Работа учителя начальных классов по школьной адаптации первоклассников

курсовая работа

1.2 Обучение младшего школьника

Организация учебной деятельности. Прежде всего, следует заметить, что основными трудностями для детей, поступивших в школу, являются режим, новые отношения и требования. В период адаптации важно использовать дополнительные моральные стимулы к обучению (похвалу, поощрения и т.п.) и по возможности свести к минимуму наказания.

Особенностью обучения младших школьников является необходимость включения в учебную деятельность игр (дидактических, предметных, спортивных и др.).

В теме, посвященной проблемам учебной деятельности, исследователи указывают, что с позиции психоанализа поступление ребенка в школу совпадает с началом латентной фазы развития, когда ребенок открыт для познания мира вне семьи.

Если же ребенку не присуща собственная автономии, то есть у него не завершился «семейный роман», то он включает в этот роман учителя, в результате чего учебная деятельность подменяется учебным поведением: ребенок стремится не к знаниям, а к завоеванию любви значимого взрослого и использует результат обучения для удовлетворения соответствующей потребности.

Преодолеть этот феномен можно, постепенно знакомя ребенка с элементами учебной деятельности, поскольку в отличие от коммуникативной деятельности она нецелостная.

В начальной школе ребенок овладевает чисто исполнительскими элементами учебной деятельности. Затем ученику может предлагаться овладение следующим элементом учебной деятельности, а именно контролем. В этом возрасте лучше использовать внешний контроль со стороны взрослого (учителя) и самоконтроль.

Можно применять и взаимный контроль, но не между сверстниками, а между учеником и учителем или родителями. Например, можно использовать такой прием: родитель заводит себе отдельную тетрадь, в котором указаны класс и имя родителя, и выполняет в нем домашние задания ребенка, но обязательно делает ошибки, ребенок же красным карандашом исправляет ошибки и ставит оценки.

Функция родителей: следить, чтобы ребенок не допускал ошибку, не подсказывая, а выражая сомнение и неуверенность. После исправления всех ошибок ребенок переписывает домашнее задание себе в тетрадь. Мотивация к такой игре сохраняется у ребенка на 1-2 месяца, чего вполне достаточно, чтобы сдвинуть ситуацию с домашними заданиями с мертвой точки и передать ребенку элементарные навыки контроля.

Нечто подобное можно организовать и в классе, например, с написанием диктанта. Когда дети, как обычно, пишут диктант. Затем учитель говорит: «Сейчас я напишу диктант на доске, но учтите, что я могу делать ошибки».

Сначала учитель допускает «легкие» ошибки, которые дети весело исправляют хором, а затем рассматриваются тяжелые случаи с комментарием: «Посмотрите внимательно в свои тетради, может, у вас тут ошибка». Уровень ошибок постепенно повышается. Таким образом, дети проверяют учителя и самих себя. Если дети исправили все свои ошибки, то оценка не снижается, что подкрепляет действие контроля и произвольное внимание, необходимость же в работе над ошибками отпадает.

Возможные трудности при обучении.

Иногда в начальной школе у детей могут возникать проблемы при обучении чтению и письму, особенно это касается шестилеток. С одной стороны, это можно объяснить тем, что их периферическая нервная система не подготовлена к выполнению таких интеллектуальных задач, как чтение и письмо.

Так происходит, когда в организме ребенка не хватает миелина, из которого образуется оболочка, покрывающая нервные окончания и способствует прохождения нервных импульсов, от чего зависит осуществление мускульных движений.

Поскольку миелинизация распространяется от головы вниз и от центральной нервной системы к периферической, контроль длинных мышц рук и координации мелких мышц пальцев становится доступным не сразу. От координации движений пальцев зависит возможность осуществления такой операции, как письмо. В последнюю очередь миелинизации подвергается зрительный аппарат, также имеет важнейшее значение при освоении навыков чтения и письма [15, с. 39].

Еще один аспект психологических трудностей, связанных с обучением чтению: ребенку трудно сразу начинать читать вслух, а именно такая практика существует в школе. Заметим, что при этом ребенок должен [16]:

· читать правильно, выразительно и желательно быстрее;

· успевать осознать смысл прочитанного;

· понимать и переживать, что его чтение полностью контролируется извне и каждая ошибка будет замечена и оценена.

При такой установке ребенку трудно получить удовольствие от чтения, и он может бессознательно начать считать, что чтение нужно взрослым, а не ему. Трудности и напряженность процесса чтения можно частично снять другой установкой: «Ты сначала прочти «про себя» и для себя, а потом повтори вслух для меня». Тогда ребенок читает дважды, и внутреннее действие, «созрев» внутри, проявляется в готовом виде «снаружи» для другого.

Одной из причин проблем обучения может быть плохая память. У таких детей надо формировать и развивать мнемическую деятельность, т.е. следует обучать их специальным приемам запоминания.

Другие проблемы обучения выясняются при анализе игровой и конструкторской деятельности ребенка. В этом случае важно определить «ближайшую зону развития», то есть выяснить, что он в состоянии понять и усвоить самостоятельно при минимальной помощи взрослого.

Причинами низкой обучаемости могут выступать многие факторы наследственного характера и связанные с особенностями среды, в которой ребенок рос. Очень трудно проследить влияние каждого фактора в отдельности.

Одна из причин пониженной обучаемости может быть обусловлена тем, что в детстве ребенок не слышал регулярно взрослую речь, у него не было игрушек, книг, головоломок, развивающих сенсорный аппарат, ребенку не помогали понять непонятное, не объясняли сути вещей. Это в целом приводит к нарушению в эндокринной системе, обеспечивающей правильное развитие мозга и центральной нервной системы.

Таким образом, если ребенок не может овладеть тем, чем принято овладевать в обществе в течении какого-то определенного срока, то возникают своеобразные острые углы: ребенок сталкивается с проблемами, влияющими на его эмоциональную и мотивационную сферы и которые решить впоследствии трудно.

У ребенка с пониженной способностью к обучению возникает масса проблем: другие дети отталкивают его от себя; учителя ему меньше симпатизируют; на общественном поприще успехов также не предвидится. Как следствие, развивается низкая самоуверенность, что и разрушает восприятие собственного «я» [17].

Некоторые рекомендации по работе с детьми с пониженной способностью к обучению

Самый главный совет для таких детей и их родителей _ учиться читать, потому что умение читать _ важный навык среди формирующихся в школе. Если учиться читать не помогают учителя, то это должен сделать кто-то другой: родители или репетитор. Лучше раньше оказать в этом индивидуальную помощь, не откладывая до 4-5-го класса, чтобы ребенок не успел почувствовать унижение и принять роль неудачника.

Помогая детям, нужно помнить, что успех рождает новый успех, и лучший стимул для отстающих _ осознание своих достижений в обучении. Необходимо поддерживать у ребенка веру в себя в учебе, демонстрировать ему ожидание лучшего результата и проявлять индивидуальное внимание в период всей учебной работы.

Школьная неуспеваемость и ее причины.

Среди причин школьной неуспеваемости А.Н. Леонтьев, А. Лурия и А.Смирнов выделили объективные (непосильный объем знаний, несовершенство методов обучения и т.д.) и субъективные, обусловленные индивидуальными особенностями учащихся [9]. Среди неуспевающих детей авторы выделили следующие группы:

1. Педагогическое запущенные дети _ это дети, которыми мало занимаются. У них не сформированы мотивы к обучению. Нет навыков и умений учиться. Умственная сфера таких детей, как правило, не деформирована, но отношения с обучением не складываются именно в силу перечисленных выше причин.

2. Умственно отсталые дети _ это дети, которые в детском или раннем детском возрасте перенесли какое-либо заболевание, остановившее нормальное развитие мозга. Такие дети способны усваивать элементарные учебные знания и навыки, но совершенно не способны к обобщению и абстрагированию. Собственно, таким детям необходимо обучение, организованное специальным образом.

3. Ослабленные дети (церебро-астенического типа). Главная проблема таких людей _ слабая нервная система и обусловленная ею низкая работоспособность. Ослабленные дети не могут соответствовать объему тех нагрузок, которые имеют место в современной школе. Эти дети практически не могут (не в состоянии) полноценно работать на последних уроках. Общая работоспособность сохраняется в них в течение 20-30-ти минут урока, когда материал может усваиваться качественно. Затем резко нарастает утомление и перекрывается всё, что требует восприятия и переработки.

Соответственно, в зависимости от того, к какой группе относится неуспевающий в школе ребенок, необходимо принимать адекватные меры помощи. В современной школе первая группа неуспевающих детей самая многочисленная.

Среди причин неуспеваемости детей в школе М. Мурачковский выделяет дополнительно: несформированные отношения ребенка с учителем и неуспех (например, отрицательная оценка), что порождает страх неудачи [20].

Этот автор выделил несколько типов и подтипов неуспевающих детей:

1-й тип. Дети, у которых низкое качество мыслительной деятельности сочетается с положительным отношением к учебе и сохранением «позиции ученика».

1-й подтип. Дети, у которых неуспех в учебе компенсируется успехом в практической деятельности.

2-й подтип. Дети, у которых такой компенсации нет, а значит, труднее выработать адекватную самооценку.

Коррекционная работа: необходимо развивать умственную деятельность, качества ума и самостоятельность.

2-й тип. Дети, у которых высокое качество умственной деятельности сочетается с отрицательным отношением к учебе и частичной или полной потерей «позиции ученика».

1-й подтип. Дети, которые компенсируют неуспех в школе какой интеллектуальной деятельностью (чтением, например);

2-й подтип. Дети, неуспех которых обусловлен негативными установками, которые сформировались относительно учителей и школы. Как правило, компенсацией в данном случае служит связь с другим коллективом (уличной компанией, например).

Коррекционная работа очень сложная, так как необходимо изменить внутреннюю позицию ребенка, сформировать новое отношение к обучению. Дополнительные занятия успеха не дают.

3-й тип. Дети, у которых низкий уровень мыслительной деятельности сочетается с отрицательным отношением к учебе. Основные трудности здесь состоят в том, что вызвать интерес к учебе можно только с помощью «легких» задач, которые ребенок в состоянии выполнить, но для развития интеллекта необходимы «сложные» задачи.

Коррекционная работа поэтапная: сначала надо заинтересовать ребенка, а затем переходить к более сложным задачам, так как наиболее лабильная мотивационная сфера.

Относительно школьной неуспеваемости следует сделать еще одно замечание: необходимо разделить понятия «неуспевающие дети» и «дети с пониженной способностью к обучению», потому что коррекционная работа с ними будет разной [10].

Также стоит помнить, что высокий уровень обучаемости человека приходится именно на дошкольный и младший школьный возраст, поэтому необходимо как можно полнее использовать возможности этого периода.

Делись добром ;)