Роль игрушки в процесс игровой деятельности дошкольников

курсовая работа

2.1 Констатирующий эксперимент

В ходе констатирующего эксперимента мы изучили уровень сформированной игровой деятельности ребенка.

По результатам констатирующего этапа эксперимента в средней группе мы выявили, через наблюдения, уровень игровой деятельности ребенка находится:

- на низком уровне-30%

- на среднем уровне-60%

- на высоком уровне-10%.

Данные, полученные на констатирующем эксперименте, позволили перейти к разработке комплекса мероприятий по развитию игровой деятельности ребенка среднего дошкольного возраста.

2.2 Формирующий этап эксперимента

Нами были разработан и проведен комплекс сюжетно-ролевых игр, («магазин», «почта», «подготовка к открытию детского сада», «путешествие на корабле», «поликлиника»).

К каждой игре нами были поставлены цели игры, предварительная работа, совместная работа с детьми и родителями, готовился материал для игры, правила игры, роли.

В рамках обозначенных мероприятий в нашем детском саду прошли различие виды игр: дидактические.

Выкладываем узор из счетных палочек (по схеме)

Игра «Составь картинку»

Дидактическая игра «Чей домик?»

Маленький ребенок это деятель. Ребенок, играя все время стремиться вперед, а не назад. В играх детское подсознание, разум и фантазия работают синхронно, дети постоянно участвуют в осмыслении мира.

Сюжетно-ролевые

Мы с детьми много играли в разные игры, а особенно им нравятся сюжетно-ролевые игры, в которых они переодеваются, перевоплощаются.

Дети стараются быть похожими на героев сказок, перенимают их повадки, подражают их голосу. Ребенок, играя, как бы раскрывает свой внутренний мир, свои творческие способности. В играх ребенок начинает чувствовать себя членом коллектива, справедливо оценивать действия поступки своих товарищей и свои собственные. Интересные игры создают бодрое, радостное настроение, делают жизнь детей полной.

Сюжетно-ролевые игры всегда увлекают детей возможностью «прожить» хотя бы несколько минут интересно, активно по-взрослому.

Игра «Магазин» очень нравится детям. Обладая фантазией, дети мысленно превращают любую находку в желаемый образ: листья - в деньги, камешки -- в макароны... И вот они играют, покупают и продают. Раскладывают овощи и фрукты, предлагают попробовать, в игре дети развиваются и обучаются.

Играя, ребенок непременно творит, фантазирует, создает образы. А детское воображение помогает дополнять действительность.

Сюжетно-ролевая игра: "Семья". Дети сами распределяли роли, старались подражать взрослым.

Сюжетно-ролевая игра: "На приеме у врача"

После чтения сказок мы часто обыгрываем их, дети с огромным удовольствием исполняют роли.

Сказка «Репка»

Работа с родителями.

Большая работа была проведена с родителями, в рамках планируемых мероприятий.

Родителям было предложено сделать со своими детьми книжки-малышки на тему «Моя любимая игрушка». Был объявлен конкурс: «Игрушка, сделанная своими руками». Были изготовлены папки-раскладушки для родителей: по темам: «Поиграйте с ребенком в семье», «Развивающие игры для детей», «Игрушка в жизни ребенка». Было проведено анкетирование родителей по теме: Игра и игрушка в жизни вашего ребенка.

По окончании этих мероприятий был проведен «Круглый стол» с родителями.

Круглый стол с родителями.

Тема: «Игра и игрушка»

Цель: показать родителям значимость игры для развития ребенка: научить управлять ребенком с помощью игры, обозначить критерии выбора игрушки для полноценного эмоционального развития ребенка.

Добрый день, дорогие родители!

Сегодня мы поговорим на очень важную тему в жизни каждого ребенка - игра.

Накануне нашего собрания мы провели опрос родителей и детей. Разговор конечно же шел об игре. Игра для ребенка в детском саду и дома -самое главное занятие. Конечно, детям очень хотелось, чтобы родители играли с ними чаще. Судя по ответам на вопрос, «в какие игры ребенок любит играть дома с родителями»

Взрослые называли скорее игрушки в которые они играют с детьми ( в машинки, куклы, пазлы, либо продуктивную деятельность - лепка, рисование), но не указывали конкретные игры. Единодушными были родители в ответе на вопрос «нужно ли играть с ребенком?» - «конечно нужно, это необходимо и для развития самого ребенка и для более тесного общения с ним»,так ответили 100% опрошенных. И это радует.

Одним из первых, кто указал не только на сиюминутную, но и на перспективную полезность игры, был немецкий ученый К. Гроос, предложивший рассматривать детскую игру как инстинктивную подготовку к будущей взрослой жизни: игра девочек в куклы - это упражнение материнского инстинкта, игра мальчиков в войну - проявление охотничьего инстинкта и т. п.

Он изобрел так сказать гендерный подход к игре.

Что же привлекает ребенка в игре? Сам процесс действовали. Но действие в игре - особое, ненастоящее. Уже к трем годам дети начинают осознавать различие игры и не игры, а к четырем-пяти годам это различие настоящего действия и игрового уже четко формулируется ими: «Это же понарошку...», «Давай, как будто я ехал...» и т. п.

Эти «понарошку» и «как будто», то есть действия в воображаемой ситуации, и делают игру отличным средством самореализации ребенка. В игре он может делать все, что хочет, и все у него «получается». В игре ребенок таков, каким ему хочется быть, - добрый мальчик, красивая принцесса, путешественник; в игре ребенок там, где ему хочется быть, - на Луне, на дне моря, в школе. Он участник интересных и привлекательных событий - лечит больных, сражается с драконом, тушит пожар. Что из того, что ребенок не может водить настоящую машину? Зато он может сколько угодно с упоением ездить в машине, построенной из стульев, и крутить купленный мамой в руль;

Уважаемые родители, ответьте на вопрос: Зачем же нужна игра? (ответы родителей).

Игра - это школа произвольного поведения. Попробуйте заставить ребенка стоять смирно - он не простоит и двух минут. Но если это действие включить в игровой контекст, цель с успехом будет достигнута. («Море волнуется - раз, море волнуется - два, море волнуется - три. Замри!» Ведь замирают и стоят самые непослушные дети.

Игра - школа морали в действии. Можно сколько угодно объяснять ребенку, «что такое хорошо и что такое плохо», но лишь сказка и игра способны через эмоциональные переживания, через постановку себя на место другого научить действовать и поступать в соответствии с нравственными требованиями.

Игра и игрушка не отделимы друг от друга.

Игрушка может вызвать к жизни игру, а игра, иной раз, требует для развития новую игрушку.

Главная роль игрушки (как предмета, специально созданного взрослыми для детей) в том и состоит, что она побуждает ребенка к деятельности - все более активной, насыщенной, осмысленной. И тем самым служит средством его развития. Поэтому, прежде всего осознаем: выбирая ту или иную игрушку, нужно сразу представить, что ребенок будет с ней делать.

Наши дети живут совсем в другом мире, чем в том же возрасте жили их родители. С первых месяцев ребенок сталкивается с благами цивилизации, о которых не подозревали его сверстники 20, 30 лет назад. Радионяни, электронные игры, компьютеры, интерактивные игрушки, мобильные телефоны, видеофильмы, свободный доступ к телевизору с его рекламными роликами и боевиками - все эти неведомые в нашем детстве явления стали повседневными атрибутами жизни наших детей, начиная с первых лет жизни.

Давайте рассмотрим основные направления развития современных игрушек:

Можно, пусть условно, разделить на две группы весь массив игрушек для детей.

Первая группа: игрушки, способствующие социально-эмоциональному развитию, развитию личности. Это игрушки, предполагающие общение или обращение с ними как с живыми персонажами: игрушечные животные (мишки, зайчики, собачки) и, конечно же куклы со всевозможной кукольной утварью. Помимо кукол с их одеждой, мебелью и посудой, ребенку нужны наборы для игры в доктора, парикмахера, магазин. В них входят детали костюмов и атрибуты, помогающие принять и удерживать игровую роль (халат и повязка врача, руль машины, милицейская фуражка, красная шапочка). К этой же группе можно отнести игрушки, позволяющие что-либо куда-то перевозить (грузовики, поезда, машинки).

Вторую группу составляют игрушки для развития познавательных возможностей детей: кубики, конструкторы, пазлы, мозаики, лото, домино.

Уважаемые родители, сейчас вам предлагаются различные игрушки

Нужно разделить лист бумаги пополам и рассмотреть плюсы и минусы любой игрушки по выбору. Затем коллегиально выясним полезность, бесполезность или вред данной игрушки.

- Так все-таки, какие игрушки нужны нашим детям?

У большинства из нас детство связано с любимыми игрушками, которые остались в памяти как близкие друзья, как воплощение теплоты и значимости той невозвратной поры. Сейчас мы попросим вас вспомнить игрушку своего детства и рассказать о ней (какая она была, какие воспоминания с ней связаны) Рассказ родителей « Игрушки моего детства»

Подбор игрушки дело серьезное и ответственное. Как показывают опросы, в большинстве случаев игрушки выбираются стихийно или в силу поверхностных обстоятельств (привлекательность, величина, стоимость, желание угодить ребенку). Развивающий потенциал игрушки, ее педагогическую полезность взрослые часто даже не рассматривают: они целиком доверяются прилагаемой аннотации, в которой производитель пишет все что угодно. Отсутствие ценностных ориентиров на рынке игрушек приводит к бессмысленным закупкам однотипных игрушек, как правило, бесполезных. Такая ситуация весьма негативно отражается на качестве игры, а следовательно - и на развитии ребенка.

А сейчас давайте вместе разработаем критерии выбора игрушки.

Соответствие игрушки интересам самого ребенка. (Интересы взрослого и ребенка зачастую не совпадают - взрослых привлекает внешняя красота, цена, сложность деталей или описанное развивающее значение, у детей другие приоритеты: похожа на любимого сказочного героя, такая же есть у друга.)

Возможность что-либо с ней делать - главное достоинство игрушки (разбирать, передвигать, извлекать звуки). Разнообразие форм активности ребенка: чем игрушка более завершена, тем меньше простора для творчества (мячи, кубики, пирамидки).

Игровые действия должны быть самостоятельными (игрушки-загадки, которые сами подсказывают способ действия матрешки, пирамидки).

Эстетический аспект (игрушка должна вызывать гуманные чувства, не допустимо в игрушке наличие качеств, стимулирующих асоциальные действия и чувства: насилие, жестокость, агрессию).

Предлагаем родителям пройти на « выставку игрушек».

(Игровое упражнение «Выбери игрушки»)

Родителем предлагается выбрать на предложенной выставке игрушек те, которые способствуют: социально-эмоциональному развитию (например, животные, куклы, посуда, «Доктор», «Парикмахерская» и др.).

интеллектуальному развитию (кубики, конструктор, пазлы, мозаика, лото, домино и пр.).

физическому развитию (мячи, обручи, кегли, скакалки и др.).

(Родители выбирают игрушки и озвучивают свой выбор)

Памятка для родителей

Разрешайте своему ребенку играть со своими любимыми игрушками и в любимые игры.

Не смейтесь над ребенком за его привязанность к определенным игрушкам.

Помните, что все, кроме любимой игрушки надо периодически обновлять. Игрушки, к которым у ребенка пропал интерес, спрячьте подальше на некоторое время, пока ее появление не вызовет эмоциональный или познавательный интерес.

Не выбрасывайте игрушки, если ребенок сам этого не хочет.

Не заставляйте ребенка самого выбрасывать игрушки.

Учите на собственном примере относиться к игрушкам уважительно.

Дарите ребенку игрушки с учетом его интересов, увлечений.

Не водите ребенка слишком часто в магазин игрушек, не подвергайте его ненужным переживаниям. Ведите его в магазин и дарите радость, устраивайте праздник, когда вы сами готовы.

Участвуйте в играх ребенка, если он этого хочет от вас, несмотря на вашу занятость.

Рассказывайте ребенку о своих игрушках и увлечениях, показывайте ему те игры, в которые вы играли в детстве и которые были вам интересны.

Будьте непосредственны в глазах ребенка, не бойтесь потерять свой авторитет, играя с ним в игры.

Радуйтесь умению своего ребенка играть с игрушками, находить различные, сюжетные линии в игре.

Используйте возможность игровой ситуации для непосредственного общения с собственным ребенком.

Родителям очень понравился и круглый стол, и само мероприятие.

Из отзывов родителей:

«Мероприятия «Игра и игрушки» помогли нам еще больше сблизиться со своими детьми, вместе с ними создать игрушку, уделить больше времени своему ребенку»

«Это мероприятие ненадолго возвратило нас в свое детство, мы вспомнили те игрушки, в которые играли сами, рассказали о них своим детям»

«Считаем, что такие мероприятия полезны как для детей, так и для родителей»

На протяжении формирующего этапа эксперимента был получен следующий результат, дети стали постепенно осваивать позиции субъекта в сюжетно-ролевой игре, стали самораскрываться в игре, дети стали более активными, раскрепощенными, находчивыми и адекватно оценивать себя и свои успехи и неудачи.

2.3 Контрольный этап эксперимента

Чтобы убедиться в обоснованности выводов мы провели контрольный эксперимент.

В контрольном этапе эксперимента мы использовали те же методы обследования (беседа, наблюдение за самостоятельной сюжетно-ролевой игрой детей, социометрия, создание условий для развивающей игровой деятельности детей среднего дошкольного возраста).

Нами было выявлено, что в средней группе, уровень игровой деятельности изменился.

В начале эксперимента - На низком уровне-30%

На среднем уровне-60%

На высоком уровне-10%

В конце эксперимента -На низком уровне-10%

На среднем уровне-65%

На высоком уровне-25%.

Таким образом, проведенное исследование показало, что на основании полученных результатов можно сказать об эффективности проведенной работы. Дети стали больше играть в разнообразные игры, проявлять инициативу в игре, придумывать и развивать сюжет игры, но для эффективной работы по развитию игровой деятельности ребенка, данная работа должна осуществляться, постоянно поддерживая интерес ребенка к игре. Используемые нами приемы, позволили оценить продвижение детей среднего дошкольного возраста в освоении позиции субъекта. У детей сформировалась направленность на сверстника, как на партнера по игровой деятельности. В игре дети проявляли самостоятельность и творчество, при создании образов, игровых персонажей. В ходе нашего исследования постепенно менялась роль взрослого в детской игровой деятельности.

Заключение

Для детей игра, которую принято называть «спутником детства», составляет основное содержание жизни, выступает ведущая деятельность, тесно переплетается с трудом и учением. В игру вовлекаются все стороны личности: ребёнок двигается, говорит, воспринимает, думает; в процессе игры активно работают все его психические процессы: мышление, воображение, память, усиливаются эмоциональные и волевые проявления. Игра выступает как важное средство воспитания.

Сюжетно - ролевая игра - это основной вид игры ребёнка дошкольного возраста. В чём же её особенность? Характеризуя её, С.Л. Рубинштейн подчеркнул, что эта игра есть наиболее спонтанное проявление ребёнка и вместе с тем она строится на взаимодействии ребёнка со взрослыми. Ей присущи основные черты игры: эмоциональная насыщенность и увлечённость детей, самостоятельность, активность, творчество.

Для детей игра, которую принято называть «спутником детства», составляет основное содержание жизни, выступает ведущая деятельность, тесно переплетается с трудом и учением. В игру вовлекаются все стороны личности: ребёнок двигается, говорит, воспринимает, думает; в процессе игры активно работают все его психические процессы: мышление, воображение, память, усиливаются эмоциональные и волевые проявления. Игра выступает как важное средство воспитания.

Делись добром ;)