1.2.1 Научные исследовательские географические общества
Научные исследовательские географические общества - одна из основных форм внеклассной работы по географии. Н.Н. Баранский писал: "Научные исследовательские географические общества есть то звено, за которое нужно уцепиться для того, чтобы вытянуть всю цепь разнообразных форм внеклассной работы".
Цель научных исследовательских географических обществ - удовлетворить познавательные интересы учащихся, увлекающихся географией. Научные исследовательские географические общества имеют постоянный состав и могут объединять как учащихся одного возраста, так и школьников разных классов. Наиболее приемлемое число учащихся в научно-исследовательском географическом обществе 15-20 человек. При большем количестве школьников учителю трудно уделить должное внимание каждому из них.
Организации научно-исследовательского географического общества может предшествовать проведение какого-либо географического мероприятия, которое должно повысить интерес к географии, например экскурсия в природу, посещение краеведческого музея, географический вечер, КВН и т.д. Если же на уроках учащиеся проявили повышенный интерес географии, то при организации научно-исследовательского географического общества учитель может опереться на них.
На первом организационном заседании избирают председателя, совет научно-исследовательского географического общества, разрабатывают устав. Успех работы научно-исследовательского общества зависит во многом от тщательной разработки его плана, который составляют на четверть, полугодие, год. В нем должны найти отражение все виды деятельности научно-исследовательского географического общества. При составления плана учитель учитывает интересы учащихся, их подготовленность и местные условия, т.е. прежде всего местоположение школы в городе или в селе. Для выявления интересов и умений школьников целесообразно провести анкетирование.
Анкеты содержат перечень вопросов и проблем географической науки, предлагаемых для изучения в научно-исследовательском географическом обществе, а также вопросы по выявлению умений учащихся рисовать, чертить, фотографировать и т.д. Школьники подчеркивают в анкете вопросы и проблемы, заинтересовавшие их, тем самым, помогая определить содержание тематики работы научно-исследовательского географического общества. Тематика работы научно-исследовательского общества может иметь различные направления, а может быть посвящена изучению одной географической проблемы. В первом случае в кружке выделяют секции, например: история географических открытий, изучение стран и народов мира, занимательная география, туристско-краеведческая, охраны природы, геологическая метеорологическая и т.д. Если научно-исследовательское географическое общество работает над какой-либо одной проблемой, учащиеся имеют возможность изучить ее наиболее глубоко и целенаправленно. Начинающему учителю не следует увлекаться одновременно многими географическими проблемами, так как это вызовет затруднения при подготовке занятий научно-исследовательского географического общества.
В методической литературе разработаны примерные планы занятий научно-исследовательского географического общества, его устав, распределение обязанностей между его членами, предлагается тематика однопрофильных и многосекционных научно-исследовательских географических обществ для разных классов. Но, какова бы ни была тематика научно-исследовательского географического общества, в ней обязательно предусматривается общественно полезная работа школьников, как в самой школе, так и вне ее. Поэтому в план работы учитель включает выполнение школьниками поручений по оформлению географического кабинета, изготовлению и ремонту наглядных учебных пособий, оказание помощи школьной библиотеке в организации выставок географической литературы, в составлении библиографии и аннотаций по книгам географического содержания. К общественно полезной работе относится также подготовка учащихся-лаборантов, которые отбирают средства обучения к каждому уроку, заказывают и привозят из фильмотеки учебные кинофильмы и т.д. (12).
- Введение
- I. Психолого-педагогические особенности внеурочной деятельности
- 1.1 Современное проведение внеурочной деятельности
- 1.2 Формы проведения внеурочной деятельности школьников по географии
- 1.2.1 Научные исследовательские географические общества
- 1.2.2 Географические конференции и географические вечера
- 1.2.3 Экскурсия
- 1.2.4 Неделя географии
- 1.2.5 Игры на уроках географии
- II. Проведение недели географии в школе
- 2.1 Подготовительный период
- 2.2 Проведение недели географии
- 2.3 Критерии оценки. Подведение итогов
- Заключение
- 1.3. Внеурочная деятельность младших школьников
- 1.3 Условия эстетического воспитания младших школьников во внеурочной деятельности
- 1.1. Специфика организации внеурочной художественно-эстетической деятельности младших школьников
- 2.2. Организация внеурочной деятельности и общения младших школьников.
- Раздел 3. Внеурочная и проектная деятельность младших школьников Тема 5. Организация внеурочной и проектной деятельности младших школьников Вопросы для обсуждения
- Методический конструктор внеурочной деятельности школьников
- 3. Цели и задачи духовно-нравственного воспитания младших школьников во внеурочной деятельности
- Как разработать программу внеурочной деятельности школьников
- 22 Формы организации внеурочной деятельности младших школьников