logo
Развитие связной речи старших дошкольников посредством словесных игр

2.1 Констатирующий эксперимент

Экспериментальное исследование проводилось на базе ДОУ №21 «Теремок» (Московская область, г.Дубна, ул. Карла Маркса, д.27). В исследовании участвовало 20 детей 5-6 лет.

Методика исследования связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста. Методика исследования развития связной речи представлена у многих современных исследователей: В.П. Глухова, Н.С. Жукова, Т.Б. Филичевой, Э.П. Коротковой, Ф.А. Сохиным, А.М. Быховской и Н.А. Казовой, О.С. Ушаковой, Н. В. Нищевой и др., как в общей дошкольной, так и специальной педагогике.

Для изучения состояния связной речи детей дошкольного возраста с используются следующие методы:

- обследование словарного запаса по специальной схеме;

- исследование связной речи с помощью серии заданий;

- наблюдения за детьми в процессе учебной, предметно-практической, игровой и обиходно-бытовой деятельности в условиях детского образовательного учреждения;

- изучение медико-педагогической документации (данные анамнеза, медицинских и психологических исследований, педагогические характеристики и заключения и т.п.); использование данных бесед с родителями, воспитателями и детьми.

Мы остановимся на исследовании связной монологмческой речи с помощью серии заданий, опираясь на методику В.П. Глухова. В.П. Глухов предлагает систему обучения рассказыванию, состоящую из нескольких этапов. Дети овладевают навыками связной речи в следующих формах: составление высказываний по наглядному восприятию, воспроизведение прослушанного текста, составление рассказа-описания, рассказывание с элементами творчества. При этом использовали наглядный материал из соответствующих пособий О.С. Гомзяк, Н.В. Нищева, Г.А. Каше, Т.Б. Филичевой и А.В. Соболевой, В.В, Коноваленко, О.Е. Грибовой и Т.П. Бессоновой. В целях комплексного исследования связной речи детей использовались серии заданий, которые включали:

· составление предложений по отдельным ситуационным картинкам;

· составление предложения по трем картинкам, связанным тематически;

· пересказ текста (знакомой сказки или короткого рассказа);

· составление рассказа по серии сюжетных картинок;

· сочинение рассказа на основе личного опыта,

· составление рассказа-описания.

Определялась способность детей к передаче содержания знакомого литературного текста, зрительно воспринимаемой сюжетной ситуации, а также своих жизненных впечатлений и собственного замысла. Результаты выполнения заданий фиксировались в протоколы на основании схем оценки уровня выполнения заданий.

Задание 1: Составление предложений по отдельным ситуационным картинкам (картинки-действия).

Цель: определить способности детей составлять адекватное законченное высказывание на уровне фразы.

Задачи: развивать у детей самостоятельное установление смысловых отношений в высказывании и передавать их в виде соответствующей по структуре фразы.

Инструкция.

Подготовка исследования: Для проведения исследования требуются несколько картинок следующего образца:

· Девочка сидит на стуле.

· Мальчик читает книгу.

· Мальчик ловит рыбу.

· Девочка катается на коньках (санках).

Исследование проводится в индивидуальной форме. При показе каждой картинки ребенку задается вопрос-инструкция: «Скажи, что здесь нарисовано? Кто (что) это? Что он (она) делает?».

Критерии оценки уровня выполнения задания приведены в таблице 1.1.

Таблица 1.1

Критерии оценки уровня выполнения задания на составление предложений по отдельным ситуационным картинкам

Уровень выполнения задания

Анализ результатов

Оценка в баллах

Высокий уровень

Ответ на вопрос-задание в виде грамматически правильно построенной фразы, адекватной по смыслу содержанию предложенной картинки, полное или точно отображенное ее предметное содержание

5 баллов

Средний

Длительные паузы с поиском нужного слова

4 балла

Недостаточный

Сочетание указанных недостатков информативности и лексико-грамматического структурирования фразы при выполнении всех (или большинства) вариантов задания

3 балла

Низкий

Адекватная фраза-высказывание составлена с помощью дополнительного вопроса, указывающего на выполненное субъектом действие. Не все варианты задания выполнены

2 балла

Задание выполнено неадекватно

Отсутствие адекватного фразового ответа с помощью дополнительного вопроса. Составление фразы подменяется перечислением предметов, изображенных на картинках

1 балл

Таблица 1.2

Диагностическая карта задания №1

Ребенок

Результат диагностики (в баллах)

1

Оля А.

3

2

Инна А.

3

3

Александр В.

3

4

Мария В.

4

5

Руслан Г.

2

6

Дима Г.

3

7

Вадим Д.

2

8

Даниил З.

3

9

Даниил И.

4

10

Рамзан К.

1

11

Рустам К.

2

12

Георгий К.

3

13

Оля К.

3

14

Ира М.

4

15

Даша М.

2

16

Давид Н.

3

17

Захар О.

4

18

Егор П.

3

19

Янина Щ.

3

20

Виталия Э.

4

Задание 2: Составление предложения по трем картинкам (например: бабушка, нитки, спицы).

Цель: выявить способности детей составить предложение по трем картинкам.

Задачи: развивать способности детей устанавливать, логико-смысловые отношения между предметами и передавать их в виде законченной фразы-высказывания.

Инструкция. Ребенку предлагается назвать картинки, а затем составить предложение так, чтобы в нем говорилось о всех трех предметах.

Критерии оценки уровня выполнения заданий приведены в таблице 1.2.

Таблица 2.1.

Критерии оценки уровня выполнения задания на составление предложений по трем картинкам

Уровень выполнения задания

Анализ результатов

Оценка в баллах

Высокий

Фраза составлена с учетом предметного содержания всех предложенных картинок, представляет собой адекватное по смыслу, грамматически правильно оформленное, достаточно информативное высказывание.

5 баллов

Средний

Если у детей имеются отдельные недостатки в построении фразы, адекватной по смыслу и соответствующей вероятной предметной ситуации

4 балла

Недостаточный

Фраза составлена на основе предметного содержания только двух картинок. При оказании помощи (указание на пропуск) ребенок составляет адекватное по содержанию высказывание

3 балла

Низкий

Ребенок не смог составить фразу высказывание с использованием всех трех картинок, несмотря на оказываемую ему помощь

2 балла

Неадекватный

Предложенное задание не выполнено

1 балл

Таблица 2.2.

Диагностическая карта задания №2

Ребенок

Результат диагностики (в баллах)

1

Оля А.

3

2

Инна А.

3

3

Александр В.

3

4

Мария В.

3

5

Руслан Г.

2

6

Дима Г.

3

7

Вадим Д.

3

8

Даниил З.

4

9

Даниил И.

2

10

Рамзан К.

1

11

Рустам К.

2

12

Георгий К.

3

13

Оля К.

3

14

Ира М.

2

15

Даша М.

4

16

Давид Н.

3

17

Захар О.

3

18

Егор П.

2

19

Янина Щ.

3

20

Виталия Э.

3

Задание 3: Пересказ текста (знакомой сказки или короткого рассказа).

Цель: выявить возможности детей с ОНР воспроизводить небольшой по объему и простой по структуре литературный текст.

Задачи: развивать способности детей передать содержание рассказа полно без наличия смысловых пропусков, повторов.

Для этого мы использовали знакомую детям сказку «Теремок». Текст произведения прочитывался дважды, перед повторным чтением давалась установка на составление пересказа. При анализе составленных пересказов особое внимание обращалось на полноту передачи содержания текста, наличие смысловых пропусков, повторов, соблюдение логической последовательности изложения, а также наличие смысловой и синтаксической связи между предложениями, частями рассказа.

Таблица 3.1

Критерии оценки уровня выполнения задания по пересказу текста

Уровень выполнения задания

Анализ результатов

Оценка в баллах

Высокий

Если пересказ составлен самостоятельно, полностью передается содержание текста

5 баллов

Средний

Пересказ составлен с некоторой помощью (побуждения, стимулирующие вопросы), но полностью передается содержание текста

4 балла

Недостаточный

Отмечаются пропуски отдельных моментов действия или целого фрагмента

3 балла

Низкий

Пересказ составлен по наводящим вопросам, связность изложения нарушена 1 балл.

2 балла

Задание выполнено неадекватно

Задание не выполнено

1 балл

Таблица 3.2

Диагностическая карта задания №3

Ребенок

Результат диагностики (в баллах)

1

Оля А.

4

2

Инна А.

2

3

Александр В.

4

4

Мария В.

4

5

Руслан Г.

3

6

Дима Г.

3

7

Вадим Д.

3

8

Даниил З.

3

9

Даниил И.

3

10

Рамзан К.

1

11

Рустам К.

1

12

Георгий К.

3

13

Оля К.

4

14

Ира М.

3

15

Даша М.

3

16

Давид Н.

2

17

Захар О.

4

18

Егор П.

3

19

Янина Щ.

4

20

Виталия Э.

3

Задание 4: Составление рассказа по серии сюжетных картинок.

Цель: выявление возможностей детей составлять связный сюжетный рассказ на основе наглядного содержания последовательных фрагментов-эпизодов.

Задачи: закреплять способности детей развивать фразовую речь, при составлении рассказа по картине.

Инструкция. Это задание использовалось для выявления возможностей детей составлять связный сюжетный рассказ на основе наглядного содержания последовательных фрагментов-эпизодов. По трем сюжетным картинкам дети составляли рассказ «Кормушка». Картинки в нужной последовательности раскладываются перед ребенком, который их внимательно рассматривает и составляет рассказ по картинкам.

Таблица 4.1.

Критерии оценки уровня выполнения задания на составление рассказа по картинке

Уровень выполнения задания

Анализ результатов

Оценка в баллах

Высокий

Самостоятельно составлен связный рассказ

5 баллов

Средний

Рассказ составлен с некоторой помощью (стимулирующие вопросы, указания на картинку), достаточно полно отражено содержание картинок

4 балла

Недостаточный

Рассказ составлен с применением наводящих вопросов и указаний на соответствующую картинку или ее конкретную деталь

3 балла

Низкий

Рассказ составлен с помощью наводящих вопросов, его связность резко нарушена, отмечается пропуск существенных моментов действия и целых фрагментов, что нарушает смысловое соответствие рассказа изображенному сюжету

2 балла

Неадекватный

Задание не выполнено

1 балл

Таблица 4.2

Диагностическая карта задания №4

Ребенок

Результат диагностики (в баллах)

1

Оля А.

3

2

Инна А.

3

3

Александр В.

3

4

Мария В.

3

5

Руслан Г.

3

6

Дима Г.

2

7

Вадим Д.

3

8

Даниил З.

3

9

Даниил И.

3

10

Рамзан К.

2

11

Рустам К.

1

12

Георгий К.

3

13

Оля К.

4

14

Ира М.

3

15

Даша М.

3

16

Давид Н.

3

17

Захар О.

5

18

Егор П.

2

19

Янина Щ.

3

20

Виталия Э.

3

Задание 5: Сочинение рассказа на основе личного опыта.

Цель: выявить индивидуальный уровень и особенности владения связной фразовой и монологической речью при передаче своих жизненных впечатлений.

Задачи: развивать фразовую речь, при составлении сообщения без наглядной и текстовой опоры. Инструкция. Детям предлагалось рассказать, что находится на участке; чем занимаются на участке дети, в какие игры они играют; назвать свои любимые игры и занятия; вспомнить о зимних играх и развлечениях.

Таблица 5.1.

Критерии оценки уровня выполнения задания на сочинение рассказа на основе личного опыта

Уровень выполнения задания

Анализ результатов

Оценка в баллах

Высокий

Рассказ содержит достаточно информативные ответы на все вопросы