Разработка программы изучения курса "Технология" на примере раздела "Художественная обработка ткани"

курсовая работа

1.3 Содержание технологического образования школьников в 8 классе по разделу «Художественная обработка ткани»

Анализ программы

Программа учебного предмета - один из основных учебно-программных документов, определяющих содержание обучения учащихся. Перечень формируемых при изучении учебного предмета знаний и умений конкретизирован в ней в виде понятий, суждений, законов, гипотез, фактов, которые вместе взятые составляют ее категориальный строй. Таким образом, в программе содержание обучения выступает в обобщенном, систематизированном виде. Это определяет важность и особую значимость изучения и анализа программы предмета.

Учебная программа является основным документом, которым руководствуется учитель, определяя объем знаний и умений, подлежащих усвоению учащимися на данном занятии, подбирая объекты деятельности учащихся и т. п. Поэтому учитель обязан всегда представлять себе не только в целом, о чем идет речь в программе, но и четко просматривать дидактическую связь между отдельными ее частями (темами программы). Необходимо опереться на полученные учащимися знания и умения и помнить о том, что изучаемый материал должен послужить базой для усвоения нового материала в последующие периоды обучения, для проектной творческой деятельности учащихся.

Программа учебного предмета должна быть гибкой, динамичной и учитывать в своем содержании достижения науки, техники и технологии. Она должна допускать возможность отражения особенностей преподавания в школе и методических установок самого учителя. В связи с этим, учителю предоставлена возможность дополнять программу современными разработками в конкретных областях знаний, устранять из нее устаревший материал, переставлять темы местами и перераспределять время на их изучение.

Реализация указанных задач на высоком научно-методическом уровне не возможна только в том случае, если принимаемые учителем решения будут основываться на принципе разработки программ. В первую очередь к ним относятся дидактические принципы научности, доступности, систематичности и последовательности обучения. Однако знание одних принципов для решения задач отбора и систематизации материала программы учителю недостаточно. Ему необходимо знание направлений (критериев), по которым эти принципы реализуются в программах и методов анализа учебных программ на соответствие их дидактическим принципам, и, кроме того, умение использовать указанные знания при изучении и анализе конкретной программы.

Анализ раздела «Художественная вышивка на швейной машине в 8 классе»

1. «Художественная вышивка на швейной машине», автор Кожина О. А., разработана в 2000 году, количество часов на изучение 10;

2. Цели и задачи изучения раздела:

Привить детям трудовые навыки искусства вышивания, воспитать и развить у них способность эстетического восприятия произведений декоративно-прикладного искусства, вызвать интерес к народной вышивке, показать художественные традиции нашей страны.

Сформировать элементарные умения по выполнению умственных и практических действий, необходимых для самостоятельной работы по планированию, осуществлению и контролю своих действий при художественной вышивке.

3. Цели и задачи изучения раздела включены в цели и задачи технологической подготовки школьников. Раздел «Художественная вышивка на швейной машине, 8 класс». Цели изучения данного раздела тесно связаны с главной целью технологической подготовки учащихся - подготовкой учащихся к самостоятельной трудовой жизни в условиях рыночной экономики, формирование у учащихся качеств творчески думающей и легко адаптирующейся личности, знаний и умений использовать средства и пути преобразования материалов, энергии и информации в конечный потребительский продукт, подготовка учащихся к осознанному профессиональному самоопределению в рамках дифференциального обучения. Цели изучения данного раздела также тесно связаны со следующими задачами технологической подготовки:

· обеспечение учащимися возможности самопознания, изучения мира профессий, выполнения профессиональных проб с целью профессионального самоопределения;

· использование в качестве объектов труда потребительских изделий и оформление их с учетом требований дизайна и декоративно-прикладного искусства для повышения конкурентоспособности при реализации. Развитие эстетического чувства и художественной инициативы;

· развитие самостоятельности и способности учащихся решать творческие и изобретательские задачи.

Раздел изучается в 8 классе, предназначен для девочек;

4.Тематический план изучения раздела

п/п

Тема

Количество учебных часов

1

Вводное занятие (возможности и инструменты машинной вышивки)

1

2

Приемы вышивания на машине

2

3

Контурные и отделочные строчки

3

4

Технологии выполнения машинной вышивки простыми и сложными швами

4

Итого

10

5. Реализация дидактических принципов:

· Принцип научности. В учебном материале встречаются новые понятия, с которыми учащиеся ранее не встречались, они расшифровываются. При изучении всех тем раздела учащиеся овладевают правильной технологической терминологией, знакомятся с технологией художественной вышивки на швейной машине, специальными инструментами и приспособлениями.

· Принцип связи теории с практикой реализуется на каждом уроке, весь новый материал закрепляется на практике в процессе выполнения самостоятельных и практических работ. Так как решается задача целенаправленного обучения учащихся основам вышивки, то практические работы занимают в обучении главенствующее место.

· Принцип системности и последовательности - учебный материал имеет четкую логическую структуру, разбит на разделы, сложность тем увеличивается постепенно.

· Принцип доступности и посильности - учебный материал изложен логично и последовательно, соответствует познавательным возможностям учащихся.

· Принцип сознательности и активности в обучении - изучаемые темы достаточно интересны для изучения, здесь можно использовать различные наглядные пособия и творческие работы, что значительно увеличивает активность учащихся.

· Принцип наглядности реализуется на каждом уроке при демонстрации трудовых приемов, инструментов и приспособлений и др..

6. С методической точки зрения учебный материал построен грамотно, прослеживается четкая структура материала, с последующим закреплением при выполнении практических работ. Возможно применение активных форм и методов обучения. Программа не обеспечена учебниками и учебными пособиями, для знакомства с технологией художественной вышивки могут использоваться дополнительные учебные пособия.

7. При изучении данного раздела прослеживаются межпредметные связи с математикой, природоведением, рисованием, черчением.

8. В процессе изучения, выполнения практических и самостоятельных работ данного раздела, реализуются следующие воспитательные компоненты технологической подготовки учащихся: любовь к труду, аккуратность, предприимчивость, коллективизм, обязательность, честность; деловитость, точность, ответственность и порядочность; культура поведения.

9. Данный раздел наглядно реализует развивающий компонент на каждом уроке, так как здесь речь идет о развитии мастерства при вышивке на швейной машине, что требует от учащихся не только знаний, но и умений, навыков.

10. Практические работы:

· Упражнения на швейной машине без ниток на запяленном кусочке полотна с нанесенным простейшим рисунком. Выработка навыка правильного положения рук;

· Упражнения на швейной машине с заправленной ниткой. Выработка навыка работы без обратного хода машины;

· Выполнение простой строчки: прямая в различных направлениях, ломаная или кривая с ритмично повторяющейся конфигурацией;

· Выполнение вышивки простой строчкой по краю воротника, рукавов, карманов, по низу платья;

· Заполнение контура рисунка простой строчкой (листья, кружочки и др.);

· Изготовление образца вышивки гладьевым валиком;

· Вышивка простого рисунка для салфетки, скатерти и т. д.

11. Для изучения данного учебного материала рекомендуются такие формы и методы, как проблемное изложение, эвристическая беседа, объяснение, мозговой штурм, самостоятельные и практические работы, демонстрация. Желательно применение в этом разделе активных форм и методов т.к. они позволяют установить прочные умственно-логические связи и сформировать необходимые ЗУНы.

12. Контроль качества знаний учащихся может осуществляться при проведении фронтального опроса, самостоятельных и практических работ.

13. При объяснении материала можно использовать различные плакаты (Швейная машина; Виды орнамента.), а также необходимые инструменты и приспособления (Иглы машинные; комплект приспособлений и инструментов для вышивания и т. д.)

14. На мой взгляд, существенным упущением является недостаточное количество часов, которые отводится на изучение данного раздела, так как «Художественная обработка ткани» является очень интересной и полезной, но в то же время достаточно сложной, темой для учащихся. В силу того, что на каждом уроке выполняется практическая работа с использованием оборудования, инструментов и приспособлений необходимо добиться качественного и прочного усвоения ЗУНов учащимися, а для этого очень важен резерв времени. Также существенным недостатком является отсутствие данной темы в учебниках.

Вывод: Цели изучения данного раздела тесно связаны с главной целью технологической подготовки учащихся - подготовкой учащихся к самостоятельной трудовой жизни в условиях рыночной экономики.

При изучении данного раздела реализуются следующие принципы: принцип научности, принцип связи теории с практикой; принцип системности и последовательности; принцип доступности и посильности; принцип сознательности и активности в обучении; принцип наглядности .

С методической точки зрения учебный материал построен грамотно, прослеживается четкая структура материала, с последующим закреплением при выполнении практических работ.

Анализ учебной литературы

Учебник «Ручная и машинная вышивка» под редакцией Н.Т. Климова

1. Ручная и машинная вышивка: учебное пособие для профтехучилищ/Н.Т. Климова, О.Г. Федосова, О.Н. Наумова, В.В. Ривкина. - М.: Легкая индустрия, 1980.-224с., ил.

2.Учебник предназначен для учащихся 8 классов в качестве учебного пособия по технологии.

3.Учебник подготовлен в соответствии с программой образовательной области «Технология», ориентирован на Федеральный стандарт и соответствует ему.

Рубрики учебной программы

Рубрики учебника

1.Вводное занятие (Возможности и инструменты машинной вышивки)

1. Вышивка на швейных машинах;

Рабочее место вышивальщицы;

Инструменты, приспособления и материалы.

2.Приемы вышивания на машине

2. Швейная машина. Краткое описание и условия эксплуатации;

3. Контурные и отделочные строчки

3. Начальные приемы выполнения вышивки.

4. Технологии выполнения машинной вышивки простыми и сложными швами

4. Выполнение вышивки на машине.

Сквозные швы;

Верхошвы.

Дополнительно в учебник вошли темы «Вышивка на тамбурной машине ВМ-50» и «Вышивка на полуавтоматах и автоматах».

4.Учебник издан в твердом переплете с цветной обложкой; иллюстрации на обложке отражают внутреннее содержание учебника.

5.Тема: Начальные приемы выполнения вышивки.

В этой теме дается информация о начальных приемах вышивки. Учащимся подробно рассказывается о приемах закрепления ниток на ткани.

Количество страниц 3.

Время на изучение темы: 2 часа.

План изложения:

1.Движение пялец под иглой без ниток.

2.Закрепление рабочей нитки на ткани.

3.Простая обстрочка рисунка мелкими стежками.

Требование

Критерии

Пример

1. Принцип научности

Разработка тем на современном уровне;

Раскрытие научных основ;

Научные открытия, сведения из теории.

Термины и основные понятия из технологии;

Приводятся понятия из научных источников;

В данном разделе не используются.

2. Учет возрастных и познавательных возможностей

Простота и доступность изложения материала;

Выполнение дидактических правил.

Используются простые понятия, на которые даются определения;

Материал изложен доступно и понятно.

3.Принцип системности

и последовательности

Составление рубрик;

Последовательность изложения материала;

Равномерность распределения объема материала.

Материал изложен от простого к сложному.

7. Иллюстрации в учебнике выполнены четко, в разных цветах. Даны хорошо читаемые таблицы, чертежи, выполненные с учетом требований ЕСКД. С помощью простых и понятных иллюстраций материал учебника хорошо воспринимается учеником.

8.Вывод: Этот учебник имеет очень большое количество учебного материала и поэтому следует давать ученикам многие темы на самостоятельное чтение, так как не хватает учебного времени на уроке, где больше времени уделяется практике, нежели теории.

Учебник «Кружки художественной вышивки » под редакцией Н.С. Сафонова

1. Н.С. Сафонова Кружки художественной вышивки: пособие для руководителей кружков общеобразовательных школ и внешкольных учреждений- М. Просвещение, 1983.-143 с.

2. Назначение учебника: предназначен для руководителей кружков

3. Соответствие содержания ученика учебной программе.

Рубрики учебной программы

Рубрики учебника

1.Вводное занятие (Возможности и инструменты машинной вышивки)

1.Подготовка к работе на машине;

Контурные и отделочные швы;

2.Приемы вышивания на машине

2.Ажурные швы;

Мережка;

Ажурная вышивка с вырезанием ткани.

3. Контурные и отделочные строчки

3. Гладь;

Аппликация;

Вышивка «вприкреп».

4. Технологии выполнения машинной вышивки простыми и сложными швами

4.Декоративные мережки и маскировочные швы;

Декоративные мережки с прикрепом;

Маскировочные швы.

Учебник не совсем соответствует учебной программе, однако в нем более подробно рассказывается о различных видах вышивки.

4. Качество внешнего оформления не высокое, выполнен учебник в небольшом формате, имеет мягкий переплет, невзрачную обложку.

5. Тема: Контурные и отделочные швы.

Делись добром ;)