства на учебных занятиях по музыке в общеобразовательной школе

курсовая работа

2.2 Конспект урока в 5 классе по программе «Музыка» Критской. Тема раздела «Музыка и изобразительное искусство», тема урока «Аве Мария»

Цель: Увидеть как в музыке и живописи передается образ матери, Аве Марии.

Задачи:

I. Повторение пройденного материала.

II. Рассмотреть картину Рафаэля Санти «Сикстинская Мадонна»

III. Проанализировать произведение Ф. Шуберта «Аве Мария»

IV. Вокально-хоровая работа

Исполнение песни «Мама»

План урока:

I. Орк момент 2 мин

II. Повторение пройденного материала 5 мин

III. Рассмотреть картину Рафаэля Санти «Сикстинская Мадонна» 10 мин

IV. Проанализировать произведение Ф. Шуберта «Аве Мария» 10 мин

V. Вокально-хоровая работа. Исполнение песни «Мама» 10 мин

VI. Письмо маме 5 мин

VII. Итог урока. Оценки за урок 3 мин

Ход урока

I. Орк момент

II. Повторение пройденного материала

III. Рассмотреть картину Рафаэля Санти «Сикстинская Мадонна»

Вопросы

1. Как вы думаете , это икона или живописное полотно, картина?

(ответы детей)

2. Это алтарная картина, она была написана величайшим итальянским художником XVI века Рафаэлем Санти для собора и размещалась над алтарем.

Что же изображено на картине?

(ответы детей)

3. В центре картины Рафаэля - Мадонна, Дева Мария, Богородица с младенцем Христом на руках. Эта картина называется «Сикстинская Мадонна» . Сейчас она находится в Германии , в Дрезденской галерее, и известна она всему миру.

Какие чувства хотел вызвать художник у зрителей, рассматривающих ее?

(ответы детей)

4. Чувства у нас разные, но все они созвучны настроению картины. Давайте вглядимся в другие детали картины.

Кого мы видим слева и справа от нас?

(ответы детей)

5. Фигур слева - это Папа Римский СикстIV в роскошном порченом облачении. Обратите внимание на то, что земной владыка в волнении стоит перед Мадонной, с непокрытой головой, положив руку на сердце. Справа - святая Варвара. Она потупила очи, выражая покорность и благоговение перед образом Марии.

Кого еще мы видим на картине?

(ответы детей)

6. Два шаловливых херувима с недетской задумчивостью взирают на небо.

Итак, в центре композиции - фигура Сикстинской Мадонны. Давайте вглядимся в ее фигуру, лицо.

Что в них особенного?

(ответы детей)

7. В облике Мадонны сочетаются величие и простота.

Какие слова наиболее полно передают настроение картины?

(спокойствие, величие, мир, постоянство)

8. Известный русский исследователь живописец Алпатов пишет об этой картине: «Мелодически плавное течение линий придает «Сикстинской Мадонне» исключительное обаяние. Нет возможности несколькими словами описать все мелодическое богатство рисунка Рафаэля».

Какой музыкальный термин он употребил?

(Мелодически плавное течение линий… Мелодическое богатство рисунка…)

9. Верно. Он словно сравнивает линии и рисунок художника с напевной, плавной мелодией.

IV. Проанализировать произведение Ф. Шуберта «Аве Мария»

Моделирование

Смотря на картину, давайте с вами представим:

1) Какая была бы музыка по характеру?

(легкая, воздушная, личная)

2) Какая динамика?

(не громкая, тихая)

3) Какой темп?

(медленный)

4) Кто мог бы исполнять?

(солистка или ребенок)

5) Какой тембр?

(высокий)

6) Какой жанр?

(молитва, песня)

7) В исполнении, какого инструмента звучал бы аккомпанемент?

(в исполнении симфонического оркестра)

Слушание.

(Комментарии: в данном фрагменте урока применялись следующие методы и формы работы:

а) беседа о сюжете, образах

б) цветовая гамма

в) композиция

г) отношение художника к образу матери

д) отношение детей к картине и образу

Метод моделирования помог детям с помощью воображения выйти на музыкальное произведение, найти точки соприкосновения музыки и изобразительного искусства. Таким образом, здесь произошел диалог культур на основе сравнения, сопоставления и выявления нравственно-эстетической проблематики, творческого почерка представителей разных эпох и культур).

V. Вокально-хоровая работа. Исполнение песни «Мама»

Задачи:

1) Следить за интонацией

2) Следить за динамикой

3) Четко произносить слова

4) Передать всю любовь к маме в своем исполнении

(Комментарии: вокальное произведение как нельзя лучше продолжает тему урока и подчеркивает образ матери).

VI. Письмо маме.

(Комментарии: обсуждая и размышляя весь урок об образе матери, дети пишут письма своим мамам. В этих письмах они говорят своим мамам о том, как они их любят и как они им благодарны за то, что появились на свет. В итоге урока - это является очень хорошей кульминационной точкой всей темы данного урока).

VII. Итог урока. Оценки за урок.

(Комментарии: в итоге урока дети повторяют и закрепляют ранее полученные знания.

Итог урока целостно и органично не только дает возможность соединить разделы урока, постичь тему урока, но и развить нравственно-эстетические ценности, любовь к матери).

Делись добром ;)