Семейное воспитание как основной фактор формирования нравственной основы личности
2.1 Методическая база экспериментальной работы. Описание методической базы и результатов экспериментальной работы
Настоящее исследование было проведено в средней школе города Костаная. В эксперименте участвовал пятый класс «Б» со своими родителями. Данный класс работает по программе Виноградовой.
Цель эксперимента: выявить и обосновать влияние семейного воспитания на формирование нравственных качеств личности.
Задачи:
1) выявить ценностные ориентации родителей;
2) выявить духовно-нравственные качества личности школьника;
3) соотнести результаты методик для решения поставленных задач, были использованы следующие методы исследования:
· анкеты,
· беседы с родителями,
· тесты с детьми.
Решение поставленных задач осуществлялось поэтапно.
На первом этапе было проведено анкетирование родителей. На втором - тесты и задания для детей и родителей. На третьем - была выполнена статистическая обработка собранного материала.
В основу исследования положен системный подход, согласно которому рассматриваются взаимодействия результатов анкет и тестов.
Данный подход показывает развитие нравственного поведения родителей в воспитании школьника. На основании полученных данных, мы разработали методические рекомендации.
После проведения тестов и анкет можно организовать дальнейшее продвижение в нравственном воспитании ребенка в семье.
В нашем исследовании мы рассмотрели влияние нравственного воспитания ребенка в семье. Выполнение некоторых тестов требовали проявления активности родителей.
1. Констатирующий этап.
Цель данного этапа - выявление уровня взаимоотношений родителей и детей. Для этого была проведена анкета: «Выявления нравственного воспитания родителей и их влияние на детей». (Приложение 1).
Для «выполнения» этой анкеты родителям предлагался ряд вопросов и варианты ответов. Результаты таковы:
Все родители были взяты за 100%, 20 человек (80%) выбрали ответ (а), 4 человека 13% выбрали ответ (в), 3 человека (5%) выбрали ответ (с) и 1 человек выбрал ответ (д.) После проведения анкеты мы получили следующие результаты:
«А» - 80% - авторитетный стиль управления детьми;
«В» - 13% - авторитарный стиль управления детьми;
«С» - 5% - либеральный стиль управления детьми;
«Д» - 2% - индифферентный стиль управления детьми.
Из этого можно сделать вывод, что в большинстве семей присутствует авторитетный стиль, с помощью которого родители осознают свою важную роль становления личности ребенка, но и за ним самим признается право на само развитие.
В некоторых семьях присутствует авторитарный стиль, из которого следует, что родители представляют, каким должен быть ребенок, и прилагают к этому максимальные усилия.
Так же есть семья, где родители высоко ценят своего ребенка, прощают и позволяют ему все.
Но так же присутствует такая семья, где родители не обращают внимания на своего ребенка.
2. Формирующий этап эксперимента.
Цель: продолжить совершенствовать нравственное становление личности младшего школьника.
На этом этапе были проведены следующие тесты для детей:
1.Диагностика состояния духовно-нравственных качеств личности школьника.
Цель: изучение уровня духовно-нравственного развития личности учащихся; определение изменений, происшедших в личности школьника в течение учебного года.
Метод: наблюдение.
Ход проведения: предлагается определить уровень духовно-нравственных качеств дошкольника на основе опроса и результатов исследования.
Духовно-нравственные качества личности:
Готовность придти на помощь
Уважение к старшим
Дружелюбие
Трудолюбие
Физическая активность
Коллективизм
1.Творческая направленность.
Обработка результатов: при обобщении результатов диагностики считается процентное отношение количества «высокой» оценки каждого качества к общему числу детей. Затем выделяют приоритетные характеристики (наивысший процент) и проблемные характеристики (наименьший процент).
Результаты проведения эксперимента по диагностике Маляковой Н.С., состояние духовно-нравственных качеств личности дошкольника представлены в приложении 2.
2.Методика «Ценностные ориентации» М. Рокич.
Диагностика содержит шесть утверждений качеств личности, которые считаются в процентном отношении количества «высокой» оценки каждого качества. Затем выделяются приоритетные характеристики класса (наивысший процент) и проблемные характеристики (наименьший процент).
Эта методика позволяет анализировать состояние воспитательного процесса в отношении школьника: определить приоритетные направления в воспитательной работе. Осуществляя анализ, необходимо обращать внимание на отрицательные тенденции и стараться подчеркнуть все имеющиеся положительные моменты.
Цель: Определить состояние нравственных ценностей семьи.
Оборудование: Лист бумаги и шариковая ручка.
Методика состоит из двух списков ценностей:
Список терминальных ценностей
Список инструментальных ценностей.
Инструкция. Перед Вами список ценностей. Ваша задача - оценить их по степени значимости для Вас как принципов жизни. Для этого распределите ценности по местам; на первое место поставьте наиболее значимую, на последнее место - наименее значимую ценность.
Обработка, учитываются ценности, занявшие, первые пять мест. Приводим ключевые слова, характеризующие возможные ценностные типы. Семейно-бытовая ориентация (работа, здоровье, друзья, любовь, семья). Профессионально-творческая, (интересная работа, образование, творчество, развитие). Эстетическая (красота природы и искусства, творчество, приобщение к культуре). Альтруистическая (любовь, счастье других, общение с друзьями). Гедонистическая (удовольствия, развлечения, здоровье, любовь, свобода). Интеллектуальная (образование, познание, приобщение к культуре, развитие). Общественная (общение, признание, общественно-политическая деятельность, активная, деятельная жизнь).
Инструментальные ценности также можно сгруппировать по типам. Ценности дела (аккуратность, исполнительность, образованность, эффективность в делах). Принятия других (терпимость, альтруизм, чуткость, широта взглядов). Самоутверждения (высокие запросы, смелость, твердая воля, независимость). Саморегуляции, самоорганизации (рационализм, самоконтроль, жизнерадостность). Этические (честность, чуткость, непримиримость к недостаткам в себе и других, воспитанность) и т.д. Конечно, выделенные типы - лишь ключевые вехи для структурирования ценностей самим педагогом.
Список терминальных ценностей:
- активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность жизни);
- образование;
- здоровье (физическое и психическое);
- интересная работа;
- красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и искусстве);
- материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений);
- наличие хороших и верных друзей;
- общественное признание (уважение окружающих, слава);
- познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие);
- общественная и политическая активность, деятельность;
- приобщение к культуре и искусству (чтение, посещение музеев, выставок, театров и т.д.);
- развлечения (приятное, необременительное времяпрепровождение);
- свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках);
- счастливая семейная жизнь;
- счастье других (благосостояние, развитие и «совершенствование других людей» милосердие помощь нуждающимся);
- творчество (возможность творческой деятельности, технической литературной, театральной, исполнительской и т.д.);
- развитие (работа над собой, постоянное духовное и физическое совершенствование).
Список инструментальных ценностей:
- аккуратность (чистоплотность), умение содержать в порядке вещи, порядок в делах;
- альтруизм (бескорыстная забота о благе других):
- воспитанность (хорошие манеры);
- высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие притязания);
- жизнерадостность (чувство юмора);
- исполнительность (дисциплинированность);
- независимость (способность действовать самостоятельно, решительно);
- непримиримость к недостаткам в себе и других;
- образованность (широта знаний, высокая общая культура);
- рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные, рациональные решения);
- самоконтроль (сдержанность, самодисциплина);
- смелость в отстаивании своего мнения, своих взглядов;
- твердая воля (умение настоять на «своем», не отступать перед трудностями);
- терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки и заблуждения);
- широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки);
- честность (правдивость, искренность);
-эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе);
- чуткость (заботливость), любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком).
Эти ценности необходимо оценить испытуемому по степени значимости для него как принципов жизни.
Таким образом, учитываются ценности, занявшие первые пять мест. Чрезвычайно полезно посмотреть, какие ценности считаются незначительными, с тем, чтобы наиболее точно проникнуть в ценностную картину мира родителей.
По содержанию ценностей, занявших первые пять мест, можно обобщить тип ценностных ориентаций. Приводим ключевые слова, характеризующие возможные ценностные типы. Семейно-бытовая ориентация (работа, здоровье, друзья, любовь, семья). Профессионально-творческая (интересная работа, образование, творчество, развитие). Эстетическая (красота природы и искусства, творчество, приобщение к культуре). Альтруистическая (любовь, счастье других, общение с друзьями) и т.д. Следует подчеркнуть, что в чистом виде данные типы встречаются редко, чаще всего это комбинированные варианты.
Инструментальные ценности, также можно сгруппировать по типам. Как: ценности дела (аккуратность, исполнительность, образованность, эффективность в делах). Самоутверждение (высокие запросы, смелость, твёрдая воля, независимость) и т.д.
При проведении эксперимента по диагностике Маляковой Н.С. «Состояние духовно-нравственных качеств личности школьника», были получены такие данные:
1% (10 человек) доминирует низкий уровень нравственности,
40% (4 человека) доминирует высокий уровень нравственности,
60% (6 человек) преобладает средний уровень нравственности (Приложение 2). Такие результаты можно соотнести с результатами, полученными при диагностировании их родителей.
При проведении эксперимента по методике М. Рокич «Ценностные ориентации», целью которой является определить состояние нравственных ценностей родителей, были получены следующие типы семейных ориентаций: