Разработка учебно-методического обеспечения раздела "Вышивка "Хардангер" в 8 классах средней школы

дипломная работа

1.2 Состав учебно-методических комплексов

Учебно-методический комплекс, как система учебно-методической документации и средств обучения, должен включать:

учебную документацию: учебный план, учебную программу, тематический план;

средства для учащихся: учебники, учебные пособия, справочники, сборники задач, сборники заданий для выполнения упражнений и самостоятельных работ, руководство для выполнения лабораторно-практических работ, комплекты инструкционно-технологической документации;

дидактические средства на урок: наглядные пособия, технические средства обучения, дидактические материалы, демонстрационное оборудование.

Учебная документация.

Содержание общего и среднего образования концентрируется в учебных предметах и реализуется через учебный план школы. Учебный план школы составляется с соблюдением нормативов базисного учебного плана - основного государственного нормативного документа, который служит основой для разработки типовых и рабочих учебных планов и исходным документом для финансирования школы. Учебный план - это документ, содержащий перечень изучаемых в ней предметов, их распределение по годам обучения и количество часов на каждый предмет. Существует два типа учебных планов школы:

собственно учебный план школы, который разрабатывается на основе государственного базисного учебного плана на длительный период и отражает особенности конкретной школы;

рабочий учебный план школы, разрабатываемый с учетом текущих условий и утверждаемый педагогическим советом школы ежегодно.

В учебных планах, как и в государственном стандарте общего образования, выделяются федеральный, национально-региональный и школьный уровни.

На федеральном уровне обеспечивается единство школьного образования в стране, включающее в себя в полном объеме образовательные области, в которых выделяются учебные курсы общекультурного и общенационального назначения.

Национально-региональный уровень обеспечивает потребности и интересы в области образования народов нашей страны в лице субъектов Федерации.

Школьный уровень (обязательные занятия по выбору, факультативные занятия) отражает специфику конкретного образовательного учреждения и тем самым позволяет ему самостоятельно разрабатывать и реализовывать образовательные программы и учебные планы.

Учебный план охватывает следующие нормативы: продолжительность обучения (в учебных годах) общая и по каждой из его ступеней; недельная учебная нагрузка для базовых областей, обязательных занятий по выбору учащихся и факультативных занятий; максимальная обязательная недельная учебная нагрузка учащегося, включаю число учебных часов, отводимых на обязательные занятия по выбору; итоговое количество учебных часов, финансируемое государством.

Учебные программы.

Содержание образования, выраженное в образовательных программах, тесно связано с целями образования, которые сформулированы в Законе РФ "Об образовании". Цели определяют общие и конкретные педагогические направления программы и одновременно указывают направление деятельности создателям программы и ее исполнителям, то есть учителям и администрации школы.

Учебная программа - это нормативный документ, в котором очерчивается круг основных знаний, навыков и умений, подлежащих усвоению по каждому отдельно взятому учебному предмету. Она включает перечень тем изучаемого материала, рекомендации по количеству времени на каждую тему, распределение их по годам обучения и время, отводимое для изучения всего курса [2].

В настоящее время в российских образовательных учреждениях используются следующие учебные программы: типовые и рабочие школьные.

Типовые программы очерчивают лишь наиболее обобщенный, базовый круг общеобразовательных знаний, умений, навыков и систему ведущих научных мировоззренческих идей, включают наиболее общие рекомендации методического характера с перечислением необходимых и достаточных средств и приемов обучения, специфических для конкретного учебного предмета. Типовые программы предназначены для разработки рабочих и инновационных учебных программ. Они утверждаются Министерством образования РФ и носят рекомендательный характер. На их основе составляются рабочие программы, в которых, как правило, отражаются национально-региональный и школьный компоненты, учитываются возможности методического потенциала учителей, а также информационного, технического с обеспечения и, естественно, уровень подготовленности учащихся.

Под учебной программой обычно понимается составленная специалистами подборка тем по определенной области знаний и жизни. Задача педагогов состоит в последовательном ознакомлении учащихся с этими темами, а задача учащихся - в освоении их содержания.

Учебные программы, определяющие иное (новое) по сравнению с уже имеющимися или содержание учебного курса, называются инновационными программами и подразделяются на экспериментальные и авторские. Такие программы при наличии рецензии утверждаются педагогическим советом.

Авторская программа - личностно-индивидуальная программа принципиально нового курса, проверка своей собственной идеи, системы взглядов, концепции, отличается и логикой построения курса, и значением поставленных в ней вопросов, теорий, и характером их освещения автором программы.

К экспериментальным относятся учебные программы, которые не требуют принципиально новой (авторской) концепции, а являются либо модификацией имеющихся программ, либо носят комбинаторный характер, то есть составитель (автор-составитель) использует в данной программе материал нескольких существующих программ.

При создании инновационных учебных программ педагоги должны опираться на нормативы, заложенные в Базисном учебном плане образовательных учреждений РФ, обеспечивающие выполнение федерального, регионального и школьного компонентов образования. Основные общеобразовательные программы реализуют обязательный минимум содержания в соответствии с государственным образовательным стандартом (статья 8.6 Закона РФ "Об образовании").

Инновационные учебные программы образовательных областей Базисного учебного плана должны быть нацелены на реализацию федерального компонента программы, то есть на те нормативы, которые обеспечивают соблюдение единства образовательного пространства в России, а также интеграцию личности в систему мировой культуры.

Программы, реализующие национально-региональный компонент, отражающие национальное и культурное своеобразие конкретного региона, и школьный компонент (факультативные, групповые занятия), отражающие особенности данного учебного заведения, района, подлежат рецензированию.

В структуре учебной программы выделяют три элемента:

1) объяснительная записка или введение, в которой определяются целевые направления изучения данного конкретного учебного предмета в системе учебных дисциплин школы;

2) собственно содержание программы - учебный материал, который включает основную информацию, понятия, законы, теории, перечень обязательных предметных навыков и умений, формирование которых осуществляется на межпредметной основе;

3) методические указания о путях реализации программы, касающиеся методов, организационных форм, средств обучения, а также оценки знаний, навыков, умений, приобретаемых учащимися в процессе изучения данного учебного предмета. Особое внимание в программах уделяется межпредметным связям, которые в обобщенном виде представляются в конце содержания основных разделов.

Тематический план - документ, раскрывающий наименование разделов и тем, количество учебных часов на раздел и тему, количество учебных часов всего [2].

Средства для учащихся.

Проектирование содержания образования на уровне учебного материала осуществляется в учебной литературе, к которой относятся учебники и учебные пособия. В них находит отражение конкретное содержание учебных программ.

Среди всех видов учебной литературы особое место занимает школьный учебник, который по своему содержанию и структуре обязательно соответствует учебной программе по предмету. Учебники созданные на основе типовых учебных программ, рекомендуются Министерством образования России для всех школ страны.

Учебнику должны быть свойственны следующие дидактические функции: информационная, трансформационная, систематизирующая, функция закрепления знаний и самоконтроля, самообразования, интегрирующая, координирующая и развивающе-воспитательная.

Структура учебника включает в себя текст как главный компонент и внетекстовые, вспомогательные, компоненты. Все тексты разделяются на тексты - описания, тексты - повествования, тексты - рассуждения. К внетекстовым компонентам относятся: аппарат организации усвоения (вопросы и задания, памятки или инструктивные материалы, таблицы и шрифтовые выделения, подписи к иллюстрациям и упражнения); собственно иллюстративный материал; аппарат ориентировки, включающий предисловие, приложения, оглавление, указатели.

Учебники содержат изложения основ наук и одновременно организуют самостоятельную учебную деятельность учащихся по усвоению учебного материала. В этой связи к нему предъявляются требования, не только касающиеся построения учебных текстов. Это требования дидактические, психологические, эстетические, гигиенические. Учебник должен содержать материал высокой степени обобщения и вместе с тем быть конкретным, оснащенным основным фактическим материалом. Он должен содержать изложение подлинной науки и одновременно быть доступным для учащихся, учитывать особенности их интересов, восприятия, мышления, памяти, развивать познавательный интерес, потребность в знаниях и практической деятельности.

Содержание образования на уровне учебного материала наряду с учебниками раскрывается в различного рода учебных пособиях: хрестоматиях, сборниках задач, атласах, сборниках упражнений и др. Учебные пособия расширяют некоторые стороны учебника и имеют своей целью решение конкретных задач обучения (информационных, тренировочных, проверочных) [5].

Таким образом, программы учебных предметов и учебники являются важнейшим элементом содержания образования и организации процесса обучения.

Дидактические средства обучения.

Средство обучения - это материальный или идеальный объект, который использован учителем и учащимися для усвоения новых знаний.

К средствам обучения относят такие предметы, которые используются в учебном процессе для передачи информации, организации познавательной деятельности учащихся и управления этой деятельностью на различных этапах урока, они являются важным компонентом процесса обучения, который включает взаимосвязанную деятельность преподавателя и учащихся.

И как всякий процесс деятельности, эта деятельность связана с применением определенных средств - слово преподавателя, текст книги, оборудование, приборы, учебные принадлежности, наглядные пособия и т.д. Все это называется средствами обучения. Виды средств обучения очень разнообразны, их состав зависит от уровня развития науки и техники. В настоящее время в школах находят широкое применение следующие виды средств обучения: учебники и учебные пособия; дидактические материалы - карточки-задания, учебные инструкции, учебные алгоритмы, материалы на печатной основе для работы учащихся; учебное оборудование - механизмы, инструменты, приспособления; наглядные пособия: натуральные - оборудование, приборы, инструменты, материалы, образцы; изобразительно-плоскостные - плакаты, картины, карты, диаграммы, схемы; объемные - модели, макеты, муляжи, динамические щиты, электрифицированные схемы; технические средства обучения - учебные кинофильмы, диафильмы, диапозитивы, транспаранты, радио - и телепередачи, звуко - и видеозаписи в комплекте с соответствующими техническими устройствами; тренажеры, оборудование для программированного обучения в комплекте с соответствующей учебной документацией, микроэлектронная вычислительная техника, технические устройства для контроля знаний и умений учащихся.

Основные дидактические функции средств обучения:

они являются "инструментом", с помощью которого учащиеся в процессе обучения познают окружающий их мир, технические и технологические объекты, явления, процессы;

повышают степень наглядности, делают доступным для учащихся такой учебный материал, который без применения средств обучения недоступен вообще или труднодоступен;

помогают удовлетворить и в максимальной степени развить познавательные интересы учащихся;

интенсифицируют труд учащихся и тем самым позволяют повысить темп изучения учебного материала;

являются источником информации, освобождая преподавателя от большого объема чисто технической работы и тем самым, способствуя повышению творческого уровня преподавания; являются средством управления познавательной деятельностью учащихся со стороны преподавателя.

Особое место среди средств обучения занимают технические средства обучения - ТСО. Функции технических средств обучения не ограничиваются реализацией наглядности в обучении, в ряде случаев они являются самостоятельным источником информации, средством индивидуализации обучения, средством машинного контроля и самоконтроля.

Дидактическая функция ТСО состоит в том, что они позволяют осуществлять разностороннее, комплексное воздействие на учащихся. Применение ТСО позволяет пробудить у учащихся интерес к знаниям, формирует у них внутреннюю учебно-познавательную мотивацию и положительное отношение к предмету. Использование ТСО позволяет полностью соблюдать дидактические принципы наглядности, систематичности, постепенности.

Комплексное методическое обеспечение предмета зависит от содержания программного материала, при этом важно дидактически обосновать целесообразность применения каждого средства обучения, входящего в комплекс.

Необходимо, чтобы все средства обучения взаимно дополняли друг друга, чтобы исключалось дублирование. Во всех средствах комплекса требуется единство понятий и терминологии, условных обозначений; они должны быть рассчитаны на единый уровень знаний и умений учащихся, изучающих данный предмет [3].

Делись добром ;)