Развитие творческих способностей учащихся на уроках трудового обучения и технологий

курсовая работа

1.2 Организация мыслительной деятельности учащихся

Ядром учебно-познавательной активности учащихся является мыслительная деятельность, которую я рассматриваю как целостную систему развития личности и связующим звеном между процессом познания объективной реальности и развивающейся личности школьника.

Способности - индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого, от которых зависит возможность успеха деятельности. Иногда способности считают врожденными, «данными от природы». Однако анализ показывает, что врожденными могут быть лишь задатки, а способности являются результатом развития задатков.

Проблема развития и совершенствования мышления учащихся - одна из важнейших в психолого-педагогической практике. Главный путь ее решения - рациональная организация всего учебного процесса. Также, в качестве вспомогательного пути развития, можно использовать - специально организуемый игровой тренинг мышления (решение мыслительных задач, головоломок).

Тестирование 20 учащихся 5 классов по выявлению уровня развития мыслительной деятельности показало, что ученики выполняют задания в основном на репродуктивном уровне; только 20% учащихся способны выполнять задания самостоятельно, владеют аналитическими умениями, то есть работают в творческом режиме, а 10% показали низкий уровень. Полученные данные позволили констатировать, что недостаточно уделяется внимания повышению развития умений и навыков активизации мыслительной деятельности учащихся младшего школьного возраста.

Также во время исследовательской работы я пришёл к выводу, что ребенок, не овладев навыками мыслительной деятельности в начальных классах школы, в средних, обычно, переходит в разряд неуспевающих.

Развитие детского мышления не происходит само собой, спонтанно. Сначала им руководят взрослые. Опираясь на знания, имеющиеся у ребёнка, они передают ему опыт, накопленный в результате трудовой деятельности и научных исследований предыдущих поколений. Подражая взрослым и следуя их указаниям, ребёнок постепенно приучается правильно строить суждения, правильно соотносить их друг с другом, делать обоснованные выводы.

Для того, чтобы ребёнок начал мыслить, перед ним необходимо поставить новую задачу, в процессе решения которой он мог бы использовать приобретённые ранее знания применительно к новым обстоятельствам.

Конечно же, в формировании мышления школьников решающее значение принадлежит учебной деятельности, постепенное усложнение которой ведет за собой развитие умственных способностей учащихся. Однако для активизации и развития мыслительной деятельности детей бывает целесообразно использовать неучебные задания, которые в целом ряде случаев оказываются для школьников более привлекательными. Развитию мышления способствует любая деятельность, в которой усилия и интерес ребенка направлены на решение какой-либо умственной задачи. Например, одним из самых эффективных способов развития наглядно-действенного мышления является включение ребенка в предметно-орудийную деятельность, которая наиболее полно воплощается в конструировании (кубики, «Лего», оригами, различные конструкторы и пр.).

Я убедился, что развитию наглядно-образного мышления способствует работа с конструкторами, но уже не по наглядному образцу, а по словесной инструкции или по собственному замыслу ребенка, когда он прежде должен придумать объект конструирования, а затем самостоятельно реализовать идею.

Развитие этого же вида мышления достигается с помощью включения детей в разнообразные сюжетно-ролевые и режиссерские игры, в которых ребенок сам придумывает сюжет и самостоятельно воплощает его. Неоценимую помощь в развитии логического мышления оказывают задания и упражнения на поиск закономерностей, логические задачи, головоломки.

Для подтверждения этого мною был проведён следующий эксперимент. Проверив уровень оперативной памяти учащихся 5 классов при помощи цифрового лабиринта, было выявлено, что не все дети за одинаковое время находят нужные цифры в определённом порядке, т.е. у одних детей больше развита кратковременная память, у других - механическая.

Учащимся 5- А класса было предложено во внеурочное время поиграть различными головоломками, соревнуясь друг с другом.

Играя с головоломкой, дети придерживались определённых правил. Кроме того, они сами выбирали уровень сложности. Задания, которые были использованы в проведении эксперимента со школьниками, выполнялись с интересом. Дети 5-Б класса такой возможности не имели.

Через 3 месяца было проведено повторное исследование уровня оперативной памяти учащихся 5 классов, которое показало, что в экспериментальном классе уровень значительно повысился в сравнении с контрольным классом. Это позволяет сделать вывод, что в умственном воспитании ребёнка организация игр и занятий, которые развивали бы интерес, ставили бы перед ним определённые познавательные задачи, заставляли бы самостоятельно производить определённые умственные операции для достижения нужного результата, имеет большое значение.

Занимательные упражнения и головоломки помогают младшим школьникам легко и быстро усваивать учебный материал, оказывают благотворное влияние на развитие и на личностно-мотивационную сферу.

Такие занятия формируют у детей общеинтеллектуальные умения (операции анализа, сравнения, обобщения, выделение существенных признаков и закономерностей); развивают внимание (устойчивость, концентрацию переключение и самоконтроль); развивают память (расширяют объём, формируют навыки запоминания, развивают смысловую память и т.д.).

Благодаря решению головоломок у детей формируется самостоятельность в действиях, способность управлять собой в сложных ситуациях, осознание собственных действий и самоконтроль, у них исчезает боязнь ошибочных шагов, снижается тревожность, необоснованное беспокойство.

Систематическое решение подобных заданий и головоломок оказывает благоприятное влияние на воспитание у детей культуры мышления, которая характеризуется возможностью самостоятельно управлять мыслительной деятельностью, проявлять инициативу в постановке ее целей и находить способы их достижения.

Я считаю, что игра возникает из потребности ребенка узнать окружающий его мир, причем жить в этом мире так, как взрослые. Игра, как способ познания действительности, есть одно из главных условий развития детского воображения. Не воображение порождает игру, а деятельность ребенка, познающего мир, творит его фантазию, его воображение. Игра подчиняется законам реальности, а ее продуктом может быть мир детской фантазии, детского творчества. Игра формирует познавательную активность и саморегуляцию, позволяет развивать внимание и память, создает условия для становления абстрактного мышления. Игра для младших школьников - любимая форма деятельности. В игре, осваиваются игровые роли, дети обогащают свой социальный опыт, учатся адаптироваться в незнакомых ситуациях.

Игровой метод включения школьника в деятельность предполагает личностный подход, когда педагог ориентирован на личность в целом, а не только на отдельные функции ученика. Игра - не развлечение, а особый метод вовлечения детей в творческую деятельность, метод стимулирования их активности.

Использование игровых тренингов мышления, занимательных упражнений и головоломок помогают младшим школьникам легко и быстро усваивать учебный материал, оказывают благотворное влияние на развитие и на личностно-мотивационную сферу.

Делись добром ;)