Развитие творческих способностей младших школьников на уроках технологии

дипломная работа

1.2 Особенности организации уроков технологии в начальной школе

Технология, как учебный предмет, обладает большими возможностями для создания условий культурного и личностного становления школьников. Социальный заказ общества в области обучения технологии выдвигает задачу развития личности учащихся, усиления гуманистического содержания обучения, более полной реализации воспитательного, образовательного и развивающего потенциала учебного предмета применительно к индивидуальности каждого ученика.

Урок - гибкая форма организации обучения. Он включает разнообразное содержание, в соответствии с которым используются необходимые методы и приемы обучения.

Предмет «Трудовое обучение» в младших классах органически входит в образовательную область «Технология», поскольку всегда содержательно представлял собой технологию ручной обработки материалов. Его название полностью соответствует смыслу учебной деятельности по этому предмету; детей учат трудиться, как трудятся взрослые, т.е. лично осознавать задачу, лично разбираться в возможности ее реализации, лично выполнять все, что нужно, чтобы получить продукт, лично отвечать за качество своего труда.

На уроке организуется фронтальная, коллективная и индивидуальная формы учебной работы. Различные формы проведения урока не только разнообразят учебный процесс. Каждый урок имеет свою структуру, состоящую из нескольких этапов.

Изучения нового материала, закрепление знаний, проверка знаний, умений, навыков, обобщение и систематизация знаний, задания на дом. Соотношение этапов урока зависит от содержания, дидактических и познавательных целей урока, выбора методов и использование технических средств обучения.

В зависимости от цели, содержания и выбранных для него методов обучения выделяют типы уроков: вводный, комбинированный, изучения нового материала, обобщающий, предметный. При выделении видов необходимо учитывать источник знаний и специфику деятельности учителя, и познавательную деятельность учащегося. Виды уроков: объяснительный, лабораторный, телеурок, киноурок, зачетный урок.

Вводный урок. Основная дидактическая цель: формирование у учащихся общих представлений об учебном предмете. Структура урока такова:

1. беседа с целью выявления уровня подготовки учащегося к изучению темы

2. изложение учителем основных задач данной темы и ее ведущих понятий

3. знакомство с методами работы, формами и видами деятельности учащегося в процессе изучения темы.

Обобщающий урок. Основные функции данного урока, служат целям повторения, закрепления, систематизации знаний, осмыслению отдельных элементов, систематизация знаний учащихся и раскрытие важной идеи, темы курса. Структура урока состоит из следующих этапов:

· постановка задач,

· повторение основного вопроса темы,

· выявление ведущих понятий и систематизация знаний,

· дальнейшее развитие и углубление понятий,

· обсуждение наиболее важного материала темы,

· итог урока.

На всех этапах урока проводится итог.

Урок изучения нового материала. Данный урок раскрывает содержание новой темы, изучение нового материала. Можно организовать по - разному, в зависимости от его сложности, уровня подготовки учащихся. В нем могут сочетаться различные методы работы, обязательным моментом является вводная беседа.

Особое место в типологии уроков занимают предметные уроки. Особенностью предметного урока является работа учащихся с предметами живой и неживой природы. Особенности предметных уроков:

1. Наличие на уроке конкретного предмета, о котором формируется понятие. Изучение предмета может быть организовано как индивидуально, так и группами.

2. Сочетание самостоятельной работы класса с объяснением учителя, при этом учитель не может раскрывать сущность явлений и закономерностей, которые будут установлены в результате наблюдений и постановке опыта. Результат экспериментальной деятельности обязательно фиксируется в виде схем, таблиц, схематичных рисунков.

3. Проведение предметных уроков требует от учителя тщательной подготовки: подбора оборудования, раздаточного натурального материала и других наглядных пособий. Готовясь к уроку учителю необходимо определить структуру вида деятельности учащегося с предметом, сформировать вопросы и задания по теме.

На предметном уроке иногда отсутствует проверка знаний, умений, навыков. Основная часть урока посвящается изучению нового материала, методами самостоятельной работы учащихся, после чего проводится закрепление изученного.

Классификация уроков по основному типу обучения следующая:

· Традиционный (целью урока является формирование знаний, умений и навыков. Деятельность учителя на уроке - передача и закрепление знаний по образцу, без применения содержания знаний)

· Развивающий (проблемно-поисковый урок: цель формирование мыслительной деятельности для более эффективного накопления и применения знаний. Деятельность учителя: выявление метода связывающего изучение понятия в единую систему обобщенных знаний для развития мыслительной деятельности. Это уроки общей методологической направленности рефлексии и контроля)

· Интегрированные (цель: формирование целостной мыслительной деятельности на основе межпредметных и внутрипредметных связей. Деятельность учителя: интеграция различных видов предметов и знаний).

Интеграция предметов искусства - альтернативная система обучения школьников предметам искусств, альтернативная система их эстетического воспитания и развития творческих способностей. Интегрированный курс, который охватывает следующие предметы - изобразительное искусство, литературное чтение, музыку, имеет общие для каждого из них цели, не нарушает принципов диалектики, сохраняет специфику разных видов искусств, учитывает возрастные и индивидуальные способности учащихся, фокусируется в целом на познании детьми действительности, на полноценном восприятии красоты окружающего мира. «Дети мыслят образами, формами, красками, звуками, ощущениями вообще, и тот воспитатель напрасно и вредно насиловал бы детскую природу, кто захотел бы ее заставить мыслить иначе» (К.Д.Ушинский ).

· Нетрадиционные (цель: развитие познавательного интереса на основе необычных средств представления учебного материала и включение учащегося в деятельность по частичному изменению содержания учебного материала. Деятельность учителя: изменение способов в организации учебной деятельности и содержание изучаемых знаний), но и вызывают у учащихся удовлетворение от самого процесса труда.

Уроки труда в начальных классах должны носить ярко выраженную творческую окраску. Т.Ф. Агаркова предлагает следующую структуру урока технологии.

I. Организация начала урока предполагает:

· Обеспеченность рабочих мест необходимыми материалами и инструментами;

· Установление дисциплины

· Объявление темы урока, первичное знакомство с образцом

II. Планирование трудовых действий детьми включает в себя:

· Беседу, которая поможет учителю выявить знания детей о предмете, углубить и расширить их

· Анализ образца изделия

· Определение технологии изготовления изделия (пользуясь чертежами или инструктивно-технологической картой, ее «дубль» деталями)

· Составление плана работы детьми

· Определение критериев оценки изделия, с повторением правил выполнения трудовых операций.

III. Самостоятельная работа учащихся весьма специфична. Именно здесь «рождается» новый предмет, который должен соответствовать ранее указанным критериям. Во время его изготовления закрепляются политехнические знания школьников, вырабатываются их умения реализовывать составленный план, экономить время и материалы, соблюдать чистоту на рабочем месте; совершенствуются познавательные процессы учащихся: внимание, память мышление, речь, воображение; оптимизируются отношения с учителем и одноклассниками.

IV. Итог урока дает учащимся возможность:

· обобщить полученные знания;

· проанализировать выполненную работу и оценить ее.

V. Задание на дом определяется учителем и должно носить поисковый характер.

Итак, разрабатывая урок технологии, необходимо ориентироваться на указанные положения.

Рассмотрим пути примерной их реализации. Известно, что любой урок начинается с его организации. Как показывает практика, учителя решают этот вопрос по-разному. Остановимся на особенностях первого этапа урока, рациональном варианте материального обеспечения рабочего места каждого ученика. Для этого необходимо:

1. Все материалы и инструменты на ближайшую четверть закупить заранее для всего класса. Это возможно, если родители учащихся не только точно знают, какие изделия дети должны выполнить за указанный период, но и знакомятся с образцами, сделанными учителем.

2. Материал, необходимый для изготовления определенного изделия, также подготавливать накануне урока для каждого ученика, с учетом уровня сформированности его трудовых умений и раздавать непосредственно перед началом занятия

3. Наглядность урока должна соответствовать предъявляемым требованиям. Изделие, выполненное учителем - эталон для учащихся, подготавливается в трех экземплярах.

4. Инструкционно-технологическая карта, раскрывающая всю последовательность технологического процесса, является демонстрационной и должна быть видна ученикам всего класса, вне зависимости от нахождения их рабочего места. Она может быть собрана на единое полотно или состоять из отдельных «дублей».

Умело организованная материальная база создает определенные предпосылки для творческой работы учителя и учащихся. Первичная демонстрация учителем эстетически и грамотно выполненного образца, усилит мотивацию выполнения изделия детьми.

Как и любой урок в начальной школе, урок технологии может быть традиционным и нетрадиционным.

В последнее десятилетие нестандартные формы уроков прочно заняли свое место в учебно-воспитательном процессе. Схематично их классификацию (по Малыгиной А.С., 1998) можно представить:

1.Интегрированные уроки (ди…, три…, поли…, интегрированные)

2. Трансформируемые уроки (лекция, семинар, зачет)

3.Уроки с нестандартным построением содержания (игра, проблемное и модульное содержание)

4.Уроки с нестандартным оформлением (экскурсия, путешествие, сказка).

Весьма значимым являются периоды подготовки и проведения нетрадиционных уроков. Выделяются 3 периода: подготовительный, собственно урок, и его анализ.

Подготовительный. В нем активное участие принимают и учитель, и учащиеся. Если при подготовке к традиционному уроку такую деятельность лишь учитель (написание плана, изготовление наглядных пособий, раздаточного материала, обеспечение ит.п.), то во втором случае в значительной степени задействованы и учащиеся. Они делятся на группы (команды, экипажи), получают или набирают определенные задания, которые необходимо выполнить до урока: подготовка сообщений на тему предстоящего урока, составление вопросов, кроссвордов, викторин, изготовление необходимого дидактического материала.

Собственно урок (выделяются 3 основных этапа).

Первый этап. Он является предпосылкой формирования и развития мотивационной сферы учащихся: ставятся проблемы, выясняется степень готовности к их решению, к нахождению путей достижения целей урока. Намечаются ситуации, участие в которых позволит решать познавательные, развивающий и воспитательные задачи.

Развитие мотивационной сферы осуществляется тем эффектнее, чем результативнее проведен подготовительный период: качество выполнения учащимися предварительных заданий влияет на их интерес к предстоящей работе. При проведении урока учитель учитывает отношение учащихся к оригинальной форме урока; уровень их подготовленности; возрастные и психологические особенности.

Второй этап. Сообщение нового материала, формирование знаний учащихся в различных «нестандартных» формах организации их мыслительной активности.

Третий этап. Он посвящен формированию умений и навыков.

Контроль обычно не выделяется во времени, а «растворяется» в каждом из предшествующих этапов.

Нетрадиционный урок - одна из таких форм организации обучения и воспитания школьников. Эффективность нетрадиционных форм обучения и развития хорошо известна. Такие занятия приближают школьное обучение к жизни, реальной действительности. Дети охотно включаются в такие занятия, ибо нужно проявить не только свои знания, но смекалку, творчество.

С помощью нетрадиционных уроков можно решить проблему дифференциации обучения, организации самостоятельной познавательной деятельности учащихся, физического эксперимента.

Снижение уровня знаний учащихся в большей степени объясняется качеством уроков: шаблоном, однообразием, формализмом, скукой. Многие учителя ищут разные способы «оживления» урока, привлечение учащихся к активной работе, разнообразию форм объяснения нового материала. Разумеется, ни в коем случае нельзя отказываться от традиционного урока, как основной формы обучения и воспитания детей. Но придать уроку нестандартные, оригинальные приемы необходимо для активизации мыслительной деятельности учащихся. Это не замена старых уроков, а их дополнение и переработка, внесение оживления, разнообразия, которым повышают интерес, способствуя совершенствованию учебного процесса. На таких уроках ученики увлечены, их работоспособность повышается, результативность урока возрастает.

Исходя из концепции и классификации педагогических технологий, нетрадиционную форму урока можно определить как «технологию локального (модульного) уровня» (О.В. Трофимова). Хотя при разработке нетрадиционных уроков происходит соприкосновение с другими технологиями. (О.В.Трофимов 2003:143)

Далее приводим таблицу, в которой представлены общие и различные черты традиционных и нетрадиционных уроков, составленную Г.К. Селевко.

Таблица 1

Традиционные и нетрадиционные формы урока

Элементы

Традиционный урок

Нетрадиционный урок

Концептуальная основа

Субъект - объективные взаимодействия в системе “учитель - ученик”

Субъект - субъектные позиции в системе “учитель - ученик”

Содержательная часть

Цели

Формирование знаний, умений и навыков, воспитание личности с заданными свойствами

Развитие личности учащихся

Содержание учебного материала

Изучаемый материал соответствует содержанию учебного предмета, информация носит преимущественно фактологический характер

Выход за рамки содержания одного предмета (интеграция знаний), соответствие материала критериям проблемности, альтернативности, критичности

Процессуальная часть

Организация учебного процесса

Формы урока: лекция, лабораторное занятие, семинар, практическое занятие, итоговое собеседование

Методы и формы учебной деятельности школьников

Преимущественно репродуктивный характер учебной деятельности: сообщение готовых знаний, обучение по образцу, индуктивная логика от части к целому, механическое запоминание, вербальное изложение, репродуцированное воспроизведение

Формы урока: урок - учебная игра, учебная дискуссия, исследование

Методы и формы работы учителя

Учитель определяет цели урока, планирует деятельность учащихся, осуществляет итоговый анализ и оценивание деятельности школьников

Игровая (моделирующая), оценочно- дискуссионная, рефлексивная деятельность: “метод прямого доступа”, проблемно-поисковый метод, метод стимулирования интереса и мотивации учебной деятельности учащегося

Деятельность учителя по процессу управления усвоением материала

Инициатива у учителя, управление и контроль в его руках

Совместная работа учителя и учащегося в областях целепологания, планирования, анализа (рефлексии) и оценивания результатов учебной деятельности

Диагностика учебного процесса

Использование критерия количественной пятибалльной шкалы оценки знаний учащихся

Учитель - координатор, приоритет стимулирующий деятельности учителя

Рефлексивная деятельность учителя и учащихся

Как традиционный, так и нетрадиционный урок имеет достоинства и недостатки, что также отражено в таблице, составленной Г.К. Селевко. (Селевко Г.К. 1998:167)

Таблица 2

Соотношение традиционных и нетрадиционных форм уроков

Элементы

Традиционный урок

Нетрадиционный урок

Концептуальная основа

Недостатки: субъект - объектные взаимодействия в системе “учитель-ученик”, изоляция учащихся от коммуникативного диалога друг с другом

Достоинства: субъект - субъективные позиции в системе “учитель - ученик”, возможность коммуникативного (интерактивного) диалога между учащимися.

Содержательная часть

Цели

Достоинства: формирование знаний, умений и навыков

Достоинства: развитие творческого потенциала личности учащихся

Содержание учебного материала

Достоинства: наибольший объем информации, систематичность

Достоинства: более глубокое изучение учебного материала.

Недостатки: меньший объем изучаемого материала

Процессуальная часть

Достоинства: четкая структура урока. Недостатки: шаблонность, однообразие

Достоинства: внутренние источники мотивации, опора на самоуправляющие механизмы личности.Недостатки: большие затраты времени

Организация учебного процесса

Недостатки: низкий уровень самостоятельности, пассивная познавательная позиция, отсутствие возможностей критического мышления

Достоинства: разнообразие форм деятельности, высокий уровень самостоятельности, возможность для формирования критического мышления

Методы и формы учебной деятельности школьников

Недостатки: вербальные методы обучения, преобладание монолога учителя

Достоинства: приоритет стимулирующей деятельности учителя

Методы и формы работы учителя

Достоинства: контроль со стороны учителя за содержанием, ходом урока, его временными рамками

Недостатки: меньшие возможности для контроля со стороны учителя

Деятельность учителя по процессу управления усвоением материала.

Диагностика учебного процесса

Достоинства: предсказуемость, контролируемость результатов обучения

Недостатки: слабая обратная связь

Достоинства: сильная обратная связь

Недостатки: трудности в прогнозировании и диагностики результатов обучения

При планировании и организации нетрадиционных форм проведения занятий технологии, как и при проведении уроков, учитель должен опираться на общедидактические принципы, представляющие собой основные, исходные положения, определяющие эффективность и целесообразность педагогической деятельности (принцип систематичности, научности отбора учебного материала, принцип учета индивидуальных и возрастных особенностей школьников, принцип связи теории с практикой, принцип сознательности и активности школьников в различных видах деятельности и пр.).(Кульневич, Лакоценина 2006:159)

Таблица 3

Общедидактические принципы организации нетрадиционных форм проведения занятий технологии

Принцип

Реализация принципа на практике

Принцип индивидуального подхода к учащимся

Требует построения внеклассного мероприятия с учетом личных запросов школьников, создания условий для развития их индивидуальных задатков, интересов, склонностей

Принцип связи теории с практикой

Требует осуществления более тесной связи нетрадиционных форм обучения с уроками:

теоретический и практический материал уроков получает во внеклассной работе дополнительное подтверждение;

внеклассное мероприятие обогащает полученные знания, умения, навыки, расширяет и совершенствует их.

Принцип сознательности и активности деятельности школьников

Предполагает создание условий для возникновения интереса школьников к внеклассному мероприятию, творческой деятельности по его подготовке и проведению, удовлетворенности ее результатами

Принцип избирательности

Предполагает отбор форм, методов и средств проведения нетрадиционного занятия осуществлять с учетом возраста и подготовленности учащихся, наличия у них интересов к урокам технологии, тематики данного мероприятия, традиций школы и данной местности

Принцип связи теории с практикой

Предполагает раскрытие школьникам роли труда и технологии в различных сферах человеческой жизнедеятельности, практической значимости получаемых ими на уроках знаний, умений, навыков, вовлечение учащихся в активную преобразовательную трудовую (производственную) деятельность

Принцип добровольности участия школьников в деятельности

Предполагает наличие у детей конкретного круга интересов, что позволяет им среди многих видов деятельности выбирать тот, который в наибольшей степени соответствуют их внутренним потребностям и физическим возможностям

Принцип занимательности

Требует использовать разнообразные формы, методы и средства обучения

Надо заметить, что в выборе нестандартных уроков нужна мера. Ученики привыкают к необычным способам работы, теряют интерес, успеваемость заметно понижается. Место нетрадиционных уроков в общей системе должно определяться самим учителем в зависимости от конкретной ситуации, условий содержания материала и индивидуальных особенностей самого учителя.

Делись добром ;)