Реализация диагностической функции классного руководителя в работе по изучению личности младшего школьника

дипломная работа

1.2 Задачи и функции классного руководителя

Классный руководитель - это организатор и руководитель целостного педагогического процесса. Это педагог, который является центром организации, координации всех влияний, оказываемых на отдельную личность или на коллектив учащихся. Он просвещает родителей в области воспитания, координирует совместные усилия учителей - предметников, работающих в классе, а так же психолога, социального педагога. Классный руководитель - ведущий, самый уважаемый, самый подготовленный специалист.

Требования, предъявляемые к классному руководителю, диктуются уровнем развития современного общества, педагогической наукой и практикой.

Классный руководитель должен обладать следующими характеристиками:

1) Исследовательская компетентность - это знания, опыт в области педагогического исследования, то есть, процесса и результата научного изучения педагогических явлений с целью выработки новых знаний о содержании, закономерностях, совершенствования компонентов педагогического процесса, преобразования их на практике.

2) Коадаптационное мастерство - это высокий уровень коадаптационных умений, основанных на коадаптационных знаниях.

Коадаптация в педагогике - это соотнесение различных понятий, суждений, теорий; выявление взаимосвязей существующих систем, их приспособление к уже имеющимся и реализующимся на практике.

3) Медиаобразованность - это совокупность систематизированных медиазнаний, умений и определяемый ими уровень мастерства по реализации медиаобразования школьников. [17, 190]

Классный руководитель призван решать следующие задачи:

1) Создание классного коллектива как среды, обеспечивающей развитие каждого ребенка.

2) Организация различных видов коллективной и индивидуальной деятельности, вовлекающей учащихся в разнообразные коммуникативные ситуации.

3) Коррекция индивидуального развития учащихся класса, способствующая свободному и полному проявлению и развитию их способностей.

Функции, права и обязанности классного руководителя при всех версиях названия этой должности примерно одинаковы. Поскольку деятельность школы регламентируется ее Уставом, то деятельность классного руководителя также основывается на этом документе. [16, 32]

Классный руководитель выполняет несколько функций:

1) аналитико - диагностическую;

2) организационно - координирующую;

3) коммуникативную.

Аналитическая функция включает в себя:

1) изучение и анализ индивидуальных особенностей учащихся с помощью психолога (как правило, определяется тип личности, темперамент, акцентуация характера, особенности мышления, восприятия, памяти, речи и другие характеристики). Перед поступлением в 1 класс дети проходят тесты на выявление готовности к учебе и особенностей интеллектуальной деятельности. Тестирование проводит психолог, школьный или специально приглашенный;

2) изучение и анализ коллектива учащихся в его развитии;

Педагогу необходимо выявить уровень развития классного коллектива. От данного условия зависит характер и содержание работы классного руководителя с классом. В современных условиях очень важно также определить характер влияния окружающей среды на учащихся. Классный руководитель сам может организовать эту работу через наблюдение, беседы с учащимися, проведение специальных анкет, анализ творческих работ учащихся (сочинение типа «Наш класс»);

3) анализ и оценка семейного воспитания учащихся;

Классному руководителю очень важно наладить тесную взаимосвязь с родителями учеников, что позволит ему определить особенности семьи, в которой воспитывается ученик, и влияние этой семьи на его развитие. Посещение семьи, беседы с родителями и ребенком позволят реализовать данную функцию. [17, 193]

Также данные о семье школьников есть у психолога, социального педагога. Если семья «неблагополучная», то сведения о ней есть и у администрации школы;

4) анализ уровня воспитанности коллектива и личности.

Выводы об уровне воспитанности коллектива и личности нужно делать с привлечением всех учителей данного класса, чтобы они (выводы) были максимально объективными.

Организационно - координирующая функция предполагает:

1) организацию и проведение увлекательных воспитательных мероприятий, которые способствуют развитию личности ребенка;

2) создание условий для совместной работы семьи и школы;

3) обеспечение взаимодействия классного руководителя с учителями - предметниками для решения проблем учебной деятельности школьников;

4) сотрудничество с внешкольными организациями, позволяющее повысить эффективность учебно-воспитательного процесса (музеи, дома культуры, исследовательские центры и так далее);

5) тесную связь с органами детского самоуправления (ученические комитеты, Совет школы, различные детские организации);

6) организацию питания детей, уборки школьной и пришкольной территории, кабинетов, трудовой практики;

7) сотрудничество со специалистами - сотрудниками школы (психологами, врачами) для создания благоприятных условий воспитания и развития личности ребенка;

8) ведение школьной документации (записи в журналах, дневниках, личных делах детей, составление планов работы). [3, 8]

Коммуникативная функция заключается:

1) в формировании позитивных взаимоотношений между детьми, управлении взаимоотношениями в классе;

2) в формировании оптимальных отношений в системе «учитель - ученик». Здесь классный руководитель выступает как посредник в случае возникновения конфликта. Конфликты между учителями и учащимися бывают затяжными, тогда классному руководителю нужно предложить так называемый «компромисс Иггина» - третье решение, хотя бы в минимальной степени устраивающее обе стороны;

3) в обучении школьников установлению положительных взаимоотношении с людьми. [17, 197]

Классный руководитель - административное лицо и он имеет право:

1) получать информацию о психическом и физическом здоровье детей;

2) контролировать успеваемость каждого ученика;

3) контролировать посещаемость учебных занятий детьми;

4) координировать и направлять в единое русло работу учителей данного класса (а также психолога и социального педагога);

5) организовывать воспитательную работу с учащимися класса через проведение «малых педсоветов», педагогических консилиумов, тематических и других мероприятий;

6) выносить на рассмотрение администрации, Совета школы предложения, согласованные с коллективом класса;

7) приглашать родителей (или лиц, их заменяющих) в школу; по согласованию с администрацией обращаться в комиссию по делам несовершеннолетних, в психолого-медико-педагогическую комиссию, в комиссию и советы содействия семье и школе на предприятиях, решая вопросы, связанные с воспитанием и обучением учащихся;

8) получать помощь от педагогического коллектива школы;

9) определять индивидуальный режим работы с детьми (свободно, т.е. исходя из конкретной ситуации);

10) отказываться от лежащих за границами содержания его работы поручений. [17, 199]

Классный руководитель имеет право вести опытно - экспериментальную работу по проблемам дидактической и воспитательной деятельности, что определяется обязанностями классного руководителя:

1) организация в классе учебно-воспитательного процесса, оптимального для развития положительного потенциала личности учащихся в рамках деятельности общешкольного коллектива;

2) оказание помощи ученику в решении острых проблем (предпочтительно лично, можно привлечь психолога);

3) установление контактов с родителями и оказание им помощи в воспитании детей (лично, через психолога, социального педагога).

Для педагогически грамотного, успешного и эффективного выполнения своих обязанностей классному руководителю необходимо хорошо знать психолого-педагогические основы работы с детьми, быть информированным о новейших тенденциях, способах и формах воспитательной деятельности, в частности, овладеть методиками воспитания.

Целью деятельности классного руководителя является организация целостного педагогического процесса и осуществление его руководства.

Направления работы классного руководителя составляют воспитание в процессе обучения; внеклассная воспитательная деятельность в школе; внешкольная воспитательная деятельность через взаимодействие с семьей школьника, детскими и юношескими организациями и объединениями, учреждениями дополнительного образования.

Содержание работы классного руководителя определяют основные виды деятельности: педагогический мониторинг, проектировочная, организаторская и гностическая деятельность. [16, 50]

Показатели профессиональной, готовности к работе классного руководителя, к построению системы его воспитательной работы представлены в таблице 1.1

Таблица 1.1 Показатели профессиональной готовности к работе классного руководителя

Минимальный уровень

Достаточный уровень

Продвинутый уровень

Знание теории и методики воспитания:

- знание современных подходов к организации воспитательного процесса;

- творческое использование положительного опыта в своей практике

Знание теории и методики воспитательной работы:

- знание современных концепций, технологий воспитания;

- умение интегрировать их в своей профессиональной деятельности

Знание методологических, теоретических, технологических основ воспитания:

- знание современной методологии воспитания;

- знание современных концепций, систем, технологий воспитания;

- умение на их основе создавать собственную (авторскую) систему воспитательной работы в классе

Владение классным руководителем методикой изучения учащихся и коллектива (при изучении учащихся, коллектива используются различные методы: наблюдение, беседа, организация само -, взаимооценки воспитанников, социометрия, парное сравнение, эксперимент и др.)

Знание сути и умение осуществлять диагностико-прогностическую деятельность:

- владение диагностическими методиками;

- умение осуществлять прогноз хода воспитательного процесса, своей педагогической деятельности;

- владение банком известных систем изучения учащихся, умение их интерпретировать в своей профессиональной деятельности

Знание сути и владение технологией педагогического мониторинга:

- умение составлять и реализовывать программу педагогического мониторинга;

- умение координировать и внедрять самостоятельно разработанную систему изучения школьников;

- умение отслеживать ход и результаты воспитательного процесса

Владение методикой планирования воспитательной работы:

- знание «алгоритма» составления плана, его структуры, различных матриц основной части плана;

- умение составлять перспективный план

Владение известными подходами, алгоритмами планирования воспитательной работы (И. П. Иванова, Н. Е. Щурковой, В. А. Караковского и др.), умение их интерпретировать в своей профессиональной деятельности

Знание сути и владение технологией проектировочной деятельности:

- умение составлять концепцию, программу воспитания, план воспитательной работы;

- умение проектировать воспитательную систему класса

Владение методикой организации деятельности воспитанников:

- знание современных форм организации деятельности учащихся (коллективно-творческих дел -- КТД, деловая игра, моделирование ситуации и др.);

- владение приемами вовлечения учащихся в организацию воспитательных дел;

- умение на практике реализовывать задуманное

Владение известными методиками организации жизнедеятельности учащихся (И. П. Иванова, Н. Е. Щурковой, В. А. Караковского и др.), умение их интерпретировать в своей профессиональной деятельности

Знание сути и владение технологией организаторской деятельности:

- координация деятельности основных институтов социализации личности (семьи, образовательных учреждений Дополнительного образования, детских и юношеских организаций и др.);

- организация воспитательной деятельности в процессе обучения (самостоятельно и с помощью предметников);

- организация собственных воспитательных влияний вне учебной деятельности;

- организация коллектива в качестве средства становления личности школьника;

- индивидуальная работа с учащимися

Владение методикой анализа при оценке воспитательной работы с коллективом и отдельными воспитанниками (умение выявлять и анализировать состояние и сдвиги в показателях воспитанности учащихся, в этапах развития коллектива).

Знание и умение использовать на практике известные подходы к критериям, методикам выявления результативности воспитательного процесса; умение анализировать результаты воспитания

Знание сути и владение технологией гностической деятельности:

- осуществление сбора

и анализа данных, полученных в ходе диагностической деятельности предметников, психологов, социального педагога и др.;

- анализ данных, полученных в ходе собственной диагностической деятельности;

- анализ изменений в уровне развития, образования, воспитанности школьников, ведение карты педагогического мониторинга;

- анализ собственной деятельности, а при необходимости и других участников педагогического процесса

с целью внесения изменений в задачи, содержание, формы и методы работы с детьми;

- анализ воспитательной работы, КТД, внеурочной деятельности по предмету

Владение методикой профессионального самообразования по организации воспитательного процесса:

- знание структуры и содержания квалифицированной характеристики воспитателя;

- умение дать оценку своей профессиональной подготовленности к воспитательной работе;

- владение приемами изучения и использования положительного педагогического опыта

Знание различных моделей (профессиональных требований) современного воспитателя, умение их интерпретировать в своей профессиональной деятельности; владение методиками самосовершенствования в области воспитания

Знание сути профессиональной позиции педагога, умение ее анализировать, предъявлять; умение совершенствовать ключевые профессиональные умения: «учитывать самочувствие детей; прослеживать характеристики психологического климата; контролировать ход групповой деятельности; увеличивать меру самостоятельности через возложение полномочий; изменять профессиональную позицию в соответствии с меняющейся ситуацией» (Н.Е.Щуркова)

Таким образом, классный руководитель - ведущая, ключевая фигура в организации целостного педагогического процесса в классе. Он является его руководителем.

Основные функции деятельности классного руководителя - аналитико-диагностическая, организационно - координирующая и коммуникативная, реализуются через такие виды работы, как педагогический мониторинг, проектировочная, организаторская и гностическая деятельность.

Осуществление данных видов деятельности рассматривается через призму деловых, профессиональных, личностных отношений с учащимися, учителями - предметниками, психологом, социальным педагогом, с родителями учащихся, с работниками дополнительных образовательных учреждений.

Делись добром ;)