Влияние средств массовой информации на развитие агрессивности школьников

курсовая работа

§ 2. Основные причины возникновения агрессии.

При выборе подходящих детерминант асоциального агрессивного поведения возможны два подхода. При первом подходе одновременно исследуются все возможные пере-менные: органические, социальные, психологические и культурные. Альтернативой этому является подход, при ко-тором можно попытаться контролировать максимально воз-можное количество факторов для того, чтобы сконцентри-ровать внимание на изучении одного класса переменных. Контроль социальных факторов был эффективен в ряде ис-следований, в русле которых проводились сравнения агрессивной и неагрессивной групп индивидов, социальный уровень которых был близок. Такой подход был использо-ван Глюком, который одновременно прово-дил сопоставление групп по таким переменным, как воз-раст и общий уровень интеллекта.

В настоящем исследовании был использован подобный подход, за исключением того факта, что контроль был осу-ществлен не только путем сопоставления, но также таким выбором испытуемых, при котором возможное влияние ряда определенных органических и социальных факторов с са-мого начала снижалось или устранялось. Вместо того чтобы задаваться вопросом, как это делалось в предыдущих иссле-дованиях, почему некоторые подростки стали агрессивными, в то время как другие, живущие по соседству, ими не стали, мы решили задаться вопросом, почему поведение некоторых подростков, которые, на первый взгляд, не подвергались воздействию неблагоприятных социальных и органичес-ких факторов, является асоциальным. В ранее проведенных ис-следованиях утверждалось, что ответ может быть найден в детско-родительских отношениях. Без сомнения, такие орга-нические факторы, как наследственные дефекты, физичес-кие недостатки или такие социальные факторы, как низ-кий уровень жизни, неудовлетворительные условия для отдыха и неблагоприятное окружение могут со своей сторо-ны повлиять на развитие асоциальной ориентации. Но все больше появляется свидетельств того, что во многих случа-ях такие факторы сами по себе не являются причиной. Они имеют значение в том смысле, что могут создавать условия, при которых психологические факторы, способствующие развитию агрессивного поведения, могут разворачиваться более активно.

Для социологов часто характерен такой подход к про-блеме агрессии, при котором делается акцент на важности социальной среды как причинного фактора. На-пример, Шоу и Мак-Кэй получи-ли свидетельства того, что уровень агрессии самым высоким был в неблагополучных районах, граничащих с центральными деловыми и промышленными районами круп-ных американских городов, причем уровень этот постепен-но снижался по направлению к районам, расположенным между неблагополучными районами и дальними пригоро-дами. Для зон с высокой агрессией специфична со-циальная дезорганизация, которая характеризуется не только физической деградацией, бедностью и экономической за-висимостью, но также отсутствием устойчивых местных стан-дартов поведения. Население этих районов в значительной степени состоит из рожденных за пределами Америки и афроамериканцев и отличается высокой мобильностью.

Совершенно очевидно, что условия, описанные Шоу и Мак-Кэй, способствуют асоциальному поведению. Бед-ность и тяжелые жилищные условия, по всей видимости, вызывают фрустрацию Фрустрацию можно определить как сочетание условий, которые препятствуют или отдаляют наступление результата в цепи "цель-реакция". и недовольство, воспитывают враж-дебное отношение к обществу. В местах, где конфликтуют культурные стандарты, и быстро меняется население, роди-телям, даже если они сами законопослушные граждане, трудно передать детям свои стандарты поведения.

При таких обстоятельствах родителям трудно контро-лировать поведение своих детей, хотя большинство и пыта-ется это сделать. У родителей, лишенных поддержки сосе-дей, связаны руки. В устойчивых сообществах каждая семья и дети на виду. Нужно поддерживать репутацию и поэтому поведение членов сообщества определяется соседями и зна-комыми в не меньшей степени, чем членами семьи. Именно такие стандарты поведения отсутствуют в неорганизован-ных сообществах.

Более того, такие районы в изобилии предоставляют подрастающему мальчику примеры агрессивного асоциаль-ного поведения; во многих семьях сам отец может служить таким примером. В семьях, где старшее поколение родом из других стран, между родителями и детьми могут возникать отчуждение и непонимание вследствие того, что дети отвергают традиции и привычки, "привезенные" родителями со своей родины.

Социологический подход, однако, не объясняет, по-чему все-таки меньшая часть детей, живущих в неблагопо-лучных районах, имеет приводы в полицию или почему один ребенок в семье склонен к агрессии, а его братья или сестры -- нет. Такой подход также не может объяснить и случаи агрессивного поведения среди детей, живущих в более благополучных и стабильных райо-нах. Не приходится сомневаться, что, как отмечают Хили и Броннер Бандура А., Уолтерс Р. «Подростковая агрессия», М., 2000г. - с. 13, до некоторой степени это можно объяснить психическим развитием ребенка.

Не всякая агрессия обусловлена дефектами в воспита-нии. Она возникает по множеству причин и может проявляться в самых разнообразных действиях. Некоторые исследователи Л. Берковиц, К. Бютнер, Ф. С. Махов и др. пола-гают, что растущая в нашем обществе готовность прибегать к агрес-сии, скорее всего, связана с увеличивающимся числом людей, считаю-щих себя вправе мстить тем, кто, по их мнению, поступил с ними несправедливо. Гневные реакции выражаются как в грубости и сло-весных оскорблениях, так и в росте количества преступлений, свя-занных с насилием, и массовых убийств. Другие авторы Р. Бэрон, Д. Ричардсон, А. Бандура, Джеллес и т. д.часть вины за широкое распространение агрессии относят на счет переизбытка сцен насилия, демонстрируемых с кино- и телеэкранов. Действи-тельно, на зрителей с неиссякаемым изобилием буквально вы-плескиваются потоки сцен, связанных с драками и убийствами. Со-гласно статистическим данным, средний американец к восемнадцати годам уже имеет возможность только по телевизору наблюдать 32 тысячи убийств и 40 тысяч попыток убийства. Было подсчитано, что в середине 80-х годов больше половины главных персонажей те-лефильмов подвергались угрозе физического насилия в среднем от пяти до шести раз в течение часа. «Трудный подросток: почему у него появляются криминальные установки»//Народное образование. - 2004г. - №4. - с. 242-250. Может ли все это не повлиять на телезрителя?

Некоторые критики Л. Берковиц, Ф. С. Махов доказывают, что телевидение рисует нереалистическую картину американского общества. Преступления на телеэкранах значительно более жестоки и агрессивны, чем в реаль-ном мире, и у телезрителя может сформироваться представление о жизни в современном обществе как о более опасной и брутальной по сравнению с действительностью. Если некоторые люди заимству-ют с телеэкранов такое ложное представление о жизни, не повлияет ли это на то, как они будут обращаться с другими людьми? Телеви-дение представляет опасность не только в этом плане. Что можно сказать о бедности и возрастающей разнице между уровнями жизни богатых и бедных? Несомненно, есть немало людей, которых возму-щает, что они не имеют возможности радоваться тем вещам, которые другие имеют, никак этого не заслужив.

Влияние социальных факторов и факторов обучения может быть снижено или интенсифицировано в случае ум-ственной отсталости. Умственно отсталые дети не всегда спо-собны полностью усваивать ограничения и, по всей видимости, в меньшей мере могут предвидеть послед-ствия своих поступков, чем дети со средним интеллектом. И, вероятно, на них в большей мере оказывают влияние сверстники, склонные к асоциальным поступкам. Кроме того, такой ребенок может чувствовать к себе особое отношение, особенно в случае, если другие члены семьи более развиты. Иногда, однако, умственная отсталость сопровождается церебральными расстройствами, которые могут нарушать работу механизма сдерживания, действующего в обычных условиях под влиянием социального опыта.

Так как социальные и интеллектуальные факторы могут влиять на развитие асоциальной агрессии, они требуют контроля для того, чтобы оценить роль научения детей как переменной в процессе этого развития.

В теории асоциальной агрессии, изложенной в работе, предполагается, что такая форма поведения, прежде всего, вызвана разрушением зависимости ребенка от родителей. Бандура А., Уолтерс Р. «Подростковая агрессия», М., 2000г. - с. 38 В первую очередь фрустрация детской потребнос-ти в зависимости, происходящая вследствие недостатка или отсутствия нежной заботы и привязанности со стороны од-ного либо обоих родителей, приводит к постоянно возни-кающему у ребенка чувству враждебности и агрессии. Это разрушение зависимости имеет важное значение и для процесса социализации. Хотя в какой-то степени социали-зация происходит напрямую при воспитании, большую часть ценностей и норм, которые, в конечном счете, управляют поведением, ребенок усваивает, подражая значимым для него взрослым. Если у ребенка нет тесной зависимости от своих родителей, у него будет немного и возможностей, и желания подражать им и воспринимать их нормы поведе-ния. При отсутствии такого внутреннего контроля детская агрессия, скорее всего, будет проявляться сразу, пря-мо и социально неадекватным образом. Таким образом, от-ношения при отсутствии зависимости могут не только быть источником агрессивных чувств, но также могут ограни-чить способность ребенка адекватно контролировать такие чувства, коль скоро они появились.

Хотя в детстве и имеет место положительный перенос зависимости, во многих важных вопросах большинство под-ростков обычно остаются зависимыми от родителей, обра-щаясь к ним за советом, помощью и моральной поддерж-кой. Если подросток сохраняет зависимость в отношениях с родителями и другими взрослыми, к которым он всегда мо-жет обратиться в случае нужды, он с большей увереннос-тью может проявить инициативу в делах, в которых у него нет опыта и, таким образом, обретает большую уверенность к себе и самостоятельность. С другой стороны, если он не может рассчитывать на поддержку, это может помешать ему установить зависимые отношения даже со сверстниками.

У подростков с асоциальной агрессивностью часто от-мечается неспособность к формированию и поддержанию устойчивых эмоциональных отношений со сверстниками. Они склонны к эмоциональной замкнутости или безразличию. Более того, они зачастую проявляют сопротивление при попытке установить с ними близкие отношения с зависи-мостью. Отсутствие сопряженных с поведением эмоций и зависимости может корениться в неудачной попытке уста-новления с окружающими эмоциональных отношений или привести к затормаживанию в формировании зависимого поведения вследствие возникновения чувства тревоги, ко-торое появляется в подобной ситуации.

Если ребенок воспитывается в атмосфере любви, это существенно влияет на формирование у него зависимого поведения. Если мать с пониманием относится к нуждам ребенка, всегда внимательна и проводит с ним много вре-мени, у него легче формируется зависимое поведение. Это было установлено Леви, который обнаружил, что матери сверхзависимых детей терпимы и "сверхзабот-ливы". Бандура А., Уолтерс Р. «Подростковая агрессия», М., 2000г. - с. 41 Однако в таких случаях зависимость не только поощ-ряется, но и на ней акцентируется внимание активным неприятием матери попыток ребенка обрести хоть какую-то самостоятельность.

Ввиду слабости ребенка и его неспособности позабо-титься о себе он нуждается хотя бы в минимуме родительс-кой заботы. Поэтому почти у всех детей до некоторой степе-ни развивается мотивация зависимости. Но, если с младенческих лет на ребенка не обращают внимания, если вокруг него отсутствует атмосфера любви и заботы, его стремление к зависимости развивается слабо.

Другой фактор, который может повлиять на уровень, на котором ребенок проявляет зависимое поведение, это степень фрустрации или наказания, которому он подверга-ется за проявление зависимых отношений. Коль скоро мо-тивация зависимости возникла, любое неприятие или иг-норирование ребенка, видимо, будет увеличивать его потребность в зависимости и мотивировать его попытки по-лучить вознаграждение за проявления зависимости. Бандура установил, что некоторые лишенные родительской заботы дети проявляли непрерывную тягу к близости и чрезвычайно высокую потребность во внимании и заботе, в то время как другие были апатичны и не прояв-ляли зависимого поведения. Бандура А., Уолтерс Р. «Подростковая агрессия», М., 2000г. - с. 42 Эти на первый взгляд противо-речивые факты можно было бы легко объяснить, если бы были свидетельства того, что лишенные родительской за-боты дети, для которых было в значительной мере харак-терно зависимое поведение, изначально получали больше заботы, чем апатичные дети. Можно предположить, что это начальное воспитание создало мотивацию зависимости, а последующая утрата постоянного эмоционального контак-та в детском учреждении интенсифицировала у этих детей потребность в зависимости и, таким образом, усилила их стремление получить вознаграждение от зависимости. Ко-нечно, если бы их усилия оставались без вознаграждения, зависимое поведение несомненно бы угасло. Таким образом, для того, чтобы объяснить результаты по детям из дет-ских учреждений, нужно знать, воспитывались ли они ро-дителями, особенно в первые месяцы жизни, а также в какой мере усилия получить вознаграждение от зависимости, ос-тавались без вознаграждения или наказывались.

В то время как фрустрация и наказание за проявление зависимого поведения могут интенсифицировать, хотя и вре-менно, попытки ребенка получить вознаграждение за зави-симое поведение, они также могут вызвать состояние тре-воги по поводу зависимости и, таким образом, в этом плане конфликтную ситуацию. Степень проявления у ребенка на данный момент времени зависимого поведения является, следовательно, функцией как силы мотивации зависимости и привычек, так и уровня тревожности по поводу зави-симости. Действительно, при условии строгого наказания тревожность может быть так сильна, что будет в состоянии затормозить почти все открытые проявления зависимости.

Таким образом, хотя в детстве и имеет место положительный перенос зависимости, во многих важных вопросах большинство под-ростков обычно остаются зависимыми от родителей, обра-щаясь к ним за советом, помощью и моральной поддерж-кой. Если подросток сохраняет зависимость в отношениях с родителями и другими взрослыми, к которым он всегда мо-жет обратиться в случае нужды, он с большей увереннос-тью может проявить инициативу в делах, в которых у него нет опыта и, таким образом, обретает большую уверенность к себе и самостоятельность. С другой стороны, если он не может рассчитывать на поддержку, это может помешать ему установить зависимые отношения даже со сверстниками.

Делись добром ;)