6. Список использованной литературы
1. Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа". "Справочник руководителя ОУ", 2010, № 3, стр.73.
2. Пильдес М. Успешное управление - успешное развитие. - "Методист", 2010, № 4, стр.55
3. Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа". - "Вестник образования", 2010, № 3, стр.73.
4. Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа". Модернизация "Шаг в будущее" вып.9. - "Учительская газета", 2009, № 19,5. Модель современности. Ключевые условия ее развития обсуждают все. - "Учительская газета", 2009, № 36, стр.7.
6. Абанкина Т. Президентский стимул. - "Первое сентября", 2010, № 1, стр.2.
7. Каменский А. "Наша новая школа": мечты или реальность? - "Н. О.", 2009, № 8, стр.21.
8. Каменский А. Строительство новой школы. - "Н. О.", 2010, № 5, стр.41.
9. Котова С., Прокопеня Г. Система портфолио для новой начальной школы. - "Н. О.", 2010, № 5, стр.185.
10. Лебедев О.А. Каким быть управлению образовательным процессом в нашей новой школе. - "Н. О.", 2010, № 5, стр.96.
13. Реморенко И. Задачи новой школы. - "Директор школы", 2010, № 2, стр.9.
Приложения
Приложение №1
Упражнения на развитие психических процессов
1. Упражнения на развитие памяти:
1.1 Развитие слуховой памяти.
Упражнение1. Учитель один раз читает следующие пары слов (а затем тройки), которые дети должны запомнить. После того как учитель закончит читать, ему следует в каждой паре произносить лишь первое слово, а задача детей вспомнить второе (третье).
1. ФРУКТЫ - ЯГОДЫ ВОДА - СНЕГ
МАШИНА - ПАССАЖИР ЗЕРНО - КОЛОС
ШОФЕР - АВТОБУС ШОКОЛАД - КАРАМЕЛЬ
МОЛОКО - КУВШИН ЯБЛОКО - ГРУША
КОРОВА - КОЛОКОЛЬЧИК БУМАГА - ГАЗЕТА
2. ШКОЛЬНИК - БИБЛИОТЕКА - УЧИТЕЛЬ
КНОПКА-СКРЕПКА-ТЕТРАДЬ
ЗЕМЛЯ - ЛУНА-КОСМОС
ШЕРСТЬ-СВИТЕР-НОСКИ
МАЛИНА-СОК-СИРОП
МОРЕ-РЕКА-ЛУЖА
РЕКА-ОЗЕРО-ВОДА
ВОДА - ДОЖДЬ-СНЕГ
МАМА-ПАПА-ДЕТИ
СНЕГ-ГРАД - ХОЛОД
Упражнение 2. Учитель говорит название фруктов, овощей, дети
представляют себе соответствующие картинки. После чего берут листок бумаги вспоминают и рисуют в названном порядке эти фрукты и овощи.
Пример: яблоко, груша, картофель, клубника, малина, морковь.
1.2 Развитие зрительной памяти:
Упражнение 1. Для этого упражнения нужны палочки (не более 10). Их кладут на стол. Ребёнку дают мало времени, чтобы посмотреть на них. Через 1-2 секунды их накрывают листом бумаги.
Упражнение 2. На стол ставится несколько небольших предметов. Детям предлагается запомнить, что и в каком порядке лежит на столе. Затем они отворачиваются, а учитель меняет местами несколько предметов и предлагает отгадать, что изменилось.
2. Развитие внимания.
Упражнение 1. Тренировка скорости распределения внимания, его объема и переключения.
11 18 14 17 24
21 20 13 25 22
1 12 8 3 23
16 4 2 19 7
6 10 15 5 9
Постарайтесь быстрее находить и называть вслух числа от 1 до 25.
Упражнение 2. Развитие концентрации внимания и его устойчивости:
На бланке напечатаны буквы, обнаружить среди букв слова, подчеркнуть их:
ФПИТЗМКУНЦЗНИАКОТЕЛМАРТПОМЯЧВТРПМДЫММЫЛОЩЙЬМШЦ
СОРЗЩНТСПРЖОКВИАИПШУБАЫВАННАКРТЬАМАМАОАИПСАЗШОТШ
МЛОРОРВБУРАНСТРАЛГПАЛКАНИООДЫРАМЕТЛАКАИОГУАВТОБУСШ
ЫГИК
Упражнение 3. Необходимо внимательно послушать текст и подсчитать в нем количество слов:
Со звуком "в"
Воробей просил ворону
Вызвать волка к телефону
Воробья врачи спасли,
В вертолет его внесли.
Вертолет вертел винтами,
Волновал траву с цветами.
Со звуком "б"
Белый снег. Белый мел.
Белый сахар тоже бел.
А вот белка не бела.
Белой даже не была.
3. Развитие мышления.
Упражнение 1. "Лишний предмет" (оценка образно-логического мышления,
умственных операций анализа и обобщения).
На карточке - 4 предмета, один из них - лишний. Необходимо объяснить, почему ребенок ребёнок думает, что можно назвать оставшиеся 3 предмета одним словом.
Упражнение 2. Развитие мыслительных процессов обобщения, отвлечения,
выделяя существенные признаки.
Найди лишнее слово:
старый, дряхлый, маленький, ветхий.
храбрый, злой, смелый, отважный.
яблоко, слива, огурец, груша.
молоко, творог, сметана, хлеб.
час, минута, лето, секунда.
ложка, тарелка, кастрюля, сумка.
платье, свитер, шапка, рубашка.
мыло, метла, зубная паста, шампунь.
Упражнение 3. Детям предлагается рассмотреть ряды слов, которые можно объединить по какому-либо признаку.
ТРАМВАЙ, ЭЛЕКТРИЧКА, АВТОБУС, ТРОЛЛЕЙБУС, МОТОЦИКЛ, АВТОМОБИЛЬ.
СВИНЬЯ, ОЛЕНЬ, КОРОВА, ОВЦА, ЛИСА, ВОЛК.
СИРЕНЬ, БЕРЕЗА, ДУБ, СМОРОДИНА, ЖАСМИН.
Приложение №2
Консультация.
Сущность психолого-педагогической компетентности
В связи с политическими и экономическими изменениями, происходящими в нашем обществе, уже сейчас ясно, что в условиях рынка найдут себя люди способные, талантливые, предприимчивые, деловые, трудолюбивые, профессионально компетентные, умеющие быстро адаптироваться к изменяющимся социально-экономическим условиям, способные к риску, самостоятельному выбору и перемене сфер деятельности, принятию ответственных решений и саморегуляции поведения. Можно утверждать, что современная ситуация формирует альтернативный по отношению к традиционным воспитательным нормам тип личности, выдвигает неосвоенные практикой задачи, связанные с воспитанием делового человека.
Решение этих проблем предполагает высокий уровень общей и педагогической культуры, гуманности, психолого-педагогической компетентности, плюрализма, педагогического профессионализма учителей. Однако большинство из них к ведению воспитательной работы в аспекте названных проблем не готово, так как еще не освободилось от педагогических стереотипов авторитарного воспитания.
А.В. Луначарский отмечал, что учитель "должен быть профессионально грамотным, компетентным", заранее определившим, что он хочет сделать, что все личностные качества учителя имеют профессиональную значимость. Он писал, что всякое уродство моральное, всякое уродство характера в педагогике является прямым ядом, которым он заражает подрастающее поколение. Хороший учитель - это прежде всего хороший человек, способный к самопожертвованию, порядочный и честный, умеющий уважать детей и бережно к ним относиться.
Вопрос психолого-педагогической компетентности учителя часто возникает в ряде ситуаций жизни школы. Первой и наиболее распространенной из них является текущая аттестация, особо эмоционально окрашенная в связи с возможным присвоением учителям категорий для дифференцированной оплаты их труда; аттестация связана также с выдвижением и расстановкой кадров в школе. Другая ситуация: обоснованное планирование индивидуального и коллективного самообразования учителей школы; здесь оказывается нужным возможно более точно определить уже достигнутые уровни и недостатки работы отдельных учителей, над которыми им предстоит работать. Еще одна ситуация: консультация учителей по поводу затруднений в работе, определение причин и оказание квалифицированной помощи. Следующая ситуация: оценка работы передовых учителей, где возникает необходимость установить эффективность педагогического поиска учителя, его новизну. Новая ситуация: проведение конкурсов "Учитель года", также требующее анализа и сопоставления уровня психолого-педагогической компетентности учителей. В педагогическом университете также желательно показать студентам возможную перспективу их профессионального развития как будущих учителей.
Во всех ситуациях жизненно нужны показатели, критерии для сопоставления эффективности, результативности учителей и в конечном счете оценки их психолого-педагогической компетентности. Объективная оценка труда учителя способствует установлению социальной справедливости в школе, предупреждает конфликты.
Диагностика психолого-педагогической компетентности
При организации диагностического этапа исследования мы исходили из основной цели исследования - изучить взаимосвязь уровней развития педагогической культуры и психолого-педагогической компетентности учителя. Исходя из цели, были определены задачи исследования:
1) определить уровни развития педагогической культуры учителя;
2) определить уровни сформированное психолого-педагогической компетентности учителя;
3) изучить составляющие психолого-педагогической компетентности учителя:
педагогическую деятельность;
педагогическое общение;
личностное развитие учителя.
Для решения поставленных задач была разработана и апробирована система диагностических процедур. Диагностика осуществлялась в два этапа.
На первом этапе определялись уровни развития педагогической культуры учителя с помощью наблюдений, диагностических интервью, а также самооценок и экспертных оценок по тестовой карте "Педагогическая культура учителя", разработанной Г.А. Качан. Для анализа использовалась усредненная оценка трех экспертов. Оценки лежали в пределах от 1 до 10 баллов. Данная диагностическая карта использовалась также для самооценки педагогической культуры по трем составляющим труда учителя: педагогической деятельности, педагогическому общению и личности учителя. При обработке данных вычислялся коэффициент корреляции между самооценкой, характеризующий совпадение соотношения оценок по различным тестовым вопросам.
Кроме того, на первом этапе исследования определялись уровни сформированности психолого-педагогической компетентности учителей с помощью наблюдений, диагностических интервью, анализа продуктов деятельности, а также самооценок и экспертных оценок по тестовой карте А.К. Марковой. Для анализа также использовалась усредненная оценка трех экспертов. Оценки лежали в пределах от 1 до 10 баллов. Данная диагностическая карта использовалась для самооценки психолого-педагогической компетентности по трем составляющим труда учителя: педагогической деятельности, педагогического общения, личностного развития учителя. При обработке данных вычислялся коэффициент корреляции между самооценкой и экспертной оценкой, характеризующий совпадение соотношения оценок по различным тестовым вопросам.
Кроме того, на первом этапе исследования определялись уровни сформированности психолого-педагогической компетентности учителей с помощью наблюдений, диагностических интервью, а также самооценок и экспертных оценок по тестовой карте А.К. Марковой. Для анализа также использовалась усредненная оценка трех экспертов. Оценки лежали в пределах от 1 до 10 баллов. Данная диагностическая карта использовалась для самооценки психолого-педагогической компетентности по трем составляющим труда учителя: педагогической деятельности, педагогического общения, личностного развития учителя. При обработке данных вычислялся коэффициент корреляции между самооценкой и экспертной оценкой, определяющей совпадение соотношения оценок по различным тестовым вопросам.
Психолого-педагогическая компетентность в структуре педагогической культуры учителя
Изучению проблемы педагогической культуры посвящены работы русских философов (Н. Бердяев, И. Ильин, П. Лосев, В. Лосский, П. Флоренский), отечественных педагогов (М. Ломоносов, И. Бецкой, К. Ушинский, Н. Пирогов, Л. Толстой, К. Шацкий).
П.П. Блонский различал две стороны педагогической культуры: профессионализм и живую душу учителя, его способности эмоционально, на личностном уровне воздействовать на детей: "Дорожите цельным впечатлением ребенка, его душой и настроением. Урок или логическая задача, которую дети сами решают, или рассказ, сердечный и простой учителя. Рассказ учителя должен быть восстановлен в своих правах. Как сильно может всколыхнуть детские души рассказ учителя о своей работе, своем детстве, своих путешествиях, своих любимых писателях и своих любимых героях? Почему учитель, как живая личность, отсутствует в школе и держит свою душу на замке от детей? Почему перед детьми так часто скучающий профессионал? Лишь живая душа оживит души. Говори же, говори, учитель: может быть, час твоего увлечения - самый поучительный час для детей. Всколыхни их сердца, дай им глубокие впечатления.".
В работе "Проблемы педагогической культуры" А.В. Барабанщиков и С.С. Муцынов определяют педагогическую культуру как сложное, многоплановое явление, включающее многие понятия. Это и новое педагогическое мышление, и личностные качества педагога, его профессиональная направленность, позиция, совокупность профессиональных знаний, умений и навыков, высокое педагогическое мастерство. Авторы определяют и структуру педагогической культуры, в которой они выделяют две большие группы компонентов. К первой относятся личностные качества: педагогическая направленность, высокая психолого-педагогическая эрудиция, интеллигентность, гармония развитых интеллектуальных и нравственных качеств, педагогический оптимизм.
Во вторую группу включаются компоненты, относящиеся к практической деятельности: высокое педагогическое мастерство, постоянная опора на научные данные и передовой опыт в обучении и воспитании; чувство нового и творческий поиск в учебно-воспитательной и организаторской работе; педагогически действенное общение и поведение, активная устремленность к самосовершенствованию. В данном подходе А.В. Барабанщиков и С.С. Муцынов выделяют личностные качества и характеристику деятельности, но не говорят конкретно о знаниях, умениях, которые определяют педагогическую культуру.
В монографии "Трудный успех" И.А. Невский так характеризует педагогическую культуру учителя: "Будучи частью общей культуры, ее отражением и проявлением, педагогическая культура является синтезом личных свойств и особенностей, результатом накопленных впечатлений, знаний, отношений, их интеллектуальной и эмоциональной переработки, определяющим позицию учителя к окружающей его действительности, учащимся, их деятельности, ее результатам. В ней находят отражение нравственные позиции и убеждения, идейно-политическая направленность и общественная активность учителя. Это система духовных ценностей, выполняющих регулятивную функцию, направляющих деятельность учителя, определяющих его влияние на окружающих".
- Введение
- 1. Название работы и тема программы
- Проблемы, на решение которых направлена программа развития
- 2. Пояснительная записка
- Актуальность программы
- Цели и задачи программы
- Ожидаемые результаты
- Необходимые ресурсы: (все, что нужно для предполагаемой реализации программы)
- Формы и методы работы
- 3. Теоретические положения
- 4. Тематический план занятий
- Содержание занятий
- 5. Учебные материалы
- 6. Список использованной литературы