Разработка программы изучения курса "Технология" на примере раздела "Художественная обработка ткани"
1.3 Содержание технологического образования школьников в 8 классе по разделу «Художественная обработка ткани»
Анализ программы
Программа учебного предмета - один из основных учебно-программных документов, определяющих содержание обучения учащихся. Перечень формируемых при изучении учебного предмета знаний и умений конкретизирован в ней в виде понятий, суждений, законов, гипотез, фактов, которые вместе взятые составляют ее категориальный строй. Таким образом, в программе содержание обучения выступает в обобщенном, систематизированном виде. Это определяет важность и особую значимость изучения и анализа программы предмета.
Учебная программа является основным документом, которым руководствуется учитель, определяя объем знаний и умений, подлежащих усвоению учащимися на данном занятии, подбирая объекты деятельности учащихся и т. п. Поэтому учитель обязан всегда представлять себе не только в целом, о чем идет речь в программе, но и четко просматривать дидактическую связь между отдельными ее частями (темами программы). Необходимо опереться на полученные учащимися знания и умения и помнить о том, что изучаемый материал должен послужить базой для усвоения нового материала в последующие периоды обучения, для проектной творческой деятельности учащихся.
Программа учебного предмета должна быть гибкой, динамичной и учитывать в своем содержании достижения науки, техники и технологии. Она должна допускать возможность отражения особенностей преподавания в школе и методических установок самого учителя. В связи с этим, учителю предоставлена возможность дополнять программу современными разработками в конкретных областях знаний, устранять из нее устаревший материал, переставлять темы местами и перераспределять время на их изучение.
Реализация указанных задач на высоком научно-методическом уровне не возможна только в том случае, если принимаемые учителем решения будут основываться на принципе разработки программ. В первую очередь к ним относятся дидактические принципы научности, доступности, систематичности и последовательности обучения. Однако знание одних принципов для решения задач отбора и систематизации материала программы учителю недостаточно. Ему необходимо знание направлений (критериев), по которым эти принципы реализуются в программах и методов анализа учебных программ на соответствие их дидактическим принципам, и, кроме того, умение использовать указанные знания при изучении и анализе конкретной программы.
Анализ раздела «Художественная вышивка на швейной машине в 8 классе»
1. «Художественная вышивка на швейной машине», автор Кожина О. А., разработана в 2000 году, количество часов на изучение 10;
2. Цели и задачи изучения раздела:
Привить детям трудовые навыки искусства вышивания, воспитать и развить у них способность эстетического восприятия произведений декоративно-прикладного искусства, вызвать интерес к народной вышивке, показать художественные традиции нашей страны.
Сформировать элементарные умения по выполнению умственных и практических действий, необходимых для самостоятельной работы по планированию, осуществлению и контролю своих действий при художественной вышивке.
3. Цели и задачи изучения раздела включены в цели и задачи технологической подготовки школьников. Раздел «Художественная вышивка на швейной машине, 8 класс». Цели изучения данного раздела тесно связаны с главной целью технологической подготовки учащихся - подготовкой учащихся к самостоятельной трудовой жизни в условиях рыночной экономики, формирование у учащихся качеств творчески думающей и легко адаптирующейся личности, знаний и умений использовать средства и пути преобразования материалов, энергии и информации в конечный потребительский продукт, подготовка учащихся к осознанному профессиональному самоопределению в рамках дифференциального обучения. Цели изучения данного раздела также тесно связаны со следующими задачами технологической подготовки:
· обеспечение учащимися возможности самопознания, изучения мира профессий, выполнения профессиональных проб с целью профессионального самоопределения;
· использование в качестве объектов труда потребительских изделий и оформление их с учетом требований дизайна и декоративно-прикладного искусства для повышения конкурентоспособности при реализации. Развитие эстетического чувства и художественной инициативы;
· развитие самостоятельности и способности учащихся решать творческие и изобретательские задачи.
Раздел изучается в 8 классе, предназначен для девочек;
4.Тематический план изучения раздела
№ п/п |
Тема |
Количество учебных часов |
|
1 |
Вводное занятие (возможности и инструменты машинной вышивки) |
1 |
|
2 |
Приемы вышивания на машине |
2 |
|
3 |
Контурные и отделочные строчки |
3 |
|
4 |
Технологии выполнения машинной вышивки простыми и сложными швами |
4 |
|
Итого |
10 |
5. Реализация дидактических принципов:
· Принцип научности. В учебном материале встречаются новые понятия, с которыми учащиеся ранее не встречались, они расшифровываются. При изучении всех тем раздела учащиеся овладевают правильной технологической терминологией, знакомятся с технологией художественной вышивки на швейной машине, специальными инструментами и приспособлениями.
· Принцип связи теории с практикой реализуется на каждом уроке, весь новый материал закрепляется на практике в процессе выполнения самостоятельных и практических работ. Так как решается задача целенаправленного обучения учащихся основам вышивки, то практические работы занимают в обучении главенствующее место.
· Принцип системности и последовательности - учебный материал имеет четкую логическую структуру, разбит на разделы, сложность тем увеличивается постепенно.
· Принцип доступности и посильности - учебный материал изложен логично и последовательно, соответствует познавательным возможностям учащихся.
· Принцип сознательности и активности в обучении - изучаемые темы достаточно интересны для изучения, здесь можно использовать различные наглядные пособия и творческие работы, что значительно увеличивает активность учащихся.
· Принцип наглядности реализуется на каждом уроке при демонстрации трудовых приемов, инструментов и приспособлений и др..
6. С методической точки зрения учебный материал построен грамотно, прослеживается четкая структура материала, с последующим закреплением при выполнении практических работ. Возможно применение активных форм и методов обучения. Программа не обеспечена учебниками и учебными пособиями, для знакомства с технологией художественной вышивки могут использоваться дополнительные учебные пособия.
7. При изучении данного раздела прослеживаются межпредметные связи с математикой, природоведением, рисованием, черчением.
8. В процессе изучения, выполнения практических и самостоятельных работ данного раздела, реализуются следующие воспитательные компоненты технологической подготовки учащихся: любовь к труду, аккуратность, предприимчивость, коллективизм, обязательность, честность; деловитость, точность, ответственность и порядочность; культура поведения.
9. Данный раздел наглядно реализует развивающий компонент на каждом уроке, так как здесь речь идет о развитии мастерства при вышивке на швейной машине, что требует от учащихся не только знаний, но и умений, навыков.
10. Практические работы:
· Упражнения на швейной машине без ниток на запяленном кусочке полотна с нанесенным простейшим рисунком. Выработка навыка правильного положения рук;
· Упражнения на швейной машине с заправленной ниткой. Выработка навыка работы без обратного хода машины;
· Выполнение простой строчки: прямая в различных направлениях, ломаная или кривая с ритмично повторяющейся конфигурацией;
· Выполнение вышивки простой строчкой по краю воротника, рукавов, карманов, по низу платья;
· Заполнение контура рисунка простой строчкой (листья, кружочки и др.);
· Изготовление образца вышивки гладьевым валиком;
· Вышивка простого рисунка для салфетки, скатерти и т. д.
11. Для изучения данного учебного материала рекомендуются такие формы и методы, как проблемное изложение, эвристическая беседа, объяснение, мозговой штурм, самостоятельные и практические работы, демонстрация. Желательно применение в этом разделе активных форм и методов т.к. они позволяют установить прочные умственно-логические связи и сформировать необходимые ЗУНы.
12. Контроль качества знаний учащихся может осуществляться при проведении фронтального опроса, самостоятельных и практических работ.
13. При объяснении материала можно использовать различные плакаты (Швейная машина; Виды орнамента.), а также необходимые инструменты и приспособления (Иглы машинные; комплект приспособлений и инструментов для вышивания и т. д.)
14. На мой взгляд, существенным упущением является недостаточное количество часов, которые отводится на изучение данного раздела, так как «Художественная обработка ткани» является очень интересной и полезной, но в то же время достаточно сложной, темой для учащихся. В силу того, что на каждом уроке выполняется практическая работа с использованием оборудования, инструментов и приспособлений необходимо добиться качественного и прочного усвоения ЗУНов учащимися, а для этого очень важен резерв времени. Также существенным недостатком является отсутствие данной темы в учебниках.
Вывод: Цели изучения данного раздела тесно связаны с главной целью технологической подготовки учащихся - подготовкой учащихся к самостоятельной трудовой жизни в условиях рыночной экономики.
При изучении данного раздела реализуются следующие принципы: принцип научности, принцип связи теории с практикой; принцип системности и последовательности; принцип доступности и посильности; принцип сознательности и активности в обучении; принцип наглядности .
С методической точки зрения учебный материал построен грамотно, прослеживается четкая структура материала, с последующим закреплением при выполнении практических работ.
Анализ учебной литературы
Учебник «Ручная и машинная вышивка» под редакцией Н.Т. Климова
1. Ручная и машинная вышивка: учебное пособие для профтехучилищ/Н.Т. Климова, О.Г. Федосова, О.Н. Наумова, В.В. Ривкина. - М.: Легкая индустрия, 1980.-224с., ил.
2.Учебник предназначен для учащихся 8 классов в качестве учебного пособия по технологии.
3.Учебник подготовлен в соответствии с программой образовательной области «Технология», ориентирован на Федеральный стандарт и соответствует ему.
Рубрики учебной программы |
Рубрики учебника |
|
1.Вводное занятие (Возможности и инструменты машинной вышивки) |
1. Вышивка на швейных машинах; Рабочее место вышивальщицы; Инструменты, приспособления и материалы. |
|
2.Приемы вышивания на машине |
2. Швейная машина. Краткое описание и условия эксплуатации; |
|
3. Контурные и отделочные строчки |
3. Начальные приемы выполнения вышивки. |
|
4. Технологии выполнения машинной вышивки простыми и сложными швами |
4. Выполнение вышивки на машине. Сквозные швы; Верхошвы. |
Дополнительно в учебник вошли темы «Вышивка на тамбурной машине ВМ-50» и «Вышивка на полуавтоматах и автоматах».
4.Учебник издан в твердом переплете с цветной обложкой; иллюстрации на обложке отражают внутреннее содержание учебника.
5.Тема: Начальные приемы выполнения вышивки.
В этой теме дается информация о начальных приемах вышивки. Учащимся подробно рассказывается о приемах закрепления ниток на ткани.
Количество страниц 3.
Время на изучение темы: 2 часа.
План изложения:
1.Движение пялец под иглой без ниток.
2.Закрепление рабочей нитки на ткани.
3.Простая обстрочка рисунка мелкими стежками.
Требование |
Критерии |
Пример |
|
1. Принцип научности |
Разработка тем на современном уровне; Раскрытие научных основ; Научные открытия, сведения из теории. |
Термины и основные понятия из технологии; Приводятся понятия из научных источников; В данном разделе не используются. |
|
2. Учет возрастных и познавательных возможностей |
Простота и доступность изложения материала; Выполнение дидактических правил. |
Используются простые понятия, на которые даются определения; Материал изложен доступно и понятно. |
|
3.Принцип системности и последовательности |
Составление рубрик; Последовательность изложения материала; Равномерность распределения объема материала. |
Материал изложен от простого к сложному. |
7. Иллюстрации в учебнике выполнены четко, в разных цветах. Даны хорошо читаемые таблицы, чертежи, выполненные с учетом требований ЕСКД. С помощью простых и понятных иллюстраций материал учебника хорошо воспринимается учеником.
8.Вывод: Этот учебник имеет очень большое количество учебного материала и поэтому следует давать ученикам многие темы на самостоятельное чтение, так как не хватает учебного времени на уроке, где больше времени уделяется практике, нежели теории.
Учебник «Кружки художественной вышивки » под редакцией Н.С. Сафонова
1. Н.С. Сафонова Кружки художественной вышивки: пособие для руководителей кружков общеобразовательных школ и внешкольных учреждений- М. Просвещение, 1983.-143 с.
2. Назначение учебника: предназначен для руководителей кружков
3. Соответствие содержания ученика учебной программе.
Рубрики учебной программы |
Рубрики учебника |
|
1.Вводное занятие (Возможности и инструменты машинной вышивки) |
1.Подготовка к работе на машине; Контурные и отделочные швы; |
|
2.Приемы вышивания на машине |
2.Ажурные швы; Мережка; Ажурная вышивка с вырезанием ткани. |
|
3. Контурные и отделочные строчки |
3. Гладь; Аппликация; Вышивка «вприкреп». |
|
4. Технологии выполнения машинной вышивки простыми и сложными швами |
4.Декоративные мережки и маскировочные швы; Декоративные мережки с прикрепом; Маскировочные швы. |
Учебник не совсем соответствует учебной программе, однако в нем более подробно рассказывается о различных видах вышивки.
4. Качество внешнего оформления не высокое, выполнен учебник в небольшом формате, имеет мягкий переплет, невзрачную обложку.
5. Тема: Контурные и отделочные швы.