Развитие навыков самостоятельной деятельности младших школьников на уроке математики

дипломная работа

2.2 Анализ результатов констатирующего эксперимента

В соответствии с результатами констатирующего этапа опытно-экспериментальной работы и оснований выдвинутой гипотезы, был организован и проведен формирующий этап.

Целью формирующего этапа опытно-экспериментальной работы является апробация выделенных форм и организация экспериментального обучения, которая формируется в процессе обучения детей математике в начальных классах общеобразовательной школы на математических занятиях. Также стоит учитывать, что данный формирующий этап должен быть ориентирован в первую очередь на развитие познавательной активности и усвоение знаний в области изучения математики детьми с психическими отклонениями и нарушениями.

В процессе проведения формирующего этапа опытно-экспериментальной работы, были организованы следующие исследовательские мероприятия:

- рассмотрение анкетирования беседы с педагогами по вопросам развития познавательной активности и обучения математике детей с отклонениями в развитии;

- исследование в области предметных предпочтений детей с отклонениями;

- рассмотрение специфики педагогической работы проводимой в школе для того чтобы повысить уровень интереса детей с отклонениями в развитии в процессе математической работы.

- выявление причин отсутствия интереса к предмету математики во математических занятиях.

-выявление трудностей, с которыми сталкивается педагог при работе с учащимися с отклонениями в развитии

В результате исследований, проводимых с целью анализа познавательной активности у учащихся общеобразовательной школе, мы получили следующие данные: в группе 0% детей с высоким уровнем развития познавательной деятельности, 28% детей со средним уровнем, 42% детей с низким уровнем, 28% - с очень низким уровнем.

Результаты проведенных исследований можно отобразить в виде следующей гистограммы:

Рис.1. Уровни развития познавательной деятельности у учащихся общеобразовательной ) школы .

В соответствии с данными результатами, можно сказать, что в группе преобладают дети с низким уровнем развития познавательной активности. Следовательно, необходима специальная организационная деятельность, направленная на активизацию познавательной деятельности учащихся школы .

В результате проведенного исследования выявляются следующие проблемы:

Для овладения самыми элементарными математическими понятиями учащимися общеобразовательной школе, им требуется достичь высокого уровня развития процессов логического мышления, к которым относится анализ, синтез, обобщение и сравнение.

Основные методы психолого - педагогической диагностики:

На различных этапах психолого-педагогической диагностики необходимо использовать различные методы изучения произвольной деятельности и личностных особенностей ребёнка:

* беседа, наблюдение;

* обучающий эксперимент;

* изучение документации;

* изучение письменных работ детей.

Выбор методов психолого-педагогической диагностики зависит от целей каждого этапа обследования и от индивидуальных особенностей ребёнка (контактность, трудности адаптации в новых условиях, тревожность, сензитивность, негативизм и т.д.)

Система психолого-педагогической диагностики детей включает в себя задания, построенные на не учебном и учебном материале. Опираясь на интересные и привычные для детей виды деятельности (предметно-практическую, художественную), имеющие в большинстве случаев игровой характер и в то же время каждый раз ставящие перед ребёнком усложняющие задачи, учитель получает достаточно полную характеристику готовности к обучению учащихся в среднем звене.

Исследование состояния школьных навыков позволяет изучить ребёнка в процессе деятельности. Наблюдая работу ребёнка над тем или иным заданием, составляется мнение не только о состоянии его навыков, но и способности воспринимать помощь, действовать в аналогичной ситуации, об отношении ребенка к результатам своей деятельности. В процессе выполнения заданий учебного характера можно увидеть трудности, мешающие ребёнку учиться, степень дисциплинированности ученика, отношение его к заданию [16,с. 135].

Таким образом, диагностика позволяет выявить особенности ребенка в отношении педагогически значимых функций, успешности обучения и определить содержание индивидуальной работы с каждым, для улучшения эффективности процесса обучения.

В рамках диагностического психолого-педагогического обследования необходимо проводить обучающий эксперимент, позволяющий определить этап в возникновении трудностей, степень и характер необходимой помощи, выявить компенсаторные возможности и наметить пути коррекции. При отборе учебного материала для проведения обучающего эксперимента необходимо выявить уровень знаний.

Для определения этапа, на котором возникают трудности, важна умелая организация и внимательное изучение деятельности учащегося на всех этапах усвоения знаний: восприятия, осмысления, запоминания, воспроизведения, переноса знаний в новые условия. При выборе методов и приёмов обучения необходимо начать с использования словесно-логических, предоставляя ребёнку возможность максимально проявить свои интеллектуальные способности. Если использование этих методов неэффективно, то необходимо предоставить наглядно-образную помощь в виде схем, кратких записей, условных рисунков, таблиц и т.д. Если такая помощь не приводит к желаемому результату, то используются наглядно-действенные методы, включающие действия с конкретными рисунками и предметами.

Исследования, проведенные В.А. Куртецким, показали, что для овладения математикой, необходима способность к формализованному восприятию математического материала, заключающаяся в схватывании формальной структуры задачи. Также для этого необходимы способности к широкому и быстрому обобщению математических объектов, действий и отношений, гибкости мыслительных процессов, способности мыслить свернутыми структурами, математической памяти и быстрой перестройки направленности мыслительных процессов.

Все эти особенности необходимы для усвоения математических законов и принципов, а также для способностей логического восприятия поставленных задач и методик их решения. Исходя из этого, стоит заметить, что у детей, обучающихся в школе, все эти функциональные способности очень сильно ограничены.

Успех в области изучения математики у детей ЧС нарушением интеллекта зависит от 2х позиций: от учета потенциальных возможностей учащегося; от учета трудностей и особенностей овладения математическими знаниями.

От особенностей психофизического развития учащегося зависят трудности и потенциальные возможности каждого ученика, поскольку состав учащихся общеобразовательной школе чрезвычайно разнороден.

Внеклассная работа по предмету изучения математики расширяет кругозор, развивает интеллект, творческие способности, память и способствует углублению знаний.

В соответствии с проведенными исследованиями и наблюдениями было выявлено то, что многие из учащихся охотно принимают участие в проведении игровых занятий и вечеров на математической работе. Следовательно, перед педагогами стоит в первую очередь стоит задача правильной организации математических занятий, в основу которой обязательно должны входить математические и тематические игры для учащихся.

Доминирующей основой целей математической работы является развитие интересов к предмету у учащихся, а также накопление определенного запаса математических фактов и сведений, умений и навыков, дополняющих и углубляющих знания, приобретаемые в основном курсе математики.

Формы проведения математических занятий должны формировать познавательные навыки и способствовать развитию логического мышления и восприятия, но учитывая специфичность и проблемы контингента учащихся общеобразовательной школе, организационная форма математических занятий, должна быть, основана в первую очередь на игровой мотивации [2,с. 46].

Внеклассные занятия должны включать вечера, кружковые занятия, олимпиады, викторины, игры и факультативы.

Проблемой проведения регулярных занятий по данным формам, является то, что они доступны далеко не всем детям, а учитывая специфику работы коррекционных школ, количество учащихся просто не позволяет по существующим нормам наполняемости вести учителю либо кружок, либо факультатив. Внеклассные занятия должны быть интересны всем детям и именно поэтому они должны нести в своей основе ощущение игры и праздника, а не строго ориентированного приобретения знаний, поскольку самым главным моментом для ученика, является чувство собственной значимости. Пользой от осуществления данного рода деятельности, является с одной стороны достижения повышения уровня познавательной активности и развитие стремлений к приобретению знаний у учащихся, а с другой то, что данные стремления осуществляются при позитивных эмоциях, ощущении праздника и духа состязательности.

Укрепление познавательных навыков в области изучения предмета математики, для учащихся общеобразовательной школы должно в первую очередь базироваться на игровой основе, поскольку предмет математики является точной наукой и является увлекательным далеко не для всех учащихся.

Вопрос о расстановке приоритетов в области изучения данной дисциплины, является достаточно актуальным и отображает личностные склонности учащихся к приобретению необходимых навыков в сфере образования. В основном, то, что является интересным для одних учащихся, может не представлять никакого интереса для других и прямой задачей педагога при работе с поиском решения данной проблемы, является необходимость преподнести познавательную информацию в наиболее увлекательной форме, поскольку в данном случае он работает с психически неполноценными учениками.

Согласно проведенным исследованиям, особое место в организации математических занятий по математике, занимает предметная неделя, которая является комплексной формой работы по предмету математики и своеобразным парадом детского творчества и фантазии, а также подводит итоги осуществления предметной работы. Предметная неделя по математике, дает возможность проявить себя для каждого из учащихся, вне зависимости от возраста и степени развитости познавательных навыков.

Делись добром ;)