Развитие воображения у старших дошкольников посредством природного материала на занятиях кружка "Природа и фантазия"

дипломная работа

1.3 Педагогические условия развития воображения на занятиях кружка "Природа и фантазия"

Существенно следующее обстоятельство: в дошкольном возрасте большую роль в развитии воображения имеют художественная деятельность, конструирование, элементы труда и учения, которые реализуются средствами художественного, умственного и нравственного воспитания детей. Правда, эти средства первоначально имеют игровую форму, но вместе с тем они обладают своими особыми целями. Они взаимосвязаны и направлены на выполнение детьми различных действий, которые принято называть творческими (например, работа с природным материалом, лепка, танцы, конструирование из бумаги и т.д.) [61, 150].

Безусловно, художественная деятельность предоставляет для этого большие возможности. Дошкольный возраст сенситивен для развития воображения, и поэтому взаимодействующий с ребёнком взрослый должен создать все условия для того, чтобы ребёнок мог вести поисковую, исследовательскую деятельность, решать любые вопросы по-своему. Взрослый не должен спешить давать ребёнку ответы на поставленные вопросы. Педагог должен сделать естественный процесс жизни и деятельности детей творческим, ставить детей в ситуации не только художественного, но и познавательного, нравственного творчества. А специальная работа на занятиях, в играх и т.п., нацеленная на развитие воображения, должна ограниченно войти в жизнь ребёнка.

Большой интерес вызывают работы О.М. Дьяченко. Глубокое изучение ею закономерностей развития воображения у детей позволило ей создать специальную программу целенаправленного развития этой способности у детей 3-7 лет. [25; 20]. Исследование, безусловно, даёт основу для становления "педагогики воображения" - решения проблем развития творчества в широком плане. В то же время оно позволяет глубже понять возможности творческого развития детей в конкретных видах деятельности, в частности в художественно - творческой деятельности при работе с природным материалом, и строить процесс обучения и развития детей в её условиях более целенаправленно и эффективно.

Первое педагогическое условие развития воображения у детей старшего дошкольного возраста мы видим в создании кружковой работы. Так как, именно обучение - организованный взрослым процесс передачи и активного присвоения ребёнком мотивов, способов действия, знаний, умений и навыков. А обучение, как известно, главным образом происходит на занятиях.

Делись добром ;)