Развитие ученического самоуправления как одно из основных направлений модернизации системы образования

курсовая работа

ГЛАВА 4. Реализация школьного ученического самоуправления в классном коллективе 8 «З» класса МОУ школы №41 «Гармония». Задачи и роль классного руководителя

Главной целью воспитательной системы общеобразовательного учреждения является формирование интеллектуально богатой, социально грамотной и социально мобильной личности, осознающей свои гражданские права и обязанности, ясно представляющей себе потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути, позволяющие самореализоваться в изменяющемся мире.

В соответствие с целями и задачами воспитательной системы школы основное назначение классного руководителя заключается в максимальном развитии каждого ребенка, сохранении его неповторимости и раскрытии его потенциальных возможностей.

Ведущие цели классного руководителя:

· содействовать созданию благоприятных условий для

формирования личности школьника;

· осуществлять необходимые педагогические коррективы в

системе его воспитания;

· организовать воспитательное воздействие для создания

благоприятного психологического климата в коллективе;

· координировать усилия всех взрослых (родителей и педагогов),

влияющих на становление личности воспитанника.

Основные задачи классного руководителя:

· создать воспитывающую среду, обеспечивающую социализацию

каждого ребенка;

· организовать различного вида деятельность (групповую, коллективную и индивидуальную), вовлекающую учащихся в общественно-ценностные отношения;

· корректировать индивидуальное развитие учащихся класса, способствуя свободному и полному раскрытию всех способностей школьников и их формированию.

В качестве основных направлений содержания воспитательной работы классного руководителя можно выделить:

· организацию интересной, содержательной внеурочной деятельности;

· обеспечение всестороннего развития, а так же саморазвития личности ребенка;

· организацию работы по патриотическому, гражданскому воспитанию;

· развитие творческих способностей и творческой инициативы у детей и взрослых;

· организацию работы по профилактике и предупреждению асоциального поведения учащихся;

· организацию работы с одаренными детьми;

· приобщение учащихся к здоровому образу жизни;

· развитие ученического самоуправления.

Основные направления педагогической деятельности в развитии ученического самоуправления, конечно, обусловлены целями и задачами этой структуры.

Цели и задачи ученического самоуправления

Цели:

1. Обеспечение управления коллективом детей на основе взаимодоверия и требовательности, уважения и ответственности, тесного творческого сотрудничества детей со взрослыми.

2. Сформировать у детей социальную активность, способствующую самореализации и развитию качеств, необходимых для преодоления проблем социальной жизни.

3.Создать условия для освоения детьми комплекса новых социальных ролей.

Задачи:

- развитие самостоятельности учащихся, подготовка к самореализации в жизни;

- развитие организаторских навыков;

-обеспечение широкого выбора форм внеурочной деятельности;

-обеспечение возможности реализовать свои способности, таланты.

Главное - помочь ученикам организовать самоуправление и научить их в нем работать, постепенно предоставляя детям все больше самостоятельности, подсказывая при необходимости.

Включение детей в самоуправленческую деятельность возможно, если:

-создаётся ситуация добровольности (включается в дело, работу тот, кто хочет, остальные рано или поздно подтянутся);

-обеспечивается понимание важности и значимости предстоящей работы;

-на учеников возлагается полная ответственность за результат;

- учащимся оказывается полное доверие, исключается открытая подстраховка со стороны педагогов;

- обеспечивается подготовленность учащихся к предстоящей работе.

Я веду классное руководство в 8 «З» классе с 5-го класса. Дети занимаются в Детском музыкальном театре «Задумка» в полном составе. Ребята в основном очень динамичные, энергичные и творческие. Поэтому желание в чем-то себя проявить у них было всегда. Оставалось направить эту энергию в нужное русло. Конечно, мне приходилось тяжело в первый год, когда детей надо было всему учить: и организаторской работе, и умению выступать, и как составлять графики, как писать сценарии, как делать классные часы.

Поскольку высшим органом самоуправления является классное собрание, необходимо было научить детей порядку проведения собрания, умению его вести, слушать своих товарищей, просить слова, участвовать в обсуждении вопросов, вырабатывать коллективно решения и голосовать за их принятие, подчиняться воле большинства - иными словами, учить детей демократическому проведения собрания.

Но зато потом стало проще.

Я стараюсь увлечённо, заинтересованно работать вместе с детьми. Необходимо ребятам дать понять, что и педагога волнуют их проблемы. Я пытаюсь своими мнениями, предложениями поддержать, развить, дополнить выступления, побудить к размышлению вопросами: «А почему?», «А чем ваш вариант лучше?» и т.п.

По отношению к органам самоуправления я выступаю в качестве консультанта, советчика, скрыто направляя деятельность этих органов.

При осуществлении взаимодействия с органами самоуправления класса я учитываю некоторые советы А.С. Макаренко:

- педагог не должен делать за детей того, что они в состоянии выполнить сами;

- педагог ни в коем случае не должен подменять органы самоуправления и самостоятельно решать вопросы, подлежащие ведению этих органов самоуправления, даже если бы решение и казалось, очевидно, правильным и более быстрым;

- при обсуждении вопросов своё мнение и предложение педагог высказывает последним, ненавязчиво обосновывая свою точку зрения;

- если педагог считает невозможным выполнение решения органов самоуправления, он должен апеллировать к общему собранию, а не просто отменять решения. Такой подход, с одной стороны, позволяет удовлетворить потребность многих детей в лидерстве, развивает у них организаторские и коммуникативные умения, а с другой - способствует развитию самодеятельных начал в коллективе.

Высшим органом самоуправления в 8 «З» классе является классное собрание. Ежегодно, в сентябре, проводится отчетно-перевыборное собрание. На нем происходит распределение поручений посредством выборов среди кандидатов. Кандидатов предлагают сами ребята, причем нередко они баллотируются сами на те или иные должности. Ротация кадров очень активная. Поскольку в классе несколько лидеров, каждый год у класса был новый президент. А один раз, президент и вице-президент распределяли обязанности по полугодиям.

На классном собрании распределяются поручения по секторам (см. приложение 1).

В совет класса, который является исполнительны органом ученического самоуправления, входят, помимо президента и вице-президента, руководители секторов и персональные ответственные за поручения.

Классное собрание созывается 1-2 раза в четверть для решения важных вопросов классного коллектива. Совет класса проводится 1 раз в неделю по всем текущим делам.

Президент осуществляет общее руководство классным самоуправлением, представляет интересы классного коллектива в школьном ученическом самоуправлении, ведет заседания совета класса.

Вице-президент является заместителем президента и ответственным за дежурство по классу и дежурство класса по школе в соответствие с составленными им графиками.

Учебный сектор - осуществляет проверку ведения дневников учащихся (см. приложение 2), организует помощь отстающим ученикам, информирует о результатах олимпиад, научных конференциях.

Редколлегия - собирает информацию, материалы и выпускает классную газету, готовит плакаты для общешкольных конкурсов, разрабатывает проект оформления кабинета к новому году и осуществляет его, осуществляет изготовление декораций для спектакля в рамках театрального фестиваля.

Культмассовый сектор - инициирует, организует и проводит внеклассные мероприятия.

Сектор шефской помощи разрабатывает и осуществляет мероприятия для учащихся начальной школы.

Спортивный сектор организует учащихся для различных спортивных соревнований и конкурсов и т.д.

МЧС проводит классные часы по правилам безопасности жизнедеятельности, обеспечивает функционирование оборудования в кабинете, отвечает за обеспечение учащихся питьевой водой.

Фотокорреспондент осуществляет фотосъемку классных мероприятий и ведет классный фотоальбом.

Ответственный за поздравление именинников организует их чествование.

Модель классного самоуправления работает достаточно успешно. Свидетельством тому результаты деятельности:

В 2009 году 5 «В» («З») класс стал победителем школьного конкурса самоуправления «Самый активный класс». Наградой стала экскурсия «В древний мир». Карсунцева Ангелина была отмечена как «Лучший Президент класса».

В 2010 году 6 «З» класс занял 2 место в школьном конкурсе «Самый активный класс - 2010», стал победителем конкурса «Лучший дежурный класс по школе».

В 2011 году 7 «З» класс занял 3 место в школьном конкурсе «Самый активный класс» (см. приложение 4).

Определенное снижение показателей связано отчасти с объективными факторами: возрастными особенностями учащихся, поскольку конкуренцию составляют учащиеся младших классов. Кроме того, возросла занятость учащихся в репетиционном и концертном процессе Детского музыкального театра «Задумка». Хотя 8 «З» класс всегда был единственным классом «Задумки», получавшим призовые места в конкурсах школьного самоуправления.

Класс ежегодно награждается грамотами за украшение кабинета, за участие в театральном фестивале в различных номинациях. Учащиеся принимают активное участие в общешкольных мероприятиях, проводимых органами школьного ученического самоуправления, таких как «День дублера», «Благотворительная ярмарка», марафон «Я - за здоровый образ жизни!» и др.

Учащиеся постоянно проявляют свои способности в различных олимпиадах, конкурсах, фестивалях.

Делись добром ;)