Развитие творчества младших школьников на занятии по оригами

курсовая работа

1.1 Понятие «творчество» и его особенности в младшем школьном возрасте

Творческая деятельность, то есть создание произведений графики, живописи и пластического искусства, связана с процессом восприятия, познания, с эмоциональной и общественной сторонами жизни человека, свойственными ему на различных ступенях развития; в ней находят отражение некоторые специфические особенности его интеллекта и характера.

Эти понятия широко применяются и в психологии, и в области воспитания; известно, что из графических и пластических работ учащихся можно почерпнуть немало полезных сведений, дополняющих характеристику самих учащихся.

Художественное восприятие не должно ставить своей целью подготовку профессиональных художников. Не следует навязывать учащимся какие-либо эстетические каноны. Первостепенная задача художественного воспитания - раскрыть и развить потенциальные творческие способности, заложенные в каждом ребёнке с рождения, не зависимо от того, в каком направлении будут развиваться эти способности, когда ребёнок станет взрослым.

Если искусство является средством выражения чувств, восприятия и мыслей, если оно как средство общения помогает нашему «я» высвободиться и вступить в многосторонние взаимоотношения с реально существующим физическим миром и с другими людьми (становясь в этом смысле фактором, способствующим слиянию личности и индивида с окружающей средой), то в ходе воспитательной работы необходимо стремиться развивать у ребят такие черты, как:

1) Умение различать проблемные ситуации, понимать чувства других людей и то, что подлежит ещё проверке опытом;

2) Гибкость в поисках решений и выдвижении идей;

3) Оригинальность творческой мысли как способа непроизвольного выражения;

4) Способность к обобщению и синтезу.

Такие известные учёные, как Рид и Ловенфельд, сходятся во мнении, что художественное воспитание в состоянии решать особо важные задачи, связанные с необходимостью гармонического развития общества, и, следовательно, место, занимаемое им в современной системе воспитания, отнюдь не является второстепенным [3].

Для взрослого человека начало решения проблемы (ее осознание, поиск подходов) является самым трудным и мучительным, иногда приводящим к отчаянию. Ребенок же, в отличие от взрослого, не испытывает таких трудностей (если, конечно, над ним не довлеют жесткие требования взрослых). Он с легкостью и, прежде всего, практически начинает ориентировочную, порой даже не совсем осмысленную деятельность, которая, постепенно становясь более целенаправленной, увлекает ребенка поиском и часто приводит к положительным результатам [10, 95].

Указанные выше особенности детского творчества демонстрируют определенную степень несовершенства психических процессов ребенка, что естественно в этом возрасте. И учет этих особенностей необходим в организации развивающего обучения детей.

Значимым является и понимание того, что развитие творчества у детей связано с целенаправленным обучением, ориентированным на «зону ближайшего развития» ребенка [7, 96].

В формировании творчества особая роль отводится воображению (Л.С.Выготский, Э.В.Ильенков, В.В.Давыдов, О.М.Дьяченко, В.Т.Кудрявцев и др.). Именно развитое творческое воображение порождает новые образы,

Одно из условий проявления творчества в художественной деятельности - организация интересной содержательной жизни ребенка: организация повседневных наблюдений за явлениями окружающего мира, общение с искусством, материальное обеспечение, а также учет индивидуальных особенностей ребенка, бережное отношение к процессу и результату детской деятельности, организация атмосферы творчества и мотивация задания. Формирование мотивов изобразительной деятельности от принятия, удержания, выполнения темы, поставленной педагогом, до самостоятельной постановки, удержания и выполнения темы является одной из важных задач обучения. Следующей задачей является формирование восприятия, так как изобразительная деятельность возможна на уровне сенсорного восприятия: умения рассматривать предметы, всматриваться, вычленять части, сравнивать с сенсорными эталонами форму, цвет, величину, определять признаки предмета и явления. Для создания художественно-выразительного образа необходимо эмоциональное эстетическое восприятие, развитие у ребенка умения замечать выразительность форм, цвета, пропорций и выражать при этом свое отношение и чувства [6, 145].

«…Есть основание говорить о творчестве в дошкольном возрасте в самом полновесном значении этого понятия». Обосновывая эту позицию, Г.Г.Кравцов рассматривает творчество в тесной связи с развитием личности ребенка. «В контексте проблемы развития личности получает новое освещение проблема детского творчества. Понятие творчества оказывается отнесенным не столько к внешним предметным результатам творческих актов, сколько к внутреннему самоизменению творящего субъекта».

Процесс развития личности, как известно, идет во всех видах деятельности, соответственно процесс самотворчества, саморазвития - тоже. Разница в условиях видов и сфер деятельности (природа, предметный мир, общество). В русле идеи единства творческих миров детей и взрослых интересен ряд современных психологических исследований, направленных на раскрытие таких характеристик творчества, которые, как оказалось, универсальны и едины для детей и для взрослых. К этим универсальным творческим способностям отнесены: реализм воображения, умение видеть целое раньше частей, преобразовательный характер творческих решений, экспериментирование. Они не присущи изначально детям и взрослым, а складываются в процессе развития целостного детско-взрослого человеческого сообщества. Ребенок усваивает их в разных видах деятельности. Они проявляются и формируются в процессе деятельности. Процесс творческого развития детей понимается как процесс освоения этих универсальных способностей. Мера освоения может быть различной. Педагогика должна ориентироваться на развитие у детей этих способностей[18, 67].

Подводя итог всему вышесказанному, мы можем сделать вывод: проблема развития детского творчества является актуальной на сегодняшний день. При реализации этих возможностей в условиях правильного руководства, ребенок развивается как творческая личность. Детское творчество по своей сути - подлинное, только находится в начальной стадии своего развития. Не случайно Е.А.Флерина назвала его «зернышком», а в зернышке заложено все, что появляется в зрелом растении, только вырастить его надо.

Делись добром ;)