Развитие воображения у дошкольников на занятиях по психологии

курсовая работа

1.2 МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ПСИХОЛОГИИ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ.

Детский практический психолог, работая в образовательном учреждении, имеет дело с детьми разного возраста. На его глазах они переходят с одной возрастной категории в другую. Помочь этому переходу - одна из сложнейших задач психолога. Именно полноценное проживание ребенком каждого возрастного периода подготовит его к переходу на следующую возрастную ступень, позволит сформироваться необходимым для этого психологическим новообразованиям. [6, с.110]

На всех возрастных этапах основным положением является ориентация содержания психологического образования, его форм и методов на социальную ситуацию развития, ведущую деятельность, личностную сферу детей. [7]

Дошкольный возраст (с 3 до 7 лет) приносит ребенку новые потенциальные достижения. Это период овладения социальным пространством человеческих отношений через общение со взрослыми и сверстниками, а также через игры, в которые ребенок играет со своими сверстниками.

Основные задачи психолога, работающего с детьми дошкольного возраста, связаны с психическим сопровождением естественного развития ребенка, которое включает развитие основ произвольности психических процессов у детей и тренировку психических процессов и функций. [6, с.111]

Содержание психологического образования детей дошкольного возраста строится с учетом нескольких условий. Рассмотрим эти условия:

1 учет возрастных психологических особенностей детей и использование понятного для них языка;

2 знакомство детей с основными нравственными понятиями (например: о Добре и Зле, о Дружбе, Честности и т.д.);

3 усвоение детьми базовых психологических понятий (познавательные психические процессы - «Как мы видим, слышим, трогаем?», эмоциональные состояния - «Почему мы грустим?», личность - «Моя визитка»);

4 формирование у детей умения описывать словами эмоциональные состояния, уметь слушать других, говорить приятное детям, радовать близких, доводить начатое дело до конца, помогать товарищу, наблюдать за природой, стремиться стать лучше в понимании ребенка.

В воспитании и развитии ребенка дошкольного возраста важное значение имеют все факторы воздействия на ребенка, а именно, как семейное воспитание, так и воспитание в условиях дошкольного учреждения.

Следует помнить, что психологическое влияние на развитие детей не заключается только в воздействии на построение внутренней личностной структуры. Важно отметить и значимость влияния психолога на развитие всех характеристик человека, в том числе и физических, так как все действия (бездействия) человека напрямую зависят от его психических характеристик, от состояния психики личности на данный момент. Исходя из этого, можно отметить и важную роль, оказываемую именно психологом, на развитие качеств человека.

Педагогам необходимо грамотно и пропорционально распределять не только физические, но и психические нагрузки на растущий организм дошкольника. В этом случае особую роль приобретает наличие в дошкольном учреждении детского психолога, который и будет направлять и формировать работу с детьми именно в соответствии с развитостью психических характеристик и ориентиров дошкольников. Детскому психологу необходимо соотносить свои действия с основными направлениями психофизического развития ребёнка. Прежде всего, это особенности развития внимания у дошкольников. [7] Внимание - это познавательный процесс, заключающийся в преимущественной устремленности сознания человека на определенный объект или явление, в результате чего они отражаются полнее. [5, с.51] По данным психологических явлений, максимальная длительность игры у ребенка, которому 1,5 года составляет 14 минут, а к 6 годам она возрастает до полутора часов. В тоже время установлено, что дети 6 лет способны активно и продуктивно заниматься одним и тем же делом не более 10-15 минут. В 3 года ребенок за 10 минут игры отвлекается примерно 4 раза, а уже в 6 лет - всего лишь 1 раз. Также установлено, что устойчивость внимания у сдержанных, уравновешенных детей в 1,5 - 2 раза выше, чем у легко возбудимых.

У детей старшего дошкольного возраста (5 - 7 лет) следует развивать способность как можно больше удерживать внимание на одном и том же объекте, а также быстро переключать внимание с одного объекта на другой. А также, для того, что бы дошкольник был более внимательным, психологу нужно научить его подчинять свое внимание сознательно поставленной цели и видеть в предметах малозаметные, но очень существенные свойства. У ребенка 5 лет устойчивость и концентрация внимания еще очень низкая, но уже к 6 - 7 годам она значительно увеличивается. Устойчивость внимания существенно повышается, если ребенок активно взаимодействует с объектом, например, хорошо рассматривает его и изучает, а не просто смотрит. Поэтому детям нужно дать возможность как можно больше пользоваться предлагаемыми на занятии материалами. [7]

Воображение - это универсальная человеческая способность к построению новых целостных образов действительности путем переработки содержания сложившегося опыта, способ овладения человеком сферой возможного будущего. [5, с. 76] Главной особенностью воображения является то, что оно позволяет принимать решение и находить выход даже при отсутствии знаний, которые в таких случаях необходимы мышлению. Говоря другими словами, воображение помогает «перепрыгнуть» через какие то этапы мышления и представить себе конечный результат. Поэтому, воображение является одним из направлений работы на занятиях по психологии.

Наблюдательность - один из важных компонентов интеллекта человека. У наблюдательности есть две, очень важные особенности: - она проявляется в результате внутренней умственной активности, когда человек старается познать, изучить объект по собственной инициативе, а не по указанию; - наблюдательность тесно связана с памятью и мышлением. Для того, что бы замечать в объектах малозаметные, но существенные вещи нужно необходимо многое помнить об аналогичных объектах, а также уметь сравнивать и выделять их общие и отличительные признаки. Дошкольники уже многое замечают, и это помогает им познавать окружающий мир, но более высокому уровню наблюдательности нужно еще учиться и учиться. Наблюдательность нужно развивать в тесной связи с памятью и мышлением. Тренировка наблюдательности актуальна при занятиях с детьми физической культурой, так как большинство образов, приводимых педагогом на занятиях для развития интереса у детей, требует как раз активного включения наблюдательности.

Развитие мышления также является задачей, которая решается на занятиях по психологии. Мышление - это процесс познания человеком действительности с помощью мыслительных процессов ( анализа, синтеза, суждений и т.д.). Существует 3 вида мышления:

1 наглядно-действенное (познание с помощью манипулирования (например: игрушками) - интенсивно развивается с 3 - 4 лет. Ребенок постигает свойства предметов, учится оперировать ими, устанавливает отношения между предметами и решает самые разные практические задачи.

2 наглядно-образное (познание с помощью представлений предметов, явлений) - это более сложная форма мышления и развивается она на основании наглядно-действенного мышления.

3 словесно-логическое (познание с помощью понятий, слов, рассуждений) - развивается к 6 - 7 годам и связано с использованием и преобразованием понятий.

Роль памяти в развитии дошкольника имеет важное значение. С ее помощью ребенок усваивает знания об окружающем мире и о самом себе, овладевает нормами поведения, приобретает различные умения и навыки. В зависимости от цели деятельности память делят на произвольную и непроизвольную. Непроизвольная память - это запоминание и воспроизведение, в котором отсутствует специальная цель что-то запомнить или припомнить. Детям дошкольного возраста в основном свойственна имена эта разновидность памяти. Ребенок не ставит перед собой задачу что-либо запомнить. Произвольная память - это мнемическая деятельность, специально направленная на запоминание какого-нибудь материала, предполагающая самостоятельную постановку цели запомнить и вспомнить этот материал.

Таким образом, анализ направлений развития факторов влияния на особенности восприятия дошкольником окружающего мира подтверждает значимость работы дошкольного психолога по организации и совершенствованию у детей вышеуказанных сторон развития восприятия. Памяти, мышления, эмоциональной сферы, тем самым знакомя старших дошкольников с удивительным миром психологии. Включение детей в различные игры поможет сформировать у дошкольников необходимые и доступные им на данном этапе развития навыки, дать детям возможность познать свои сильные стороны и научиться опираться на них в процессе учебных занятий, а также, предоставить детям возможность познать слабые стороны своей познавательной деятельности и дать представления о способах их развития, или приспособления к ним. Такие условия создаются за счет достаточно длительной целенаправленной групповой работы в форме психологических уроков, развивающих занятий. Психолог часто использует рисунки детей для диагностики и коррекционной работы с ними. Изучение рисунков позволяет лучше понять интересы детей, особенности их темперамента, переживаний и внутреннего мира. [7]

Занятия с детьми должны строиться, в большей степени, в игровой форме, так как игра - это основной вид деятельности детей дошкольного возраста.

В игре формируются универсальные генетические предпосылки учебной деятельности, такие, как функция обобщения, воображение и фантазия, идеальный план действия, умение соотносить свои действия с образцом, умение подчиняться правилу и т.д. Игра способствует произвольному и волевому развитию ребенка, а именно:

- в игре внимание (ориентировка) ребенка направлено не на результат действия, а на его процесс и связанные с ним способы его осуществления;

- в ролевой игре в коллективе детей рождается произвольное поведение, позволяющее ребенку подняться на более высокую ступень развития, чем он это может сделать в игре в одиночку, поскольку коллектив в этом случае корректирует нарушения в подражании предполагаемому образцу, тогда как самостоятельно осуществить такой контроль ребенку бывает еще очень трудно;

- в игре дети выделяют и осознают определенные социальные нормы и требования и учатся им подчиняться. Подчинение правилам в игре добровольное, что очень важно для воспитания воли, ибо для истиной воли характерно, что объективно существующее требование выполняется не по внешнему принуждению, а по собственному желанию, как бы в порядке самопринуждения. Игра как раз требует от ребенка самопринуждения.

- в игре происходит развитие произвольных психических функций дошкольника, а именно в сюжетно-ролевой игре высшие психические функции достигают такого уровня, который в обычной жизненной ситуации у детей пока не проявляется, т.е. в игре возможны высшие достижения ребенка, которые завтра станут его средним реальным уровнем;

- игра способствует речевому развитию детей, так как для взаимодействия в игре требуется активное говорение;

- игра помогает ребенку учиться сочувствию.

Фактически игра - это адекватная дошкольному возрасту форма обучения ребенка. [8]

1.3 РАЗВИТИЕ ВООБРАЖЕНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ.

Воображение представляет собой особую форму отражения, которая заключается в создании новых образов и идей путем переработки имеющихся представлений и понятий. Начальные формы воображения впервые появляются в конце раннего детства в связи с зарождением сюжетно-ролевой игры и развитием знаково-символической функции сознания. Ребенок учится замещать реальные предметы и ситуации воображаемыми, строить новые образы из имеющихся представлений. [9, с. 173-184] Воображение присуще только человеку. Оно позволяет представить результат труда, рисования, конструирования и любой другой деятельности до ее начала. Процессам воображения характерен аналитико-синтетический характер. Образы создаются с помощью сочетания различных элементов, сторон предметов и явлений, причем сочетаются не случайные черты, а соответствующие замыслу. Иначе говоря, воображение - это отражение действительности в новых, неожиданных сочетаниях и связях. Бывает пассивное и активное воображение. Их различают по степени активности. Также, в зависимости от самостоятельности и оригинальности воображение делится на творческое и воссоздающее. Воссоздающее воображение направлено на создание образов, которые соответствуют описанию. А творческое воображение - это создание новых образов. Еще воображение можно разделить на преднамеренное и непреднамеренное. По этому критерию воображение разделяют в зависимости от наличия сознательно поставленной цели создать образ.

В качестве предпосылок развития воображения выступают представления, которые присущи ребенку на втором году жизни. Примерно в возрасте 1,5 года ребенок уже узнает изображенное на картинке. Но рисунок никогда не бывает абсолютной копией зафиксированного в прошлом опыте предмета. Этот рисунок выделяет самое существенное в реальном объекте и выступает его знаком. И именно воображение помогает воспринять изобразительный знак. Воображение достраивает то, чего не хватает на картинке и что не совсем соответствует имеющемуся в памяти представлению. При таком узнавании ребенок не достраивает ничего нового. Поэтому воображение выступает как пассивный процесс. Показателями того, что ребенок представляет передаваемые в речи события, являются реакция сосредоточения и адекватные эмоции.

Воображение дошкольника отличается от воображения взрослого человека. Нам кажется, что воображение ребенка очень богатое, но на самом деле это не так. Ведь в основе образов воображения лежит перекомбинирование материала, хранящегося в памяти, а у детей дошкольного возраста знаний и представлений еще недостаточно. Отсутствие такого знания можно назвать и недостатком и достоинством детского воображения. Ребенок легко объединяет разные представления и некритически относится к полученному результату. Такое явление очень заметно у детей младшего дошкольного возраста (три - четыре года).

В реальности дошкольник не создает ничего нового, но для самого ребенка характеристика новых образов имеет большое значение. До пяти - шести лет, т.е. на протяжении практически всего дошкольного возраста, у детей отсутствует замысел или он очень неустойчив и легко разрушается. Для взрослого человека мечта выступает в качестве так называемого побудителя к действию, а у дошкольников комбинации образов бесперспективны. Он фантазирует только для того, что бы фантазировать. Ребенка привлекает сам процесс создания новых ситуаций, событий, персонажей. И весь этот процесс имеет яркую эмоциональную окрашенность.

Воображение, которое только начинает развиваться имеет неразрывную связь с предметом. В этом случае предмет выступает в качестве опоры. Ребенок трех - четырех лет, в игре, не может вообразить действие с предметом. Он не может переименовать предмет, если не действует с ним. Ребенок представляет стул кораблем только тогда, когда действует с ним. Например: увидел белый халат - стал играть в больницу, увидел весы - стал «продавцом». Для младших дошкольников в игре опорой выступают игрушки, а вот для средних и старших - является выполнение взятой на себя роли.

Воображение ребенка развивается и постепенно переходит к игровому действию с предметом, которого в реальном мире не существует. В игре ребенок придает предмету новый смысл и представляет действие с ним в уме, без реального действия. В этом случае игра происходит полностью в плане представления.

Примерно, к 4 - 5 годам у детей возрастают творческие проявления в деятельности. В первую очередь это проявляется в игре. А также в ручном труде и при рассказе и пересказе. У дошкольников в пять лет начинают появляться мечты о будущем. Приведем такой пример: Даша (5 лет 3 месяца) хочет быть феей и объясняет свое желание тем, что у феи есть крылья и она сможет летать как самолет. И может полететь по небу в Симферополь к бабушке. Мама тоже полетит. Надо прикоснуться волшебной палочкой к ее плечу, и у нее будут крылья.

Таким образом, воображение превращается в особую интеллектуальную деятельность, которая направлена на преобразование окружающего мира. Теперь опорой для создания образа служат не только реальные объекты, но и представления, выраженные в слове. Начинается бурный рост словесных форм воображения, тесно связанных с развитием речи, мышления. Ребенок сочиняет сказки, продолжающиеся истории.

Тем не менее, воображение дошкольника по-прежнему остается непроизвольным. Предметом фантазии становится то, что сильно поразило ребенка, увлекло, взволновало.

Рост произвольности воображения проявляется у дошкольников в развитии умения создавать замысел и планировать его достижение. Очень часто у младших дошкольников замысел рождается только после того, как действие выполнено. Несмотря на то, что дети фантазирую с удовольствием, у них до 5 лет создание новых образов происходит непреднамеренно. Поэтому на просьбу «придумай сказку» можно получить отрицательный ответ. Это объясняется тем, что дети еще не умеют руководить своим воображением.

По увеличению продолжительности игры на одну и ту же тему и по устойчивости ролей можно сделать вывод, что у детей возрастает целенаправленность воображения. Дети 3 - 4 лет (младшие дошкольники) играют 10-15 минут, средние дошкольники (4 - 5 лет) уже играют 40-50 минут, а старшие дошкольники (5-6 лет) могут увлеченно играть несколько часов и даже дней. У старших дошкольников игровые замыслы относительно устойчивы и дети часто осуществляют их до конца. Они уже способны фантазировать произвольно, заранее до начала деятельности планируют процесс воплощения замысла. Они намечают план достижения цели, предварительно отбирают и готовят необходимое оборудование.

Целенаправленное развитие воображения у детей сначала происходит под влиянием взрослых, которые побуждают их произвольно создавать образы. А затем дети самостоятельно представляют замыслы и план их реализации.

Когда дошкольник затрудняется найти в своем опыте объяснение тому или иному факту действительности, то тут включается воображение. Значит, можно сказать, что воображение возникает в ситуациях неопределенности.

Реалистический подход к фантастике в сказке возникает в дошкольном возрасте. Дети 3 - 4 лет не отличают возможное от невозможного. Они соглашаются с любым замыслом, смешивая реальные и сказочные события. Но с расширением опыта детей происходит рост критического отношения к образам воображения. Они начинаю понимать, что в сказке не все возможно.

Дошкольники уже понимают логику жизненных связей и стараются следовать ей. Например: ребенок отказывается съесть сначала третье блюдо, а потом первое. И объясняет он это тем, что так не бывает.

В возрасте 5 - 6 лет дошкольники начинают создавать воображаемые миры. Например: ребенок придумывает себе друга, который участвует во всех его играх и вместе с которым ребенок как будто переживает приключения. Часто, дети и более младшего возраста рассказывают о вымышленных, но вполне реальных событиях в своей жизни. При этом они утверждают, что им купили собаку или котенка, отпустили одних в магазин и т.д. Причина таких фантазий скрывается в личностных проблемах ребенка. Поэтому их появление серьезный повод для взрослого задуматься. Какие потребности ребенка не удовлетворяются, о чем он мечтает и к чему стремится, какими видит свои отношения со взрослыми и сверстниками.

В раннем детстве ребенок просто дополняет воспринимаемое тем, что было в прошлом. У детей 3 - 4 лет воображение носит воспроизводящий характер, а его образы совпадают с образами памяти. Такой характер воображения часто встречается у детей белее старшего возраста. В этом случае фантазирование определяется как воспоминание о прошлых событиях. Таким образом, сюжеты детских сказок описывают реальные ситуации из жизни ребенка. Например: Сергей 4 года 3 месяца, «Жил большой Дик. Вот Дик на всех рычал, на дядю рычал страшно. А под крылечком жили котятки. И он них тоже рычал. И все боялись его. Он такой большой и черный, и еще быстро бегает… всегда за котятками».

А вот творческий характер воображения зависит от того, в какой мере дети владеют способами преобразования впечатлений, которые они используют в игре. Средства и приемы воображения интенсивно осваиваются именно в дошкольном возрасте.

Самым распространенным приемом в словесном творчестве является создание ситуаций с помощью наделения персонажей реалистическими действиями. Дошкольник включает героев в человеческие жизненные ситуации, присваивая им человеческие мысли, чувства, поступки.

Приемом антропоморфизации - одушевления предметов дети часто пользуются при создании образов, так как постоянно встречаются с ним при слушании сказок. Еще один прием, которым также пользуются дошкольники, называется агглютинация. Этот прием является более сложным. И суть его состоит в том, что ребенок, создавая, новый образ, соединяет в нем несоединимые стороны разных объектов.

Дошкольники очень легко соединяют образы полученные ими из разных источников. Именно поэтому придуманные ими сказки очень часто носят причудливый характер.

Основные особенности развития воображения в дошкольном возрасте:

- воображение приобретает произвольный характер и предполагает создание замысла, его планирование и реализацию;

- воображение становится особой деятельностью и превращается в фантазирование;

- ребенок осваивает приемы и средства создания образов;

- воображение переходит во внутренний план, отпадает необходимость в наглядной опоре для создания образов.

Руководство развитием воображения.

Возникновение и развитие воображения - социально обусловленный процесс. Именно взрослый закладывает у ребенка механизмы воображения.

Для дошкольников, игровая деятельность является мощным стимулом воображения. Выполнение роли, развитие сюжета побуждают ребенка перекомбинировать известные события, создавать новые и дополнять собственные впечатления. Во время перевоплощения в разных персонажей ребенок имеет возможность посмотреть на ситуацию с разных сторон.

В предметной среде ребенка должны быть не только знакомые для него предметы с закрепленными функциями, но и предметы неспецифические, полуфункциональные - бросовый материал, к которому относятся коробки, катушки, обрывки ткани, бумаги и природный материал (шишки, веточки, желуди). Игра с такими предметами играет важную роль в развитии воображения у дошкольников. Действуя с ними, наделяя их разным значением в разных ситуациях - ребенок активно усваивает замещение. Также необходимо помнить, что развитие воображение тесно связано с освоением законов родного языка. Именно слово дает возможность ребенку представить и преобразовать предмет в его отсутствие.

Собственный опыт дошкольника, богатые представления - создают основу для воображения. Именно поэтому главной задачей взрослого является научить ребенка способам и средствам преобразования, развивать его комбинаторные способности. А также, научит ребенка формулировать различные по степени сложности замыслы и реализовать их прежде всего в продуктивных видах деятельности.

Руководство воображение требует от взрослого создания проблемных ситуаций, которые не имеют однозначного решения и ситуаций, когда решения не определены. Е.Е.Кравцова показала, как меняется позиция взрослого в общении с ребенком в целях развития воображения. В младшем дошкольном возрасте правильнее занять позицию незнающего, неумелого, что бы с помощью реплик и вопросов к ребенку показать, что одна и та же ситуация может иметь несколько вариантов решения. К 4 - 5 годам стимулом становится соревнование со сверстниками, которым руководит взрослый: «Кто придумает интереснее?», «Кто придумает иначе, чем у товарища?» А вот уже для старших дошкольников следует создавать такие условия, что бы он сам встал в обучающую позицию, особенно в отношении младших детей, рассказывая им сказки, организуя игры, показывая инсценировки. [1, с 168-186]

Делись добром ;)