Реформирование высшего образования
Интенсивное реформирование системы высшего образования Франции началось с создания при университетах «университетских институтов технологии», осуществляющих в течение 2 лет профессиональную подготовку специалистов, предназначенных для непосредственного использования на рынке труда. В дальнейшем этот сектор подготовки, постоянно расширяющийся за счет открытия новых специальностей и введения новых типов дипломов, оказался одним из наиболее эффективных и пользующихся самым высоким спросом со стороны абитуриентов - выпускников средних школ (лицеев). В настоящее время этот сектор, включающий в себя наряду с университетскими институтами технологии аналогичные подразделения с двухлетним сроком обучения, функционирующие в рамках университетов или автономно, обеспечивает основную часть потребности Франции в кадрах среднего уровня. Преобладающие профили подготовки: техника, информатика, экономика, сфера обслуживания. Осуществляемое в этих учебных заведениях образование, юридически относящееся к высшему, все чаще выделяют как особый краткосрочный тип высшего профессионального образования, называемый термином «третичный Б» (tertiary В), в отличие от «третичного А» (tertiary А), который ассоциируется с образовательными программами, ведущими, как минимум, к университетской степени бакалавра.
В последующие периоды продолжалось структурное преобразование высшей школы, происходившее по трем следующим основным направлениям:
автономия, под которой понимается децентрализация управления высшей школой на всех уровнях и расширение автономных прав учебных заведений и подразделений;
участие, предполагающее большую причастность студентов и преподавательского корпуса, а также, представителей деловых кругов и других заинтересованных слоев общества
к решению вопросов, определяющих развитие и функционирование вузов, и к непосредственному управлению вузами;
многодисциплинарность, являющаяся фактически основным направлением всех реформ высшей школы Франции.
Практическое осуществление многодисциплинарности вылилось в радикальную перестройку существовавших ранее вузовских структур, что заняло по времени период около 30 лет. В результате основные организационные компоненты вузов - узкоспециальные или узкодисциплинарные факультеты и кафедры были заменены новыми междисциплинарными подразделениями, так называемыми учебно-исследовательскими единицами (Unite d`Enseignement et de Recherche или Unite de Formation et de Recherche). Они стали основными центрами принятия решений в университетах, обладающими значительной самостоятельностью в определении целей и содержания обучения и НИР.
Наряду с изменением внутренней структуры университетов была постепенно проведена реструктуризация самих вузов с целью повышения их управляемости и эффективности. Все крупные университеты были расчленены на самостоятельные вузы, имеющие оптимальные размеры и определенную профилизацию, основанные на социально-экономической и региональной целесообразности.
В последующем реформирование высшей школы Франции продолжалось в соответствии с целями и задачами названного выше Закона об ориентации. С этой целью были приняты новые законы, декреты и многочисленные правительственные постановления. К настоящему времени период коренных структурных преобразований высшего образования считается завершенным и продолжается работа по оптимизации и актуализации существующих структур и организационно-содержательной базы высшей школы. Основные направления деятельности, осуществляемой в этом отношении в настоящее время, следующие:
дальнейшая профессионализация университетского сектора высшего образования за счет открытия в университетах новых специальностей междисциплинарного и «технологического» (прикладного) типа и введения новых, профессионально ориентированных направлений подготовки, в том числе, с более короткими сроками обучения по сравнению с традиционно существующими;
максимально возможная интеграция в университетах, особенно на старших курсах, учебного процесса и НИР, в частности за счет все большей обусловленности финансирования вузов от результатов их исследовательской деятельности и степени вовлеченности в нее преподавателей и студентов;
количественное и качественное расширение короткого «третичного» сектора образования при одновременном расширении для его выпускников возможностей продолжения обучения на более продвинутом уровне;
поддержание высокого качества образования, прежде всего, за счет совершенствования процедур, механизмов и стимулов системы контроля качества;
и, наконец, мероприятия, осуществляемые во Франции в последние годы в связи с реализацией ее активного участия в Болонском процессе. Их назначение - содействовать интеграции образования и науки в рамках объединенной Европы, сохраняя при этом идентичность и высокую конкурентоспособность французской системы образования.
По последнему из перечисленных направлений деятельности только в апреле 2002 г. было принято три правительственных постановления, регламентирующих введение новых дипломов специалист? и «мастера» (магистра), в соответствии с рекомендациями Болонской декларации.
- ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЯ ВО ФРАНЦИИ
- Реформирование высшего образования
- Качество образования и его контроль
- Короткий цикл
- Профессиональная лицензия (Licence professionnelle)
- Высшее образование «длинного» цикла
- DEUG (Diplome detudes universitaires generales) - Диплом об общем университетском образовании
- Специалист (Licence)
- MST (Maitrise de sciences et techniques) - Мэтриз по науке и технике
- MSG (Maitrise de sciences de gestion) - Мэтриз по управлению
- MIAGE (Maitrise de methodes informatiques appliquees a la gestion)
- TIM (Titre dingenieur-maitre) - Диплом инженера
- ОРГАНИЗАЦИЯ ДИПЛОМА на направлении «Юриспруденция и юриспруденция в политике» (LICENCE EN DROIT ET SCIENCE POLITIQUE mention DROIT)
- 3.3.3. Кредитная система и ее построение. Банк Франции: его структура и функции. Особенности денежно-кредитной политики Франции на современном этапе
- 2. Кредитная система Франции.
- Какова современная кредитно-финансовая система Франции?
- Лекция №1 Система высшего медицинского образования в рф
- 51. Реформа высшего образования в Европе (90-е гг. XX в,- 2010 гг.). Болонский процесс.
- Что, на ваш взгляд, дает переход на кредитно-зачетную систему в вуЗе?
- Государственно-монополистический капитализм в кредитной системе Франции
- Какова современная кредитно-финансовая система Франции?
- 6.3. Высшее образование во Франции
- Тема 9. Финансово-кредитная система Франции.