logo
Внеурочная деятельность школьников по географии

1.2 Формы проведения внеурочной деятельности школьников по географии

Формы внеурочной деятельности различаются целями, охватом учащихся, методикой подготовки и проведения внеклассных занятий. Формы развиваются и совершенствуются параллельно уроку. Среди внеурочных форм особое значение в процессе обучения географии приобретают наблюдения и практические работы на местности, в том числе на пришкольном участке, географической площадке, экологической тропе, в микрозаповеднике, на территории прилегающих к школе парков, заказников, региональных и государственных национальных парков и заповедников. Организация наблюдений и практических работ на местности - особенность обучения географии, необходимое условие, при котором учитель управляет процессом восприятия учащимися окружающего мира. Школьники при этом обогащают свой жизненный опыт; у них формируются конкретно - образное, а затем и абстрактное мышление как основа для усвоения теоретических знаний (понятий, связей, закономерностей).

Наблюдения в процессе изучения географии учащиеся начинают вести при изучении начального курса географии. Они включают метеорологические и фенологические наблюдения, результаты которых фиксируются в специальных дневниках. Материалы наблюдений используются в процессе изучения теоретического материала об атмосфере, гидросфере и биосфере. Обработка собранных материалов наблюдений состоит в вычерчивание графиков хода температур, диаграмм облачности, розы ветров, расчетов средних температур и т.д. Накопленные за несколько лет материалы наблюдений за погодой своей местности, сроками замерзания и вскрытия водоемов, началом вегетации растений и другими явлениями служат ценным материалом для проведения практических работ на уроках. Кроме того, они могут быть использованы для оформления краеведческого уголка или специального стенда в школьном краеведческом музее (6).

Система практических работ на местности - необходимое условие обучения географии. Назначение этих работ - закрепление теоретических знаний и формирование географических умений по ориентированию, измерению расстояний, съемки простейшего плана местности, работа с готовым планом и т.д. Эти работы необходимы для показа школьникам практической значимости географии, раскрытия ее роли в повседневной жизни человека.

Особый интерес у школьников вызывает работа на местности по оборудованию экологической тропы в близлежащем парке, сквере, лесном массиве. Ее создание начинается с выбора места, доступного для учащихся. Территория при этом должна иметь разнообразные природные объекты, но маршрут экологической тропы должен обходить (исключать) места обитания редких видов растений и животных. Среди учащихся целесообразно провести конкурс на проекты экологических знаков, текста информационных досок, проекты искусственных сооружений на тропе, тексты бесед с посетителями тропы во время экологических экскурсий. Наибольшую сложность представляет разработка маршрута экологической тропы, ее подробное описание, составление путеводителей по тропе. Поэтому такая работа распределяется между несколькими классами и ведется довольно продолжительное время (5).

Можно рассмотреть несколько форм проведения внеурочной работы: научные исследовательские географические общества, географические конференции и географические вечера, экскурсии и, наконец, неделя географии (14).