Внеклассные занятия по сказкам Х.К. Андерсена как средство развития интереса к литературе у учащихся 5 класса

курсовая работа

Технология проектирования внеклассных занятий по сказкам Х.К. Андерсена, способствующих развитию интереса к литературе у учащихся 5 класса

Единство классной и внеклассной работы по литературе объясняется, прежде всего, тем, что она предполагает работу с книгой. Большая совокупность средств внеклассной работы по литературе направлена на нравственное и эстетическое воспитание школьников средствами литературы, на углубление и расширение знаний по литературе, и, конечно, на развитие интереса и любви к чтению, то есть к литературе.

Известно, что развитие любого качества или свойства человека осуществляется наиболее успешно путем систематической работы. Именно поэтому необходимо было создание ряда внеклассных занятий по развитию интереса к литературе.

Проектирование таких занятий - это процесс предварительной разработки ее основных деталей, таких как: цель и задачи, содержание занятий, формы и методы, принципы.

Основой для планирования внеклассных занятий является программа по литературе, создающая возможность долговременной связи классных и внеклассных занятий на базе программных тем. Поэтому связь классных и внеклассных занятий - основной организационный принцип, на котором базируется система внеклассных занятий. Это связь в большей степени определяет характер и последовательность занятий, их содержание.

Проектирование внеклассных занятий имеет особенность: оно полностью сориентировано на учащегося. В процессе проектирования особенно тщательно изучаются потребности, интересы и возрастные особенности ребят, которые обязательно должны лежать в основе занятий. Такими особенностями являются:

наличие у младших подростков широких и разносторонних интересов. Поэтому наши внеклассные занятия предполагают большой спектр деятельности (оформление аудиторий, чтение сказок и другое), а также выход за рамки общения класса (на занятия приглашаются учащиеся других классов);

проявление повышенной активности, дающее возможность практически всем учащимся принять участие в подготовке и проведении занятий;

усложнение отношений со взрослыми, ведущее за собой протест против приказов и наставлений. Поэтому при организации занятий учитель занимает позицию консультанта и помощника;

стремление к самовыражению. Учитывая эту особенность, мы дали возможность учащимся заняться тем делом, которое им ближе, и в котором они могут себя проявить.

Учет возрастных особенностей и специфика внеклассной работы были положены в основу проектируемых нами занятий, которым присущи все признаки системности, выделенные В.С. Безруковой (3, 100-101):

В основе - полнота компонентов, способствующих достижению одной цели. В нашей системе в качестве компонентов выступают различные формы внеклассных занятий, объединенных одной целью - развитием у учащихся 5 класса интереса к литературе.

Наличие связей и зависимостей между компонентами, взаимосвязанных одной целью. Все разработанные нами внеклассные занятия последовательны по отношению друг к другу, что выражается:

В их содержании:

на экскурсии происходит развитие интереса через расширение и углубление представления о личности писателя - сказочника посредством ознакомления учащихся с рассказами экскурсоводов об отдельных этапах жизни писателя, подкрепленных фотографиями и репродукциями картин;

на литературном вечере предполагается развитие интереса через углубление и расширение представления о своеобразии творчества писателя посредством визуального и аудиального ознакомления с его сказками (через инсценирование отдельных эпизодов);

на литературной викторине происходит развитие интереса к литературе через осмысление некоторых проблемных сторон произведений, а также своеобразная проверка уровня сформированности представления о специфике сказок Андерсена посредством участия в обсуждении и вопросов, а также участия в инсценирование отрывка из произведения.

2. В наличии взаимосвязанных, единых для внеклассных занятий методов и принципов, которые мы подробнее опишем ниже.

3. Наличие ведущего звена, идеи, необходимой для объединения компонентов. Наши занятия объединены:

темой: "Своеобразие сказок Х.К. Андерсена";

целью: развитие интереса к литературе у учащихся 5 класса;

идеей: вызвать у учащихся интерес к литературе через своеобразие сказок Андерсена.

4. Появление у компонентов системы общих качеств, что обусловливается спецификой внеклассных занятий: органическое единство учебной и внеучебной работы; предоставление каждому учащемуся возможности заниматься полезным делом с учетом его интересов, склонностей и способностей; разнообразие форм занятий; повышенная роль и активность учащихся; большая степень детализации и другие, описанные нами в пояснительной записке.

Таким образом, учитывая вышеизложенные доказательства, мы можем утверждать, что все внеклассные занятия приведены в единую систему взаимосвязанных и взаимообусловленных элементов.

Важно отметить, что выбранные нами формы внеклассных занятий определяют методы, лежащие в основе организации деятельности на внеклассных занятиях. По мнению профессора Пидкассистого, (37, 230) выбор методов зависит от:

1. Общих целей воспитания и развития. В нашем случае внеклассные занятия объединены общей целью - целью развития интереса к литературе, которое может происходить только при сознательной, интенсивной работе учащихся. Поэтому все методы направлены на включение учащихся в активную творческую деятельность (по Кудрешову): метод творческого чтения (выразительное чтение), эвристический (инсценирование, проблемные вопросы).

2. От особенностей изучаемого предмета. Специфика литературы в том, что она воздействует на эмоциональную сферу, воображение, влияет на становление нравственных ценностей. Именно поэтому в занятия включены инсценирование, проблемные вопросы, выразительное чтение наизусть, беседа, подкрепленные музыкальным сопровождением.

Делись добром ;)