Работа с детьми, имеющими задержку психического развития, в современной школе

курсовая работа

1.5 История возникновения и становления обучения детей с ЗПР в России

Обучение детей с задержкой психического развития (ЗПР) началось в нашей стране с 1981 года, когда были открыты специальные школы и школы-интернаты для детей с ЗПР. Социальные изменения общества, гуманистические веяния, принятие страной различных международных нормативно-правовых актов в защиту прав и свобод лиц с ограниченными возможностями здоровья, повышенная активность родителей в участии судьбы детей, имеющих те или иные отклонения в развитии - все эти факторы привели к тому, что данная практика претерпела на сегодняшний день ряд содержательных и организационных изменений. В частности, в отношении детей с ЗПР наиболее приемлемой формой воспитания и обучения стало создание специальных (коррекционных) классов при общеобразовательной школе.

Острейшая необходимость разработки теоретического аспекта проблем особенностей психического развития детей с ЗПР в сравнении с другими аномалиями развития, а также в сравнении с полноценно развивающимися детьми была обусловлена главным образом нуждами педагогической практики. Переход школы на новые усложненные программы усугубил проблемы стойко не успевающих учащихся. В то же время развертыванию комплексного клинико-психолого-педагогического изучения обозначенной детской категории способствовал накопленный к этому времени опыт углубленной разработки проблем дифференциальной диагностики. В конце ХХ века специальная психология и педагогика располагают рядом исследований, посвященных изучению психологических особенностей детей с ЗПР:

- памяти (Н.Г. Поддубная, 1975; Н.Г. Лутонян, 1977; В.Л. Подобед, 1981);

- речи (В.И. Лубовский, 1978; Е.С. Слепович, 1978; Р.Д. Триггер, 1981; Н.Ю. Борякова, 1983);

- мышления (Т.В. Егорова, 1975; С.А. Домишкевич, 1987; И.А. Коробейников, 1980; Т.А. Стрекалова, 1982);

- игровой деятельности (Л.В. Кузнецова,1984; Е.С. Слепович, 1990);

- учебной деятельности (Г.И. Жаренкова, 1975; С.Г. Шевченко, 1994);

- личности (Е.Е. Дмитриева, 1990; Е.Н. Васильева, 1994; Г.Н. Ефремова, 1997).

И все же на сегодняшний день психолого-педагогический аспект многих проблем задержки психического развития школьников продолжает оставаться мало разработанным:

- нет теоретически обоснованной и практически целесообразной системы диагностики ЗПР у школьников;

- нет общепринятой достаточно конкретной классификации ЗПР с учетом взаимодействия биологических и социальных факторов;

- не изучены специфические особенности психики детей различных форм ЗПР в сравнении с нормой и олигофренией;

- не изучены возможности психического продвижения детей с ЗПР в различных педагогических условиях;

- нет научно обоснованных программ педагогической коррекции различных форм задержки (У.В. Ульенкова, 1990);

- низкий уровень дифференциальной диагностики затрудняет возможности успешного отграничения детей с ЗПР от детей "группы риска".

Подобная ситуация не облегчает работу школ и дошкольных учреждений с такими детьми.

Министерство образования РФ с целью реализации индивидуального подхода в обучении рекомендует для детей с ЗПР два типа классов в общеобразовательных школах:

1) классы выравнивания для детей, имеющих стойкую задержку психического развития, которая сохраняется к концу школьного обучения на основании приказа Минобразования РФ №103 от 03.07.1981 "О введении в действие нормативных документов, регламентирующих деятельность специальных образовательных школ для детей с ЗПР;

2) классы педагогической поддержки (компенсирующего обучения) на основании приказа Минобразования РФ №333 от 08.09.1992 "Примерное положение о классе (классах) компенсирующего обучения в общеобразовательных учреждениях".

Также в последнее время всё чаще в монографиях и статьях, на открытых форумах и в публицистике можно увидеть такой термин, как "инклюзивное образование". Согласно закону, инклюзивное образование - это обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.

Инклюзивное образование предполагает обучение детей с ограниченными возможностями здоровья не в специализированном, а в обычном учебном заведении. При этом они по-прежнему могут получить образование и в специальных учреждениях. Внедрение инклюзивного образования в России сталкивается с рядом трудностей, но некоторые учебные заведения уже используют эту практику.

Делись добром ;)