logo
Роль интерактивного обучения в системе раннего языкового образования

1.1 Роль интерактивного обучения в современном языковом образовании

В настоящее время в России идёт становление новой системы образования, ориентированной на вступление в мировое образовательное пространство. Возрастает роль и значимость инновационных форм обучения, направленных на усовершенствование процесса обучения иностранным языкам. Это сопровождается значительными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса. Традиционные формы обучения уступили место инновационным, к числу которых мы относим интерактивные технологии.

Психолого-педагогический обзор традиционно сложившихся форм, методов и средств организации и проведения занятий в учебных заведениях показывает, что в учебном процессе господствует репродуктивность при восприятии и овладении иностранным языком. Традиционные формы, методы, средства обучения предполагают в основном деятельность преподавателя в процессе передачи языковых знаний. Педагог традиционной школы, прежде всего, озабочен содержанием своей собственной деятельности. Как в плане, так и на самом занятии учитель «...является центральным действующим лицом, которое господствует над детьми, которое показывает или рассказывает, спрашивает» требуя полнейшей тишины в классе и ограничивая движения учащихся [Цвык 2010: 22].

В такой обстановке довольно легко определить позицию учащегося на занятии - эта позиция пассивного слушателя, которому изредка выпадает вероятность вербализовать свои знания, хотя удачное овладение учебным материалом зависит от мыслительной деятельности самого ученика. Попытки ввести элементы активизации учащихся, скажем, при помощи проблемного обучения, зачастую ограничиваются постановкой преподавателем в процессе проведения урока определенной задачи и раскрытию им же самим поднятого вопроса.

Совершенно другую, противоположную позицию ученик занимает при интерактивных методах обучения, где проявляются субъектные отношения между преподавателем и учащимся. В отличие от традиционных методов, интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие учеников, как с преподавателем, так и друг с другом, на доминирование активности детей в процессе обучения [Толстых 2013: 45].

Для того, чтобы применять интерактивные методы в процессе языкового образования, необходимо осознавать суть самого понятия интеракции и интерактивного общения.

Так, Жук А.И. пишет, что понятие интеракция возникло впервые в социологии и социальной психологии. Интеракцию можно трактовать как усиленную деятельность между кем - либо. Интерактивное обучение - это целенаправленное усиление взаимодействия преподавателя и учащихся по созданию оптимальных условий своего развития [Жук 2004: 71].

По мнению Вербицкого А.А., интерактивность - это способность взаимодействовать или находится в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, компьютером) или кем-либо (человеком).

Следовательно, интерактивное обучение - это обучение, построенное на взаимодействии учащегося с учебным окружением, учебной средой, которая служит областью осваиваемого опыта и в ходе которого осуществляется взаимодействие преподавателя и обучающегося [Вербицкий 2007: 58]. Как считает Кашлев С.С., процесс обучения осуществляется в условиях постоянного, активного взаимодействия всех учащихся. Ученик и учитель являются равноправными субъектами обучения.

Интерактивное обучение - это специальная форма организации познавательной деятельности, в которую вовлечены все участники учебного процесса, созданы комфортные условия для обучения [Кашлев 2005: 135].

Абрамова И.Г. раскрывает дополнительное понимание сущности интерактивного обучения. Анализ, проведенных ею исследований позволяет выделить такие свойства интерактивного обучения как:

* Интерактивное обучение является взаимодействующим;

* Оно основано на опыте реальной жизни;

* Интерактивизм включает обмен мнениями среди учащихся и между учащимися и учителями.

* Интерактивная форма проведения урока позволяет критически анализировать организационные и системные причины возникновения проблем.

«Цель интерактивного обучения состоит не только в том, чтобы дать знания и навыки, но и в том, чтобы создать базу для работы по решению проблем после того, как обучение закончится» [Абрамова 2008: 103].

С психологической точки зрения, интерактивное обучение - это тип обучения, который основан на психологии человеческих взаимоотношений и взаимодействий. Интерактивное обучение изменяет привычные транслирующие формы обучения на диалоговые, т.е. включающие в себя обмен информацией, основанной на взаимопонимании и взаимодействии. Интерактивные методы ориентированы на взаимодействие учеников не только с учителем, но и друг с другом [Бадмаев 2007: 82].

Следующее определение интерактивного обучения дает нам педагогический терминологический словарь: интерактивное обучение - обучение, построенное на взаимодействии учащегося с учебным окружением, учебной средой, которая служит областью осваиваемого опыта. Учащийся становится полноправным участником учебного процесса, его опыт служит основным источником учебного познания. Педагог (ведущий) не даёт готовых знаний, но побуждает участников к самостоятельному поиску [Словарь… 2006: 23].

В своем исследовании я считаю необходимым дать определение понятию «интерактивные методы», рассматривая возможность использования данных методов в практике обучения иностранным языкам. Интерактивные методы - это методы, которые предусматривают моделирование жизненных ситуаций, использование ролевых игр, совместное решение проблем. Исключается доминирование какого-либо участника учебного процесса или какой-либо идеи. Из объекта воздействия ученик становится субъектом взаимодействия, он сам активно участвует в процессе обучения, следуя своим индивидуальным маршрутом [Григальчик 2003: 78].

Это определение можно дополнить мнением Иоффе А.Н., который считает, что интерактивные методы ориентированы на более широкое взаимодействие обучающихся не только с преподавателем, но и друг с другом и на доминирование активности студентов в процессе обучения [Иоффе 2000: 382].

Суммировать все выше сказанное можно словами Кашлева С.С.: «Успешное применение интерактивных методов заключается в эффективной организации индивидуальной мыслительной деятельности учащихся. Мыслительная деятельность - основа познавательной деятельности человека, основа развития мышления» [Кашлев 2005: 66].

Таким образом, интерактивные методы наиболее соответствуют личностно - ориентированному подходу, так как они полагают независимое обучение (коллективное, обучение в сотрудничестве), причем роль субъекта учебного процесса отводится учащемуся. Основу интерактивного обучения составляет принцип прямого взаимодействия учащихся со своим опытом и опытом своих друзей, потому что множество интерактивных упражнений обращается к навыку самого учащегося, причем, не только учебному. Новые познания формируются на основе личного опыта. Помимо того, в обычной системе педагог планирует учебный процесс, опираясь на сильного ученика, так как он стремительней "схватывает" материал, быстрее его запоминает, а слабый "отсиживается" на уроке. Занятия, при проведении которых используется интерактивный режим, позволяют включить всех учащихся в активную работу, обеспечивают всем ученикам посильное участие в решении проблем, в итоге слабые обретают некоторую убежденность в собственных силах, сильные чувствуют свою значимость, пользу, помогая товарищам осознать материал. При выполнении интерактивных заданий преобладание какого-либо участника учебного процесса либо какой-либо идеи исключено.

Основная задача педагога заключается в организации совместного поиска решения возникшей на уроке перед учащимися задачи. Учитель режиссирует тот мини-спектакль, который зарождается непосредственно в классе. Согласно новым условиям обучения, учитель должен уметь выслушать всех желающих по каждому вопросу, приняв каждый ответ, понять позицию каждого отвечающего, вникнуть в логику его рассуждения и обнаружить выход из постоянно меняющейся учебной ситуации, исследовать результаты, предложения детей и незаметно вести их к решению проблемы. То есть, роль преподавателя на интерактивных занятиях заключается в направлении деятельности учащихся на достижение целей занятия. Учитель разрабатывает план занятия (традиционно, это интерактивные упражнения и задания), во время выполнения которых ребенок постигает материал. Цель заключается в создании удобных условий обучения, при которых учащиеся осознают свою успешность, свою умственную состоятельность.

Занятия, при организации которых за основу были взяты интерактивные методы обучения предлагают новые возможности, связанные, прежде всего с налаживанием межличностного взаимодействия между учениками в группе, и от того, какими будут эти взаимоотношения, существенно зависит успешность их учебной деятельности. Эффективная организация взаимодействия обучающихся на основе учебного материала может послужить сильным фактором возрастания интереса к учебной деятельности в целом.

Таким образом, преимущества интерактивного обучения очевидны:

- в работе задействованы все учащиеся;

- дети обучаются работать в команде;

- формируется доброжелательное и уважительное отношение к оппоненту;

- навыки толерантного общения;

- каждый ребенок имеет право голоса;

- создается «ситуация успеха»;

- за короткое время усваивается большой объем учебного материала;

- вырабатывается умение аргументировать свои мысли, находить альтернативное решение проблем.

Интерактивные методы обучения успешно используются при изучении различных образовательных дисциплин. Не исключением является их применение и на уроках английского языка. Несомненно, актуальность проблемы овладения иностранным языком в период всемирной глобализации очевидна. Чтобы стать успешным, человек сегодня должен знать хотя бы один иностранный язык. Однако традиционные «школьные» методы обучения часто не приносят значительного результата, максимум, чего можно достичь таким образом - усвоение основ. Вероятность того, что после такого обучения человек сможет свободно общаться на иностранном зыке, очень мала.

Причиной этого является недостаточность применения языковых возможностей человека в реальном общении. Только при ежедневном систематическом нахождении в языковом пространстве допустимо полновесное овладение иностранным языком и языковой культурой. Но для этого совсем не обязательно посещать страну носителей изучаемого языка. Оказать помощь может применение новейших методологий обучения, которые уже были опробованы на практике передовыми педагогами.

Одним из таких методов является интерактивное обучение, в рамках иноязычного образования. Следует отметить, что интерактивное обучение предполагает не только речевое, но и неречевое взаимодействие учащихся в учебном процессе.

Среди основных принципов интерактивного обучения выделяют:

- диалогическое взаимодействие - непосредственный речевой контакт, который предполагает всегда зрительное восприятие собеседника, его мимики и жестов, а также акустическое восприятие всей интонационной стороны речи [Выготский 1984: 44].

- работу в малых группах на основе кооперации и сотрудничества. Когда ученики работают индивидуально, они стремятся к достижению собственных целей, не оглядываясь на то, что и как делают их одноклассники. Для них важны только собственные усилия и собственный успех; успехи и неудачи других не имеют для них никакого значения. Сотрудничество - это совместная работа нескольких человек, направленная на достижение общих целей. Работая в коллективе, человек вынужден думать не только о собственном благе, но и о благе тех, кто трудится рядом с ним. Следовательно, обучение в сотрудничестве создает условия для позитивного взаимодействия между учащимися в процессе достижения общей цели: каждый понимает, что он может добиться успеха (т.е. овладеть определенными знаниями) только при условии, что и остальные члены группы достигнут своих целей) [Васильева 2013: 18].

- активно-ролевую (игровую) организацию обучения. Ролевая игра - это интерактивный метод, который, позволяет обучаться на собственном опыте путем специально организованных сценариев ролевой игры, которая сближает события в реальности значительно отдаленные, позволяя участникам увидеть и понять, и при желании апробировать иную стратегию поведения и регулируемого “проживания” жизненной и профессиональной ситуации [Рычина 2012: 103].

- тренинговую организацию учебного процесса. Тренинг является одним из методов практической психологии, применяемых в психотерапии, в психокоррекции, в обучении. Это форма работы, которая способствует воспитанию школьников, приобщению их к духовным общечеловеческим ценностям. Эта форма предполагает партнёрские отношения субъектов процесса воспитания, совместное продвижение к новым знаниям и уровню личностных отношений, качеств, установок. Занятие в форме тренинга проводится под руководством ведущего. Участники располагаются на стульях по кругу, что способствует созданию благоприятных условий для общения и взаимодействия [Парфирьева 2013: 35].

Обучение, в котором преобладающая роль отводится взаимодействию учеников в группах, вначале вызывает трудности плане организации и в психологическом восприятии, однако его преимущества очевидны:

- активность всех участников образовательного процесса, обусловленная наличием единой цели и общей мотивацией;

- комфортность: работая в малой группе, учащиеся держатся более свободно, уверенно, мнение каждого принимаются и ценятся группой;

- развитие личностных качеств и повышение самооценки: все имеют возможность обучиться как лидирующей роли, так и роли рядового участника группового решения, строить конструктивную коммуникацию;

- развитие речи, коммуникативных навыков всех участников образовательного процесса;

- более глубокая проработка материала участниками за счет повторения и применения полученных знаний, рассмотрения вопроса с разных точек зрения [Материалы … 2007].

Исходя из всего сказанного, можно предположить, что интерактивное обучение, основанное на межличностной коммуникации, специально организованных ситуациях общения и требования достаточно высокого уровня владения английским языком более приемлемо для старшего этапа обучения. Однако, в работе с младшими школьниками можно довольно успешно использовать формы интерактивной организации занятий, учитывая психолого-педагогические особенности этого возраста. Так как обучение в начальной школе предполагает овладение существенным объёмом знаний, данные знания нужно преподнести школьникам не только в виде теоретической информации, но и отработать различные умения и навыки. В современном образовании возникает необходимость создания таких условий на уроке, которые способствовали бы возникновению интереса к процессу обучения, формированию мотива деятельности учащихся и реализации познавательной деятельности.