logo
Развитие творческого потенциала школьников средствами театрального искусства

2.1 Особенности творческого развития школьников на занятиях кружка КВН в ГУО "Вертелишковская СШ"

Одна из наиболее интересных форм проведения внеклассного мероприятия - это КВН. Игровая деятельность присуща сегодня всем возрастам. Наукой доказано, что характер игр в детском возрасте влияет на интенсивность овладения ребенком культурными ценностями, способствует развитию его важнейших нравственных качеств. Игра выполняет особые, свойственные только ей функции становления личности. Известный американский социолог Дж. Мид, основоположник символического интеракционизма, рассматривает игру как главный фактор первичной социализации [18, с. 169].Соответственно, он выделяет начальную стадию в развитии личности индивида, обозначенную им как стадия игры, на которой ребенок играет чужие роли (учитель, доктор, продавец), и соревновательную стадию, предполагающую адекватное исполнение ребенком своей собственной роли, а главное - развитие социальной способности оценивать себя глазами других. В итоге благодаря игре индивид начинает жить в одном мире с другими людьми.

КВН проводят, как соревнование двух или более команд (параллельные классы или соседние школы). Целью проведения конкурсов является не только воспитание любви к избранной профессии и углубление знаний, но и развитие чувств коллективизма, творчества, познавательной деятельности [16].

В связи с неполной занятостью школьников Вертелишковской СШ №1 вне учебных занятий, когда длительное время они предоставлены сами себе, на одном из педагогических советов, я предложил идею о возрождении команды КВН "Не вопрос", в которой, в школьные годы, я сам начинал играть в КВН. Основной целью создания команды является воспитание гармонически развитой, творческой личности.

В совместной игре в КВН школьники учатся языку общения, согласованию своих действий с действиями другого, а также взаимопониманию и взаимопомощи. Интерес к игре на сцене, желание участвовать в ней приводят к тому, что дети идут на взаимные уступки. Это позволяет определять эффективные меры воздействия на личность, использовать возможности коллектива не только воспитывать, но и побуждать к самовоспитанию.

Школьник, в процессе игр и в подготовке к ним, учится замещать предметы другими предметами, брать на себя различные роли, что становится основой развития воображения.

Захватывая и заставляя человека подчиняться правилам, содержащимся во взятой на себя роли, игра на сцене способствует развитию чувств и волевой регуляции поведения. Она повышает уровень воспитанности школьника, его такта, уравновешенности поведения в различных состояниях, так как ставит ученика в не совсем привычные для него условия выступления на сцене перед большим количеством зрителей.

Внутри КВНовской деятельности также складывается и учебная деятельность. Приступая к игре, к написанию шуток, школьник начинает, незаметно для себя, овладевать учебными действиями. У него формируется желание и умение учиться, быть лучшим не только на сцене, но и в учёбе.

Конкурсы можно проводить под различными девизами. Проведению конкурсов должна предшествовать подготовительная работа. За 3-4 недели до конкурса команды получают задания придумать название команды и приветствие, визитную карточку.

При организации КВНа особое внимание уделяется качеству вопросов и заданий для творческих конкурсов, а также оформлению помещения. Важно, чтобы ученики ощущали связь времен, преемственность поколений, воспринимали полученную информацию не как случайный набор разрозненных сведений, а как целостную систему. Школьники учатся видеть и анализировать состав, связи, внутреннее взаимодействие в команде. Положительным моментом участия школьников в КВНе становится умение вовремя получить доступ к необходимым информационным ресурсам, самостоятельно принимать решения в сложных положениях, предусмотреть развитие игровой ситуации, правильно ставить задачи и видеть пути их осуществления, найти нестандартное решение и воспользоваться им.