logo
Развитие познавательной самостоятельной деятельности младших школьников по математике

2.2 Поисково-исследовательская работа младших школьников как фактор развития познавательной самостоятельности

Формирование познавательной самостоятельности, как и любого вида педагогической деятельности, происходит в определенной ситуации. Для развития качеств самостоятельности важны условия и возможность их проявления. Таким образом, главным является анализ обстоятельств, способствующих формированию познавательной самостоятельности учащихся в процессе обучения.

Одним из важных моментов в развитии познавательной самостоятельности младшего школьника является вовлечение его в исследовательскую деятельность. Учитель должен организовать учебную деятельность обучающихся таким образом, чтобы школьники выступали в роли ученых, совершали открытия новых для себя знаний, понятий, закономерностей, способов решения учебных задач.

Приведем пример практической работы с элементами исследования по математике.

Тема. Длина. Решение задач.

Цель. Изучение свойства длин сторон прямоугольника.

Задачи.

1. Вызывать интерес к учению, предмету.

2. Подвести детей к самостоятельному выявлению и формулированию свойства длин сторон прямоугольника; упражнять детей в практическом измерении и нахождении суммы длин сторон прямоугольника.

3. Формировать коммуникативные компетенции через организацию групповой и парной работы.

У детей на партах лежат 5 геометрических фигур разного цвета, формы, размера. На учительском столе объемные фигуры.

Практическая работа.

Рассмотрите фигуры. Сравните их с теми, что у меня на столе.

Что можете сказать о своих фигурах? Они плоские или объемные?

Какая фигура больше всех не похожа на другие? (круг) Почему? Отложите его в сторону.

Как одним словом назвать остальные фигуры? (многоугольники)

Какая фигура среди них может быть лишняя? (треугольник: имеет 3 угла, у остальных по 4 угла). Отложите его в сторону.

Как назвать одним словом оставшиеся фигуры? (четырехугольники)

У всех ли фигур углы одинаковые?

Как называется четырехугольник, у которого все углы прямые? (прямоугольник)

Как узнать квадрат среди прямоугольников? (У квадрата все стороны равны, одинаковые)

А все ли вы знаете про стороны прямоугольника? Дети затрудняются. Они ничего не могут сказать о сторонах прямоугольника.

Работа в парах

Вам предстоит исследовать стороны прямоугольника всеми возможными способами, выяснить их свойство и доказать, продемонстрировать его.

Вспомните свойство бумаги, которое мы использовали на уроках технологии (ее можно сгибать), как работали с листом бумаги, что с ним делали (сгибали пополам, накладывали стороны друг на друга). Общаясь друг с другом, советуйтесь, предлагайте, высказывайте свои предложения и выслушивайте товарища.

1 способ - наложением сторон друг на друга

2 способ - измерением (линейкой)

Если дети затрудняются, учитель направляет их действия, дает практические рекомендации.

Назовите результаты измерений. Большая сторона чему равна? Сколько таких сторон? А меньшая? Сколько стон с такой длиной?

Если уже знаешь свойство длин сторон прямоугольника, расскажи товарищу. - Кто знает, как называются стороны, которые находятся друг против друга и не имеют общих точек? (параллельные) А как называются стороны, которые имеют общую точку и образуют угол? (смежные).

Вывод.

Параллельные стороны совпадают, значит, они равны, и их длины равны. Смежные стороны не совпадают, значит, они неравны, и их длины различны.

Смежные стороны называются длина (мера длины больше) и ширина (мера длины меньше)

Работа с учебником

Прочитайте задание, постарайтесь его понять и выполнить.

Практическая работа детей: измеряют линейкой стороны прямоугольника.

Назовите результаты измерений. (10 см и 1 см)

Какую сторону прямоугольника называют длиной? (сторону у которой мера длины больше) А шириной? (сторону, у которой мера длины меньше)

10 см как по другому можно назвать? (1 дм) Показать модель дециметра.

Что больше: 1см или 1 дм?

Сколько достаточно выполнить измерений, чтобы найти сумму всех четырех сторон прямоугольной рамки для фотографий, вот такой например (показать рамку для фотографий)? (2 измерения: измерить одну длину и одну ширину, другие (параллельные) стороны будут иметь такие же меры длины).

Итак, практические работы активизируют самостоятельную мыслительную работу учащихся всего класса на уроке математике. Исследовательская деятельность учащихся протекает с применением проблемно-поискового метода, который способствует развитию самостоятельности мышления, исследовательских умений и творческого подхода к делу. Создание на уроке проблемной ситуации ставит младших школьников перед потребностью воспользоваться для решения учебной задачи одной или несколькими интеллектуальными операциями (анализом, синтезом, сравнением, обобщением, классификацией, аналогией и другими). Обнаруживая в учебном материале общее сходство, замечая проявление этого в других частных отношениях, ученики выстраивают содержательную абстракцию учебного предмета, что приводит к вычленению способов и приемов решения задач