Разработка урока-игры "Путешествие в Страну английского языка" для младшего школьного возраста

курсовая работа

1. Особенности обучения младшего школьного возраста

Младший школьный возраст является этапом существенных изменений в психическом развитии. Полноценное проживание ребенком данного возрастного периода возможно лишь при определяющей и активной роли взрослых (учителей и родителей), основной задачей которых является создание оптимальных условий для раскрытия и реализации потенциальных возможностей младших школьников с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка.

Глубокие изменения, происходящие в психологическом облике младшего школьника, свидетельствуют о широких возможностях развития ребенка на данном возрастном этапе. В течение этого периода на качественно новом уровне реализуется потенциал развития ребенка как активного субъекта, познающего окружающий мир и самого себя, приобретающего собственный опыт в этом мире в процессе деятельности.

Важнейшие новообразования возникают во всех сферах психического развития: преобразуются интеллект, личность, социальные отношения. Ведущая роль учебной деятельности в этом процессе не исключает того, что младший школьник активно включен и в другие виды деятельности (игра, элементы трудовой деятельности, занятия спортом, искусством и пр.), в ходе которых совершенствуются и закрепляются новые достижения ребенка.

Младший школьный возраст -- это период позитивных изменений, преобразований. Поэтому так важен уровень достижений, осуществлённых каждым ребенком на данном возрастном этапе. Если в этом возрасте ребенок не почувствует радость познания, не приобретет умение учиться, не научится дружить, не обретет уверенность в своих способностях и возможностях, сделать это в дальнейшем будет значительно труднее и потребует неизмеримо более высоких душевных и физических затрат.

Учебная деятельность, являясь сложной и по содержанию, и по структуре, складывается у ребенка не сразу. Требуется немало времени и усилий, чтобы в ходе систематической работы под руководством учителя маленький школьник постепенно приобрел умение учиться. О сложности этого процесса свидетельствует тот факт, что даже в условиях целенаправленного, специально организованного формирования учебной деятельности она складывается не у всех детей. Учебная деятельность имеет определенную структуру, куда входят мотивы учения, учебные задачи, учебные действия, контроль, оценка. Для полноценного формирования учебной деятельности требуется овладение всеми ее компонентами в равной мере. Их недостаточное освоение может служить источником школьных трудностей. Всем известно, что основным побуждающим мотивом учебной деятельности в условиях традиционного обучения является для младших школьников отметка. Однако на протяжении младшего школьного возраста (от 1-го к 3-му классу) увеличивается доля мотивов, связанных с содержанием учебной деятельности («хочу все знать», «люблю узнавать на уроке новое», «нравится, когда учитель ведёт урок интересно»). Это отражает развитие познавательных интересов детей, возникновение избирательных интересов к отдельным учебным предметам. Отмечено, что «у некоторых детей к концу младшего школьного возраста эти интересы приобретают выраженный и относительно устойчивый характер».

Многочисленные исследования показывают, что для формирования полноценной учебной мотивации у младших школьников необходима целенаправленная, специально организованная работа. Учебно-познавательные мотивы, связанные с внутренним содержанием и процессом обучения, формируются только в ходе активного освоения учебной деятельности, а не вне ее. Поэтому именно организация полноценной активной учебной деятельности является главным условием, обеспечивающим развитие наиболее действенных учебно-познавательных мотивов, заложенных в самой учебной деятельности.

Освоение учебной деятельности происходит в процессе решения школьником системы учебных задач. Первоначально младшие школьники еще не умеют самостоятельно ставить и решать учебные задачи, поэтому на первых порах обучения эту функцию выполняет учитель. Постепенно соответствующие умения приобретают и сами учащиеся. В этом процессе у них формируется самостоятельная учебная деятельность. «Как показывает практика, научить младшего школьника выделять учебную задачу достаточно легко, важно только помнить о вероятности возникновения затруднений у учащихся и обращать специальное внимание на регулярное выделение учителем на уроках соответствующих учебных задач. В случае систематических неудач рекомендуется использовать игровые ситуации, помогающие ребенку освоить необходимое, но пока недостаточно понятное ему учебное задание».

Выполнение учебной задачи осуществляется с помощью учебных действий, посредством которых школьники воспроизводят и усваивают образцы общих способов действия. Состав учебных действий неоднороден. Одни из них применяются для усвоения любого учебного материала (например, действия, позволяющие изображать заданные образцы тем или иным способом: графически, в виде моделей или словесных описаний и др.). Другие учебные действия характерны для работы внутри данного учебного предмета, третьи -- для воспроизведения лишь отдельных частных образцов. Усвоению каждого фундаментального понятия при изучении того или иного учебного предмета соответствует определенная система учебных действий.

К числу наиболее распространенных относится прием заучивания учебного материала. У младших школьников наиболее частым является прием буквального запоминания. Это во многом связано с особенностями учебного материала, который нередко действительно требует точного заучивания: многочисленные стихотворения, правила, слова, выражения и пр. Поэтому для младшего школьника задание «выучить материал» зачастую означает «запомнить его дословно». К дословному воспроизведению побуждает ребенка и еще недостаточно обширный словарный запас, ограничивающий возможности передать мысль своими словами, а также все еще большие резервы непосредственной памяти. Следует отметить, что заучивание наизусть требует определённого времени, и не все школьники способны достаточно хорошо закрепить в памяти изучаемый материал, поэтому для выполнения данной учебной задачи необходим многократный повтор учебного материала.

На протяжении младшего школьного возраста происходят существенные изменения и в развитии внимания, идет интенсивное развитие всех его свойств: особенно резко (в 2,1 раза) увеличивается объем внимания, повышается его устойчивость, развиваются навыки переключения и распределения. К 9-10 годам дети становятся способны достаточно долго сохранять и выполнять произвольно заданную программу действий. Хорошо развитые свойства внимания и его организованность являются факторами, непосредственно определяющими успешность обучения в младшем школьном возрасте. Необходимо отметить, что вовлечённость учащегося в активную деятельность, заинтересованность его в ходе урока и оценке результата его трудов являются непосредственным условие концентрации внимания школьника на учебном материале.

В младшем школьном возрасте память ребенка постепенно приобретает черты произвольности, становясь сознательно регулируемой и опосредствованной. Как уже говорилось выше, теперь ребенок должен многое запоминать: заучивать материал буквально, уметь пересказать его близко к тексту или своими словами, а кроме того, помнить заученное и уметь воспроизвести его через длительное время. Неумение ребенка запоминать сказывается на его учебной деятельности и влияет в конечном итоге на отношение к учебе и школе. Совершенствование памяти в младшем школьном возрасте обусловлено в первую очередь приобретением в ходе учебной деятельности различных способов и стратегий запоминания, связанных с организацией и обработкой запоминаемого материала. По мере усложнения учебных заданий установка «просто запомнить» перестает себя оправдывать, и это вынуждает ребенка искать приемы организации памяти. Чаще всего таким приемом оказывается многократное повторение -- универсальный способ, обеспечивающий механическое запоминание. В младших классах, где от ученика требуется лишь простое воспроизведение небольшого по объему материала, такой способ запоминания позволяет справляться с учебной нагрузкой.

В младшем школьном возрасте дети очень эмоциональны и подвижны, их внимание отличается непроизвольностью и неустойчивостью. Как правило, младшие школьники обращают внимание в первую очередь на то, что вызывает их непосредственный интерес. Учитывая это, необходимо использовать на уроках такие формы деятельности, которые максимально приближены к естественной для них ситуации. Что же это за ситуация? Конечно же -- игра, игра в любом её проявлении. По мнению С.А. Лысиче, «игра - традиционный, признанный метод обучения и воспитания. Это уникальное средство ненасильственного обучения детей». Игра соответствует естественным желаниям и потребностям учащегося младшего школьного возраста, а потому с ее помощью он будет учиться с удовольствием. Благодаря игре активизируются все познавательные процессы учащихся: развиваются внимание, память, мышление, творческие способности. Обучающие игры помогают снять усталость, преодолеть языковой и психологический барьеры. Их использование всегда дает хорошие результаты, повышает интерес к предмету, позволяет сконцентрировать внимание на главном - овладении речевыми навыками в процессе естественной ситуации общения во время игры. А.А. Леонтьев считает, что «игра не только учит, изменяет, воспитывает, но и ведет за собой развитие. Где игра - там эмоции, а где эмоции, там активность, внимание, воображение и, конечно, работает мышление».

В игре заложено всё, о чём говорилось выше: деятельность (практическая и речевая); мотивированность; отсутствие принуждения; обучение и воспитание в коллективе; развитие психических функций и способностей; «учение с увлечением».

Таким образом, можно сделать вывод, что для формирования положительной учебной мотивации у младших школьников необходима целенаправленная работа, заключающаяся в организации полноценной активной учебной деятельности, в которой учащийся является не объектом, претерпевающим над собой действия учителя, а полноправным заинтересованным участником «событий».

Цель урока иностранного языка на ранней ступени -- это, прежде всего, формирование речевых навыков, навыков, входящих во все виды речевой деятельности. Нельзя посвятить весь урок формированию отдельного навыка, будь то лексический или грамматический навыки, так как устойчивость внимания в данном возрасте у учащихся ещё не достаточно сформирована. Но и большое количество не связанных друг с другом компонентов урока тоже не сможет увлечь учеников. Для успешной деятельности учитель должен не просто готовиться к каждому уроку, он должен чётко продумывать каждый его этап, подбирая наиболее сочетаемые компоненты, находя звенья в цепи, прочно «цементирующие» все части в единое целое. Таким «цементом» на раннем этапе обучения может и должна служить игра во всех её проявлениях.

Необходимо отметить, что при всей своей непринуждённости, игра является делом серьёзным. Если игры используются на уроке только как средство увеселения, развлечения, разрядки, отдыха, то польза от них и для учащихся, и для самого преподавателя минимальна. Такие функции у игры, конечно, есть, но они второстепенные, не главные. Учитель должен чётко осознавать, решению каких дидактических задач должна способствовать та или иная игра. На уроке иностранного языка игра -- это всего лишь оболочка, форма; а прямое её назначение -- это обучение, способ овладения видами речевой деятельности как средствами общения. Главным элементом игры на уроке иностранного языка является игровая роль, помогающая воспроизводить разнообразные человеческие отношения, существующие в жизни. «Только если вычленить и положить в основу игры отношения между людьми, она станет содержательной и полезной». Кроме того, игра обладает, несомненно, и развивающей функцией, так как она пробуждает эмоции, а там, где эмоции, там появляется активность, внимание, воображение и мышление.

Делись добром ;)