logo
Влияние стиля педагогического общения на психическое развитие младшего школьника

1.1 Понятие педагогического общения

Ребенок посещая школу, психологически переходит в новую систему отношений с окружающими его людьми. Свобода дошкольного детства сменяется отношением зависимости и подчинения новым правилам жизни. Всё многообразие межличностного общения ложится на каждого ребёнка с силой истинных реалий социального взаимодействия людей.

“Общение - сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в деятельности совместной: включает в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия восприятия и понимания партнера” [ 21, с.330].

Общение - одна из основных психологических категорий. Человек становится личностью в результате взаимодействия и общения с другими людьми. Виды и формы общения очень многообразны. Оно может быть непосредственным и опосредованным, включенным в контекст той или иной профессиональной деятельности и дружеским: субъект - субъектным или субъект - объектным. Определяя общение как процесс установления и поддержания целенаправленного, прямого или опосредованного теми или иными средствами контакта между людьми, так или иначе связанными друг с другом в психологическом отношении, А.А. Леонтьев выделяет следующие его характеристики: контактность, ориентированность, направленность, семиотическую специализацию и психологическую динамику процесса[15, с. 58-60].

Педагогическое общение - система ограниченного социально-психологического взаимодействия педагога и воспитуемых, содержанием которого является обмен информацией, оказание воспитательного воздействия, организация взаимоотношений с помощью коммуникативных средств. Педагог является инициатором этого процесса, организуя его и управляя им.[ 18, с.592 ].

В отечественной психологии существуют несколько подходов к пониманию общения. Принято исходить из принципа неразрывного единства общения и деятельности, а не сводить общение к одной из его сторон - либо к обмену информацией, либо к процессу взаимодействия, к влиянию одной общающейся стороны на другую, либо к процессу межличностной перцепции. Наиболее часто в классификациях выделяют три стороны общения:

1. Коммуникативную;

2. Интерактивную;

3. Перцептивную.

Коммуникативная сторона общения связана с выявлением специфики информационного процесса между людьми как активными субъектами: с учетом отношений между партнерами, их установок, целей и намерений. Все это приводит не просто к движению информации, но к уточнению и обогащению знаний, сведений и мнений, которыми обмениваются люди.

Важная характеристика процесса коммуникативного - намерение его участников повлиять друг на друга, воздействовать на поведение другого, обеспечить свою идеальную представленность в другом; необходимые условия для этого - не просто использование единого языка, но и одинаковые понимание ситуации общения.

Интерактивная сторона общения представляет собой построение общей стратегии взаимодействия. Различаются ряд типов взаимодействия между людьми, прежде всего кооперация и конкуренция.

Перцептивная сторона общения включает в себя процесс формирования образа другого человека, что достигается “прочтением” за физическими характеристиками партнера его психологических свойств и особенностей поведения[12, с.56].

Педагогическое общение - специфическое межличностное взаимодействие педагога и воспитанника (учащегося), опосредующее усвоение знаний и становление личности в учебно-воспитательном процессе [ 1, с. 110].

Под профессионально-педагогическим общением понимают систему приёмов и методов обеспечивающую реализацию целей и задач педагогической деятельности и организацию направленного социально - психологического взаимодействия педагога и воспитуемых, содержанием этого взаимодействия является обмен информацией, организация и регуляция взаимоотношений.

Общение - неотъемлемый элемент педагогической деятельности; вне его невозможно достижение целей обучения и воспитания.[23, с.98] А.Н. Леонтьев отмечает, что "оптимальное педагогическое общение - такое общение учителя со школьниками, которое создаёт наилучшие условия для развития мотивации учащихся и позволяет максимально использовать личностные особенности учителя." [15, с. 117 ].

Педагогическое общение является основной формой осуществления педагогического процесса. Его продуктивность определяется, прежде всего, целями и ценностями общения, которые должны быть приняты всеми субъектами педагогического процесса в качестве императива их индивидуального поведения. Основная цель педагогического общения состоит как в передаче общественного и профессионального опыта (знаний, умений, навыков) от педагога учащимся, так и в обмене личностными смыслами, связанными с изучаемыми объектами и жизнью в целом. В общении происходит становление (т.е. возникновение новых свойств и качеств) индивидуальности как учащихся, так и педагогов. Педагогическое общение создает условия для реализации потенциальных сущностных сил субъектов педагогического процесса.

Высшая ценность педагогического общения - индивидуальность педагога и учащегося. Педагогическое общение должно ориентироваться не только на достоинство человека как важнейшую ценность общения. Большое значение для продуктивного общения имеют такие этические ценности, как честность, откровенность, бескорыстие, доверие, милосердие, благодарность, забота, верность слову.

Общение составляет внутренний механизм совместной деятельности людей. Возрастание роли общения важности его изучения связано и с тем, что в современном обществе гораздо чаще в прямом общении между людьми вырабатываются решения, которые прежде принимались, как правило, отдельными людьми. По критерию цели общения выделяют функции общения которые также распространяются и на педагогическое общение:

1) Контактная, цель, которой - установление контакта как состояния обоюдной готовности к приему и передачи сообщений и к поддержанию взаимосвязи в виде постоянной взаимоориентированности.

2) Информационная, цель, которой - обмен сообщениями (прием - передача сведений в ответ на запрос), а также обмен мнениями, замыслами, решениями.

3) Побудительная, цель, которой - стимуляция активности партнера для направления его на выполнение определенных действий.

4) Координационная, цель, которой - взаимное ориентирование и согласование действий при организации деятельности совместной.

5) Функция понимания, цель которой - не только адекватное восприятие и понимание смысла сообщения, но и взаимное понимание - намерений, установок, переживаний, состояний.

6) Эмотивная, цель, которой - возбуждение в партнере нужных эмоциональных переживаний (обмен эмоциями), а также изменение с его помощью своих переживаний и состояний.

7) Функция установления отношений, цель которой - осознание и фиксация своего места в системе ролевых, статусных, деловых, межличностных и прочих связей сообщества, в которых действует индивид.

8) Функция оказания влияния, цель которой - изменение состояния, поведения личностно-смысловых образований партнера, в том числе его намерений, установок, мнений, решений, представлений, потребностей, действий, активности [12, с. 50].

Общение предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями. Общение является решающим условием становления каждого человека как личности (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, М.И. Лисина). Для нормального развития ребенка необходим постоянный контакт со взрослыми людьми, особенно с матерью. Общение оказывает существенное влияние на результаты деятельности человека. Ученые давно заметили, что степень проявления тех или иных свойств человека, особенности его поведения, эффективность деятельности во многом зависят от того, действует ли он один, в изолированных условиях, или в присутствии других людей, вместе с ними. Особенно большие изменения происходят, когда другие люди выполняют рядом такую же задачу или, когда они общаются в процессе ее выполнения[ 29, с. 150].

В ходе восприятия большую роль играют и явления стереотипизации. Знание этих механизмов позволяет выявить психологическое содержание процесса взаимопонимания, достигаемого при общении. Познание других людей в процессе межличностного общения является как результатом, так и условием общения. Познание другого человека предполагает формирование представлений о нем, которое включает характеристики его внешности, систему заключений о качествах, способностях человека, его отношение к различным сторонам действительности, к себе, к другим людям, а также говорящих об его социально-групповой принадлежности. Чем более полным и точным представлением о другом человеке мы располагаем, тем более подходящий способ поведения в общении с ним мы выберем. Основным источником формирования представления о личности другого человека являются его внешность, поведение, особенности и результаты деятельности. О большом значении для нормального общения наличия у партнеров направленности на другого человека писал В.А. Сухомлинский “Умей чувствовать рядом с собой человека, умей чувствовать его душу, его желание”. [ 26, с.218].

Еще одним фактором, который наряду с направленностью на другого человека обеспечивает способность адекватно понимать и оценивать других людей, является степень развития у человека познавательных и эмоциональных процессов. Среди познавательных процессов для эффективного межличностного общения особое значение имеют внимание, восприятие, память, мышление, воображение. Развитость эмоциональной сферы в ходе общения проверяется тем, умеет ли человек сопереживать другим людям[16, с. 45-47].

Процесс межличностного общения - весьма сложный, он включает познание самого себя и всестороннее познание другого. Общение предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями и попытками взаимного влияния. Функции общения многообразны: оно является решающим условием становления каждого человека как личности, осуществления личностных целей и удовлетворения важнейших потребностей: общение составляет внутренний механизм совместной деятельности людей и является важнейшим источником информации для человека[5, с. 18-20].

Таким образом можно сделать вывод о том, что педагогическое общение является основным средством через которое осуществляется реализация задач обучения и воспитания. Проведенный анализ позволяет говорить:

1.О педагогическом общении как форме учебного взаимодействия, сотрудничества педагога и учеников;

2.О представленности в педагогическом общении одновременно трех его сторон -- коммуникативной, интерактивной и перцептивной.

3. В педагогическом общении реализуется множество различных функций, каждая из которых имеет важное значение в профессиональной деятельности педагога.