Ролевая игра как форма взаимодействия учащихся на уроке иностранного языка

курсовая работа

2.2 Ролевые игры в диалогическом общении

Существуют две формы выступления на иностранном языке: диалог и монолог. Диалог - это процесс общения двух или более собеседников-партнеров, поэтому в рамках одного речевого акта каждый из участников поочередно выступает в качестве слушающего и говорящего. Диалог связан с рядом умений, обеспечивающих ход беседы. Первым является стимулирование собеседника на высказывание:

- утверждение, которое может стимулировать разную по форме реакцию.

- просьба, предложение:

Второе умение - это реагирование на речевой стимул. Реплика-стимул и реплика-реакция составляют диалогическое единство. Наиболее распространенными являются четыре типа диалогических единств:

1) вопрос-утверждение:

2) вопрос-вопрос:

3) утверждение-утверждение:

4) утверждение - вопрос:

Третье умение - развертывание реплики-ответа до придания высказываниям характера беседы.

При обучении диалогической речи с использованием ролевой игры учащиеся принимают роль и разыгрывают ее в определенной ситуации. Группа учащихся развивают свои способности взаимодействовать с людьми. Ведь ролевая игра дает возможность использовать неподготовленную речь. [13;23] Основная цель любой ролевой игры - тренировка неподготовленной речи. Ролевая игра может превзойти возможности любой парной и групповой деятельности, тренировать учащихся в диалогическом умении говорить в любой ситуации на любую тему. В диалогическом общении каждая фраза сопровождается ответной реакцией, обращенной непосредственно к ученику, произнесшему фразу. Обучение диалогической речи с использованием ролевой игры ставит учащихся в ситуации, в которых им требуется использовать и развивать языковые формы. Очень важный момент, на который следует обратить внимание при организации ролевой игры в обучении диалогической речи это - при организации ролевой игры следует начинать всегда с парной (диалог), а не с групповой работы (гораздо легче организовать беседу с кем-то одним) [14;24]

Ролевую игру в обучении диалогической речи можно отнести к обучающим играм, поскольку она в значительной степени определяет выбор языковых средств, способствует развитию речевых навыков и умений, позволяет моделировать общение учащихся в различных речевых ситуациях. Другими словами, ролевая игра представляет собой упражнение для овладения навыками и умениями диалогической речи в условиях межличностного общения. В этом плане ролевая игра обеспечивает обучающую функцию [15;24]

Обучение диалогической речи с помощью ролевой игры формирует у школьников способность сыграть роль другого человека, увидеть себя с позиции партнера по общению. Она ориентирует учащихся на планирование собственного речевого поведения и поведения собеседника, развивает умение контролировать свои поступки, давать объективную оценку поступкам других. Следовательно, ролевая игра выполняет в процессе обучения диалогической речи ориентирующую функцию [16;24]

Примеры ролевых игр.

Ролевая игра «Estate Agency»

Ученик-продавец: Welcome to our Agency. We are glad to see you here. Our

Agency has many houses and flats for sale.(Показывает картинки или

фотографии домов, квартир). These are the photos of the rooms: a bedroom, a living room, a dining room, and a study. The rooms are large and light. You may ask me the questions. Ill give you all the information about the house.

Ученик-покупатель: Is there a park near the house?

Ученик-продавец:Yes, sure!

Ученик-покупатель:Is there a telephone (lift, a balcony) in it?

Ученик-продавец: Of course, this flat has there a telephone.

Ученик-покупатель: How many windows are there in your house?

Ученик-продавец: There are five windows.

Ученик-покупатель: Are there shops or cafes near the house?

Ученик-продавец: Yes, there are two restaurants and supermarket.

Ученик-покупатель: Is school far from it?

Ученик-продавец: No, there is school near it.

Ученик-покупатель: O.k, I like this flat. I will buy it. [17;25]

Ролевая игра «Shop»

Assistant: Can I help you?

Customer: I d like a pair of trainers and a T-shirt, please?

Assistant: What size?

Customer: Size 40, this T-shirt is 44.

Assistant: Try this pair on.

Customer: It s too big for me. Can I try the T-shirt on?

Assistant: Certainly.

Customer: How much is it?

Assistant: 4.50 dollars [18;26]

Ролевая игра «Близнецы»

Цель: активизация навыков и умений порождения монологических высказываний типа описания доказательства, сравнения и включения их в диалог.

Ход игры: все играющие получают открытки, не показывая их друг другу. Описывая открытки, задавая вопросы друг другу, играющие должны найти пары одинаковых открыток. Возможен обмен открытками по кругу.

ролевой игра иностранный урок

Делись добром ;)