logo
Разработка практической программы развития (повышения) социально-психологической компетентности педагога для целевой группы

Введение

"Мы не говорим педагогам - поступайте, так или иначе; но говорим им: изучайте законы тех психических явлений, которыми вы хотите управлять, и поступайте, соображаясь с этими законами и теми обстоятельствами, в которых вы хотите их приложить".(К.Д. Ушинский "Человек как предмет воспитания".)

Сегодня каждый педагог должен знать основы возрастной психологии и физиологии. Чтобы осознавать механизмы управления физическим и психическим воспитанием и использовать эти знания в своей работе, педагогу нужно знать закономерности жизнедеятельности организма и функциональных систем. Познание закономерностей работы высшей нервной деятельности позволяет педагогу сознательно, с пониманием использовать развивающие, обучающие технологии, способствующие оптимальному развитию человека.

Итак, педагогическая деятельность тесно связана с психологией, психологическими знаниями. Если психология как наука изучает законы развития психики человека, то педагогика создает законы управления развитием личности. Все, чем занимается педагогика - воспитание, образование, обучение человека - это целенаправленное развитие психики человека

Для решения каких-либо педагогических проблем с успехом служат некоторые психологические приемы, знание которых помогает педагогу быть более компетентным и эффективным в своей деятельности. Воспитатель или учитель, обладающий багажом психологических знаний, использует их для понимания, истолкования и отображения различных педагогических ситуаций, мотивов поведения воспитанника (ученика), его состояния и т.п. А итоги педагогической деятельности исследуются с использованием психологических диагностик (тестов, анкет и т.д.).

программа компетентность педагог психологический

Профессиональное выполнение своих обязанностей требует от педагога умения объективно оценивать собственные возможности, знать свои слабые и сильные стороны, обладать такими качествами, как саморегуляция, коммуникативность, способность самооценки. Как говорит Зимняя И.А., "такое позитивное профессиональное качество, как умение человека адекватно оценивать и корректировать свое поведение, есть одна из предпосылок адекватного воздействия на других людей".

"Психологический контакт возникает в результате общности психического состояния людей, вызванной их взаимопониманием и связанной с обоюдной заинтересованностью и доверием друг к другу взаимодействующих сторон". Для этого педагогу необходимо обладать свойством эмпатии, так как "внутренними механизмами контакта являются эмоциональное и интеллектуальное сопереживание, сомышление, содействие".

В каком направлении должна двигаться школа в начале 21-го века?

В современных условиях нормативно-подушевого финансирования ("деньги следуют за учеником"), задача школы состоит в привлечении большего количества учеников. Чтобы "удержаться на плаву" надо ставить цели опережающего развития. Необходимо изучение не столько достижений прошлого, а сколько технологий, которые пригодятся в будущем. Ребят надо вовлекать в исследовательские проекты и творческие занятия, чтобы научиться изобретать, понимать и осваивать новое, выражать собственные мысли, принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности.

Новая школа - это новые учителя, открытые ко всему новому, понимающие детскую психологию и особенности развития школьников, хорошо знающие свой предмет. Задача учителя - помочь ребятам найти себя в будущем, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми. Чуткие, внимательные и восприимчивые к интересам школьников, открытые ко всему новому учителя - ключевая особенность школы будущего. Опытные учителя должны иметь свои авторские рабочие программы, свои наработки по подготовке к олимпиадам и всевозможным конкурсам. Учителя должны быть примером для учащихся, сами должны участвовать в профессиональных конкурсах, проектах. Новая школа - это школа для всех

Новая школа - это центр взаимодействия как с родителями и местным сообществом, так и с учреждениями культуры, здравоохранения, спорта, досуга, другими организациями социальной сферы. Школьные кабинеты, спортивный зал и площадки должны быть открыты в будние и воскресные дни.