Развитие нравственной позиции воспитателя дошкольного образовательного учреждения в процессе самообразования

дипломная работа

1.2 Особенности процесса самообразования воспитателя дошкольного образовательного учреждения

В настоящее время становится все более очевидным, что осуществление процессов модернизации образования с необходимостью требует актуализации личностного и профессионального потенциала педагогов. Именно концентрация сил на создании условий для понимания и принятия педагогами целей и содержания обновления образовательной сферы, включения педагога в самостоятельный, личностно значимый процесс профессионального саморазвития и самообразования становится механизмом реальных изменений в педагогической практике.

Модернизация образования невозможна без понимания педагога как активного субъекта, познающего и преобразующего себя в процессе деятельности. Вне самообразования идея личностного и профессионального развития педагога неосуществима.

Г.М. Коджаспирова под самообразованием понимает специально организованную, самостоятельную, систематическую познавательную деятельность, направленную на достижение определенных личностных или общественно значимых образовательных целей [23].

Самообразование воспитателя - это целенаправленная самостоятельная деятельность по усовершенствованию имеющихся и приобретению новых психолого-педагогических и методических знаний и их творческое использование в профессиональной деятельности.

В настоящее время достаточно хорошо изучены феноменология образования, педагогического мастерства педагога, зависимость их от возрастных, индивидуальных и других особенностей субъекта педагогической деятельности (Ю.П. Азаров, В.Ф. Гоноболин, А.А. Деркач, А.Г. Ковалев, Н.В. Кузьмина, Е.А. Климов, М.М. Кашапов, Н.Д. Левитов, Л.М. Митина, А.К. Маркова, К.К. Платонов, В.А. Сластенин, Г.С. Сухобская, И.В. Страхов, А.И. Щербаков, Е.А. Яблокова и др.).

Современный теоретико-методологический анализ данной проблемы приобретает актуальность, поскольку в педагогической действительности сегодня назрел ряд противоречий. Во-первых, важнейшей задачей педагогической деятельности является развитие детей. Но полноценно развивать и воспитывать ребенка может лишь педагог, который сам находится в процессе самообразования. На практике процесс профессионального самообразования педагога проходит стихийно, без необходимого психолого-педагогического обеспечения, поскольку педагог не владеет средствами и не может самостоятельно организовать условия профессионального образования. Во-вторых, профессиональное самообразование педагога носит самостоятельный, самодеятельный характер, является его сознательным выбором (Г.И. Аксенова, С.М. Годник, Н.В. Кузьмина, Л.М. Митина, В.А. Сластенин, Р.Х. Шакуров).

В Коммюнике встречи европейских министров, отвечающих за высшее образование (Берлин, 19 сентября 2003 г.), участники встречи подчеркнули важный вклад сферы высшего образования в процесс реализации обучения в течение всей жизни, они призвали выстраивать свою национальную политику таким образом, чтобы обеспечить достижение этой цели и подтолкнуть вузы и другие заинтересованные организации к увеличению возможностей для обучения в течение всей жизни. Они отмечали необходимость улучшения способов обучения в течение всей жизни в соответствии со стремлениями и возможностями граждан. Положения этого Коммюнике и других документов по итогам встреч участников Болонского процесса подчеркивают важность и актуальность обращения к проблеме организации обучения в течение всей жизни, разработки моделей самообразования, в том числе профессионального самообразования педагога.

По мере развития общества самообразование становится социальным явлением и процессом. Для информационного (постиндустриального) общества самообразование - это способ самоорганизации, в более широком контексте - источник социальных инноваций [2; 49; 50].

В самое ближайшее время самообразование может стать компромиссной формой учебной деятельности между радикальной (критической) педагогикой (krites, греч. - способность иметь и делать суждения) и дидактической педагогикой (точнее, андрагогикой). В этом видится один из наиболее эффективных путей включения в общественную жизнь самых различных групп российского общества, в том числе с низкими или очень низкими доходами [20; 21].

Можно выделить значительную группу исследователей, занимавшихся проблемой самообразования: А.Я. Айзенберг, А.М. Арсеньев, Б.П. Есипов, В.П. Бондаренко, А.К. Громцева, Г.С. Закиров, Н.Д. Иванова, В.С. Ильин, Г.М. Коджаспирова, М.Г. Кузьмина, Н.И. Пидкасистый, А.В. Плеханов, М.А. Прокофьев, Б.Ф. Райский, М.Н. Скаткин, В.А. Сластенин, Г.И. Щуклина и др. Авторы по-разному определяют «самообразование».

А.Я. Айзенберг рассматривает самообразование как целенаправленную систематическую познавательную деятельность, управляемую самой личностью, служащую для совершенствования ее образования», а также как «непрерывное продолжение общего и профессионального образования, благодаря которому актуализируются и расширяются знания, восполняются пробелы в духовном развитии человека» [1].

Изучая профессиональную деятельность педагога Г.М. Коджаспирова считает, что «… под самообразованием следует понимать специально организованную, самодеятельную, систематическую познавательную деятельность, направленную на достижение определенных личностно или общественно значимых образовательных целей: удовлетворение познавательных интересов, общекультурных и профессиональных запросов и повышение квалификации» [23; 24]. Мы согласны с мнением Г.М. Коджаспировой, в том, что самообразование - это система умственного и мировоззренческого самовоспитания, влекущая за собой волевое и нравственное самоусовершенствование.

Наше собственное представление о профессиональном самообразовании сформировано на основе выделения его ведущих характеристик: многокомпонентности, осознанности, целенаправленности, систематичности, самостоятельности, творческого характера, личностной и профессиональной значимости. Мы считаем, что профессиональное самообразование педагога - это самостоятельная познавательная деятельность, представленная как: творческая самореализация на основе профессионального самосознания; способ профессиональной социализации и адаптации в коллективе дошкольного образовательного учреждения; принцип профессиональной деятельности; самоорганизованное личностное и профессионально-нравственное развитие.

Цель профессионального самообразования педагога:

1. Расширение общепедагогических и психологических знаний с целью расширения и совершенствования методов обучения и воспитания.

2. Углубление знаний по разным методикам.

3. Овладение достижениями педагогической науки, передовой педагогической практики.

4. Повышение общекультурного уровня педагога.

В профессиональном самообразовании педагог ориентируется на идеальную модель профессионала, которая включает следующие компоненты (по Е.А. Климову):

- свойства человека как целого (образ мира, направленность, отношение к внешнему миру, особенности проявления креативности, интеллектуальные черты индивидуальности, эмоциональность, профессиональные ожидания, представление о своем месте в профессиональной общности);

- праксис профессионала (специфические черты, моторика, умения, навыки, действия);

- гнозис профессионала (специфические черты, прием, переработка и принятие решений, гностические умения, навыки и действия);

- информированность, знания, опыт, культура профессионала (специфические черты, ориентировка в области науки и теоретического знания, профессиональные знания о предметной области);

- психодинамика (интенсивность переживаний, быстрота их смены, нагрузки и трудности в данной профессиональной области);

- осмысление своей возрастно-половой принадлежности в связи с требованиями профессии.

Таким образом, особенности социальных функций и профессиональной деятельности педагогов обусловливают особую сложность и повышенную значимость их самообразования. В связи с этим проблема самообразования является особенно актуальной.

Основными формами профессионального самообразования педагога дошкольного учреждения являются:

- формальное образование (общее среднее, среднее профессиональное, высшее, послевузовское профессиональное образование, повышение квалификации и переподготовка специалистов и руководителей с высшим и средним профессиональным образованием в институтах, на факультетах и курсах повышения квалификации и профессиональной переподготовки);

- неформальное образование (профессионально направленное и/или общекультурное обучение на платных курсах, в народных университетах, центрах непрерывного образования взрослых, в лекториях и домах знаний, с помощью дистанционных средств) без аттестации и выдачи государственного сертификата (диплома);

- информальное образование - ненаправленное (неосознаваемое) обучение в процессе любого информационного или коммуникативного действия, а также в процессе большинства повседневных действий.

В нашей стране институализированное профессиональное самообразование воспитателей дошкольных образовательных учреждений осуществляется в рамках дополнительного профессионального образования преимущественно формально (т.е. с аттестацией и выдачей дипломов).

Формы и характер профессионального самообразования воспитателей представляют собой различные виды организованного и самостоятельного повышения квалификации и развития личности. К ним относятся: курсовая подготовка в учебных заведениях повышения квалификации; участие в работе методических комиссий, семинарах, педагогических чтениях, проводимых методическими службами; стажировка; соискательство; чтение педагогической и специальной литературы; преподавательская работа; подготовка публикаций и т.д.

Результаты профессионального самообразования выражаются в повышении профессионального потенциала и компетентности педагога, что в свою очередь проявляется в улучшении условий труда и результатах педагогической деятельности.

Эффективность работы по профессиональному самообразованию зависит от степени овладения воспитателем дошкольного образовательного учреждения умениями и навыками самостоятельной работы, приобретенными в учебном заведении. Большое значение имеет владение рациональными приемами и методами самостоятельной работы по добыванию знаний и дидактическое преобразование полученной информации.

В процессе профессионального самообразования дополняются те знания, которые воспитатели дошкольного образовательного учреждения приобретают в процессе учебной и методической деятельности в различных звеньях системы повышения квалификации. Роль профессионального самообразования педагогических работников неизменно возросла и это становится, фактически, единственной доступной формой повышения квалификации в настоящих условиях.

В профессиональном самообразовании педагога выделяются четыре вида самообразовательной деятельности: фоновое общеобразовательное самообразование, фоновое педагогическое самообразование, перспективное профессиональное самообразование и актуальное педагогическое самообразование.

Фоновое общеобразовательное самообразование - самостоятельная познавательная деятельность, которая становится частью жизни педагога, не требует специальной организации и планирования: чтение литературы и периодических изданий, посещение театров, музеев, выставок; участие в экскурсиях, во всевозможных курсах. Фоновое педагогическое самообразования - просмотр и чтение педагогической периодики и новых книг по педагогики, психологии, создание личной библиотеки, накопление и классификация различных материалов для использования в работе.

Перспективное профессиональное самообразование - работа педагога над определенной психолого-педагогической или методической проблемой, рассчитана на достаточно длительный срок, выявленная им в результате самоанализа своей педагогической деятельности как проблема. Актуальное педагогическое самообразование - работа над отдельными, наиболее существенными затруднениями в педагогической деятельности.

Каждый содержательный компонент профессионального самообразования педагога может находиться на различных уровнях сформированности, в результате вся самообразовательная деятельность выступает как многоуровневое образование.

В.В. Маркова отмечает, что целостное профессионально-нравственное саморазвитие характеризуется профессионально-нравственным сознанием, принятием себя как профессионала, реализующего свой нравственный потенциал; саморазвитием нравственных и профессиональных способностей, самопроектированием, построением собственной модели нравственно-профессионального роста, определением путей ее реализации [28].

Руководителю, психологу и старшему воспитателю дошкольного образовательного учреждения необходимо организовывать работу с целью формирования потребности в профессиональном самообразовании у каждого педагога. Профессиональное самообразование - это первая ступенька к совершенствованию профессионального мастерства. В методическом кабинете для этого создаются необходимые условия: постоянно обновляется и пополняется библиотечный фонд справочной и методической литературой, опытами работы педагогов. Методические журналы не просто изучаются и систематизируются по годам, а используются для составления тематических каталогов, помогают педагогу, выбравшему тему самообразования, познакомиться с разными взглядами ученых и практиков на проблему. Библиотечный каталог - это перечень книг, имеющихся в библиотеке и расположенных в определенной системе. На каждую книгу заводится специальная карточка, в которую записываются фамилия автора, его инициалы, название книги, год и место издания. На обратной стороне можно составлять краткую аннотацию или перечисление основных вопросов, раскрываемых в книге. В тематические картотеки включаются книги, журнальные статьи, отдельные главы книг. Старший воспитатель составляет каталоги, рекомендации в помощь занимающемуся педагогу самообразованием, изучает влияние самообразования на изменения в учебно-воспитательном процессе.

Важно, чтобы организация самообразования воспитателей не свелась к формальному ведению дополнительной отчетной документации (планы, выписки, конспекты). Это добровольное желание педагога. В методическом кабинете фиксируются лишь тема, над которой работает педагог, и форма и срок отчета. При этом форма отчета может быть следующей: выступление на педагогическом совете или проведение методической работы с коллегами (консультация, семинарское занятие и т.д.). Это может быть показ работы с детьми, в котором воспитатель использует полученные знания в ходе самообразования.

Подводя итог сказанному, подчеркнем, что формы развития потребности в профессиональном самообразования многообразны:

- работа в библиотеках с периодическими изданиями, монографиями, каталогами;

- участие в работе научно-практических и тематических семинаров, конференций, тренингов;

- получение консультаций специалистов, практических центров, кафедр психологии и педагогики высших учебных заведений;

- работа с банком диагностических и коррекционно-развивающих программ в районных методических центрах и др.

Таким образом, мы считаем, что профессиональное самообразование воспитателя дошкольного образовательного учреждения - это многокомпонентная личностно и профессионально значимая самостоятельная познавательная деятельность, включающая в себя общеобразовательное, предметное, психолого-педагогическое и методическое самообразование.

Считаясь высшей формой удовлетворения познавательной потребности личности воспитателя, профессиональное самообразование связано с проявлением значительных волевых усилий, высокой степенью сознательности и организованности человека, принятием на себя внутренней ответственности за свое самосовершенствование.

Делись добром ;)