Реализация диагностической функции классного руководителя в работе по изучению личности младшего школьника
1.2 Задачи и функции классного руководителя
Классный руководитель - это организатор и руководитель целостного педагогического процесса. Это педагог, который является центром организации, координации всех влияний, оказываемых на отдельную личность или на коллектив учащихся. Он просвещает родителей в области воспитания, координирует совместные усилия учителей - предметников, работающих в классе, а так же психолога, социального педагога. Классный руководитель - ведущий, самый уважаемый, самый подготовленный специалист.
Требования, предъявляемые к классному руководителю, диктуются уровнем развития современного общества, педагогической наукой и практикой.
Классный руководитель должен обладать следующими характеристиками:
1) Исследовательская компетентность - это знания, опыт в области педагогического исследования, то есть, процесса и результата научного изучения педагогических явлений с целью выработки новых знаний о содержании, закономерностях, совершенствования компонентов педагогического процесса, преобразования их на практике.
2) Коадаптационное мастерство - это высокий уровень коадаптационных умений, основанных на коадаптационных знаниях.
Коадаптация в педагогике - это соотнесение различных понятий, суждений, теорий; выявление взаимосвязей существующих систем, их приспособление к уже имеющимся и реализующимся на практике.
3) Медиаобразованность - это совокупность систематизированных медиазнаний, умений и определяемый ими уровень мастерства по реализации медиаобразования школьников. [17, 190]
Классный руководитель призван решать следующие задачи:
1) Создание классного коллектива как среды, обеспечивающей развитие каждого ребенка.
2) Организация различных видов коллективной и индивидуальной деятельности, вовлекающей учащихся в разнообразные коммуникативные ситуации.
3) Коррекция индивидуального развития учащихся класса, способствующая свободному и полному проявлению и развитию их способностей.
Функции, права и обязанности классного руководителя при всех версиях названия этой должности примерно одинаковы. Поскольку деятельность школы регламентируется ее Уставом, то деятельность классного руководителя также основывается на этом документе. [16, 32]
Классный руководитель выполняет несколько функций:
1) аналитико - диагностическую;
2) организационно - координирующую;
3) коммуникативную.
Аналитическая функция включает в себя:
1) изучение и анализ индивидуальных особенностей учащихся с помощью психолога (как правило, определяется тип личности, темперамент, акцентуация характера, особенности мышления, восприятия, памяти, речи и другие характеристики). Перед поступлением в 1 класс дети проходят тесты на выявление готовности к учебе и особенностей интеллектуальной деятельности. Тестирование проводит психолог, школьный или специально приглашенный;
2) изучение и анализ коллектива учащихся в его развитии;
Педагогу необходимо выявить уровень развития классного коллектива. От данного условия зависит характер и содержание работы классного руководителя с классом. В современных условиях очень важно также определить характер влияния окружающей среды на учащихся. Классный руководитель сам может организовать эту работу через наблюдение, беседы с учащимися, проведение специальных анкет, анализ творческих работ учащихся (сочинение типа «Наш класс»);
3) анализ и оценка семейного воспитания учащихся;
Классному руководителю очень важно наладить тесную взаимосвязь с родителями учеников, что позволит ему определить особенности семьи, в которой воспитывается ученик, и влияние этой семьи на его развитие. Посещение семьи, беседы с родителями и ребенком позволят реализовать данную функцию. [17, 193]
Также данные о семье школьников есть у психолога, социального педагога. Если семья «неблагополучная», то сведения о ней есть и у администрации школы;
4) анализ уровня воспитанности коллектива и личности.
Выводы об уровне воспитанности коллектива и личности нужно делать с привлечением всех учителей данного класса, чтобы они (выводы) были максимально объективными.
Организационно - координирующая функция предполагает:
1) организацию и проведение увлекательных воспитательных мероприятий, которые способствуют развитию личности ребенка;
2) создание условий для совместной работы семьи и школы;
3) обеспечение взаимодействия классного руководителя с учителями - предметниками для решения проблем учебной деятельности школьников;
4) сотрудничество с внешкольными организациями, позволяющее повысить эффективность учебно-воспитательного процесса (музеи, дома культуры, исследовательские центры и так далее);
5) тесную связь с органами детского самоуправления (ученические комитеты, Совет школы, различные детские организации);
6) организацию питания детей, уборки школьной и пришкольной территории, кабинетов, трудовой практики;
7) сотрудничество со специалистами - сотрудниками школы (психологами, врачами) для создания благоприятных условий воспитания и развития личности ребенка;
8) ведение школьной документации (записи в журналах, дневниках, личных делах детей, составление планов работы). [3, 8]
Коммуникативная функция заключается:
1) в формировании позитивных взаимоотношений между детьми, управлении взаимоотношениями в классе;
2) в формировании оптимальных отношений в системе «учитель - ученик». Здесь классный руководитель выступает как посредник в случае возникновения конфликта. Конфликты между учителями и учащимися бывают затяжными, тогда классному руководителю нужно предложить так называемый «компромисс Иггина» - третье решение, хотя бы в минимальной степени устраивающее обе стороны;
3) в обучении школьников установлению положительных взаимоотношении с людьми. [17, 197]
Классный руководитель - административное лицо и он имеет право:
1) получать информацию о психическом и физическом здоровье детей;
2) контролировать успеваемость каждого ученика;
3) контролировать посещаемость учебных занятий детьми;
4) координировать и направлять в единое русло работу учителей данного класса (а также психолога и социального педагога);
5) организовывать воспитательную работу с учащимися класса через проведение «малых педсоветов», педагогических консилиумов, тематических и других мероприятий;
6) выносить на рассмотрение администрации, Совета школы предложения, согласованные с коллективом класса;
7) приглашать родителей (или лиц, их заменяющих) в школу; по согласованию с администрацией обращаться в комиссию по делам несовершеннолетних, в психолого-медико-педагогическую комиссию, в комиссию и советы содействия семье и школе на предприятиях, решая вопросы, связанные с воспитанием и обучением учащихся;
8) получать помощь от педагогического коллектива школы;
9) определять индивидуальный режим работы с детьми (свободно, т.е. исходя из конкретной ситуации);
10) отказываться от лежащих за границами содержания его работы поручений. [17, 199]
Классный руководитель имеет право вести опытно - экспериментальную работу по проблемам дидактической и воспитательной деятельности, что определяется обязанностями классного руководителя:
1) организация в классе учебно-воспитательного процесса, оптимального для развития положительного потенциала личности учащихся в рамках деятельности общешкольного коллектива;
2) оказание помощи ученику в решении острых проблем (предпочтительно лично, можно привлечь психолога);
3) установление контактов с родителями и оказание им помощи в воспитании детей (лично, через психолога, социального педагога).
Для педагогически грамотного, успешного и эффективного выполнения своих обязанностей классному руководителю необходимо хорошо знать психолого-педагогические основы работы с детьми, быть информированным о новейших тенденциях, способах и формах воспитательной деятельности, в частности, овладеть методиками воспитания.
Целью деятельности классного руководителя является организация целостного педагогического процесса и осуществление его руководства.
Направления работы классного руководителя составляют воспитание в процессе обучения; внеклассная воспитательная деятельность в школе; внешкольная воспитательная деятельность через взаимодействие с семьей школьника, детскими и юношескими организациями и объединениями, учреждениями дополнительного образования.
Содержание работы классного руководителя определяют основные виды деятельности: педагогический мониторинг, проектировочная, организаторская и гностическая деятельность. [16, 50]
Показатели профессиональной, готовности к работе классного руководителя, к построению системы его воспитательной работы представлены в таблице 1.1
Таблица 1.1 Показатели профессиональной готовности к работе классного руководителя
Минимальный уровень |
Достаточный уровень |
Продвинутый уровень |
|
Знание теории и методики воспитания: - знание современных подходов к организации воспитательного процесса; - творческое использование положительного опыта в своей практике |
Знание теории и методики воспитательной работы: - знание современных концепций, технологий воспитания; - умение интегрировать их в своей профессиональной деятельности |
Знание методологических, теоретических, технологических основ воспитания: - знание современной методологии воспитания; - знание современных концепций, систем, технологий воспитания; - умение на их основе создавать собственную (авторскую) систему воспитательной работы в классе |
|
Владение классным руководителем методикой изучения учащихся и коллектива (при изучении учащихся, коллектива используются различные методы: наблюдение, беседа, организация само -, взаимооценки воспитанников, социометрия, парное сравнение, эксперимент и др.) |
Знание сути и умение осуществлять диагностико-прогностическую деятельность: - владение диагностическими методиками; - умение осуществлять прогноз хода воспитательного процесса, своей педагогической деятельности; - владение банком известных систем изучения учащихся, умение их интерпретировать в своей профессиональной деятельности |
Знание сути и владение технологией педагогического мониторинга: - умение составлять и реализовывать программу педагогического мониторинга; - умение координировать и внедрять самостоятельно разработанную систему изучения школьников; - умение отслеживать ход и результаты воспитательного процесса |
|
Владение методикой планирования воспитательной работы: - знание «алгоритма» составления плана, его структуры, различных матриц основной части плана; - умение составлять перспективный план |
Владение известными подходами, алгоритмами планирования воспитательной работы (И. П. Иванова, Н. Е. Щурковой, В. А. Караковского и др.), умение их интерпретировать в своей профессиональной деятельности |
Знание сути и владение технологией проектировочной деятельности: - умение составлять концепцию, программу воспитания, план воспитательной работы; - умение проектировать воспитательную систему класса |
|
Владение методикой организации деятельности воспитанников: - знание современных форм организации деятельности учащихся (коллективно-творческих дел -- КТД, деловая игра, моделирование ситуации и др.); - владение приемами вовлечения учащихся в организацию воспитательных дел; - умение на практике реализовывать задуманное |
Владение известными методиками организации жизнедеятельности учащихся (И. П. Иванова, Н. Е. Щурковой, В. А. Караковского и др.), умение их интерпретировать в своей профессиональной деятельности |
Знание сути и владение технологией организаторской деятельности: - координация деятельности основных институтов социализации личности (семьи, образовательных учреждений Дополнительного образования, детских и юношеских организаций и др.); - организация воспитательной деятельности в процессе обучения (самостоятельно и с помощью предметников); - организация собственных воспитательных влияний вне учебной деятельности; - организация коллектива в качестве средства становления личности школьника; - индивидуальная работа с учащимися |
|
Владение методикой анализа при оценке воспитательной работы с коллективом и отдельными воспитанниками (умение выявлять и анализировать состояние и сдвиги в показателях воспитанности учащихся, в этапах развития коллектива). |
Знание и умение использовать на практике известные подходы к критериям, методикам выявления результативности воспитательного процесса; умение анализировать результаты воспитания |
Знание сути и владение технологией гностической деятельности: - осуществление сбора и анализа данных, полученных в ходе диагностической деятельности предметников, психологов, социального педагога и др.; - анализ данных, полученных в ходе собственной диагностической деятельности; - анализ изменений в уровне развития, образования, воспитанности школьников, ведение карты педагогического мониторинга; - анализ собственной деятельности, а при необходимости и других участников педагогического процесса с целью внесения изменений в задачи, содержание, формы и методы работы с детьми; - анализ воспитательной работы, КТД, внеурочной деятельности по предмету |
|
Владение методикой профессионального самообразования по организации воспитательного процесса: - знание структуры и содержания квалифицированной характеристики воспитателя; - умение дать оценку своей профессиональной подготовленности к воспитательной работе; - владение приемами изучения и использования положительного педагогического опыта |
Знание различных моделей (профессиональных требований) современного воспитателя, умение их интерпретировать в своей профессиональной деятельности; владение методиками самосовершенствования в области воспитания |
Знание сути профессиональной позиции педагога, умение ее анализировать, предъявлять; умение совершенствовать ключевые профессиональные умения: «учитывать самочувствие детей; прослеживать характеристики психологического климата; контролировать ход групповой деятельности; увеличивать меру самостоятельности через возложение полномочий; изменять профессиональную позицию в соответствии с меняющейся ситуацией» (Н.Е.Щуркова) |
Таким образом, классный руководитель - ведущая, ключевая фигура в организации целостного педагогического процесса в классе. Он является его руководителем.
Основные функции деятельности классного руководителя - аналитико-диагностическая, организационно - координирующая и коммуникативная, реализуются через такие виды работы, как педагогический мониторинг, проектировочная, организаторская и гностическая деятельность.
Осуществление данных видов деятельности рассматривается через призму деловых, профессиональных, личностных отношений с учащимися, учителями - предметниками, психологом, социальным педагогом, с родителями учащихся, с работниками дополнительных образовательных учреждений.