logo
Работа над музыкальным образом на уроках музыки в младших классах

2.2 Описание опытной работы над музыкальным образом на уроках музыки

Одной из ведущих идей опыта является идея развивающего обучения, которая содержит живой процесс познания, осмысления и творческого овладения учебным материалом.

Следующая идея опыта состоит в организации на уроке музыки проблемно - поисковой деятельности учащихся, заключающейся в исследовании интонационной содержательности музыки, анализе национально - стилевых особенностей произведений искусства и их драматургии, в установлении культурологических связей между произведениями разных видов искусств, в реализации себя в разнообразных видах музыкально - творческой деятельности c целью самостоятельного приобретения нового знания, как средства общения с искусством, что способствует развитию образного мышления, являющегося основой духовности личности.

Также немаловажную роль играет идея сотрудничества педагогов и школьников на основе взаимного уважения и доверия.

Моя задача, как учителя музыки:

помочь научиться видеть необычное, новое в музыкальных и жизненных явлениях;

развивать у детей способность продуцировать новые идеи и умение их высказывать;

поддерживать и развивать стремление учеников мыслить нестандартно;

развивать у школьников потребность в самостоятельной деятельности при поиске разнообразных вариантов преодоления проблем на уроке общения с искусством.

Каждое музыкальное произведение имеет свой загадочный мир: научиться понять и чувствовать его - учит музыкальное искусство. Этому и стараюсь научить на уроках музыки и во внеклассных мероприятиях.

Вся система приемов и методов направлена на развитие музыкально-образного мышления младших школьников через организацию проблемно-поисковой деятельности при восприятии музыки и должна состоять из нескольких этапов, в зависимости от поставленных на каждом этапе задач.

Я выделяю четыре ступени развития музыкально-образного мышления.

Первая ступень: развитие цельности восприятия.

Цельность восприятия - это умение воспринимать мир в образах, а не аналитически. Таким образом, на начальном этапе обучения для меня стало важным научить детей цельности восприятия, т.е. способности воспринимать действительность целиком, не дробя её.

Прежде всего, я выстроила систему вопросов и заданий, помогающих раскрывать детям образное содержание музыкального искусства, которая должна представлять собой, по сути, диалог и рождать у детей варианты творческих прочтений музыкальных сочинений. Важна направленность вопроса: нужно, чтобы он заострял внимание ребенка не на вычленение отдельных средств выразительности (громко, тихо, медленно, быстро - думается, что всякий нормальный ребенок это слышит в музыке), а обращал бы его к своему внутреннему миру, более того, к его осознаваемым и неосознаваемым чувствам, мыслям, реакциям, впечатлениям, подающимся в его душе под воздействием музыки. Использую следующие приемы:

Прием визуализации. Визуализировать - значит вывести наружу, сделать видимым. Действие осуществляется как перенос внутреннего ощущения в зрительный образ. Перед применением этого приема предлагаю ребятам проблемную ситуацию.

При знакомстве с балетом "Золушка" С.С.Прокофьева -Вы оказались в сказке. Находитесь на балу, где танцуют Принц и Золушка (звучит "Вальс"). Что вы ощутили, какие чувства вызвала музыка?

- Счастье, праздник, радость, сияние, любовь и т.д.

- И в одно мгновение сказка исчезла. А вам так хочется остаться с теми прекрасными моментами из сказки и чтобы внутренне ощущение радости не покидало вас. Что вы будете делать, чтобы эти воспоминания остались с вами?

Учащиеся начинают рассуждать, искать ответы. В итоге приходят к выводу, что музыку можно выразить в движении, линиях, цвете и т.д. Предлагаю отразить внутренне ощущение праздника, счастья различными зрительными моделями:

спонтанное рисование;

цветовое и графическое изображение;

пластическое движение (руки, тело).

Данный прием позволяет визуализировать, перевести в зрительную модальность не только средства музыкальной выразительности, которые имеют графические обозначения, но и эмоциональное состояние, впечатления.

Прием "Снежный ком". Позволяет учащимся в условиях коллективной работы найти наиболее адекватные смысловые характеристики музыкальным средствам. Слова подбираются на основе какого-либо одного признака.

При знакомстве с инструментами симфонического оркестра, предлагаю ученикам охарактеризовать тембру музыкальных инструментов оркестра. Сначала ставлю проблему. Возможно ли пересказать литературное произведение без слов?

Далее углубляемся в проблему: вы - руководитель симфонического оркестра. Писатель сочинил рассказ, а пересказать его нужно музыкой. Каким образом это можно осуществить?

Ученики предлагают для каждого героя выбрать музыкальный инструмент. Затем выясняют, что характер звучания инструмента должен соответствовать характеру героя, значит, нужен подходящий тембр инструмента. Далее предлагаю после звучания определенного инструмента охарактеризовать его окрас звучания (труба - тембр яркий, звонкий, призывный, сильный, мощный и т.д.). Для этого приема использую Словарь эстетических эмоций В.Ражникова.

Данный прием позволяет, выделив одно из музыкальных средств, искать ему адекватные вербальные истолкования. Таким образом, музыкальное средство обрастает смысловыми характеристиками, что и позволяет понять его предназначение в музыкальном тексте.

Отсюда следует, что, применяя постоянно данный прием, у ребенка постепенно накапливается и обогащается музыкальный тезаурус, который позволит ему в дальнейшем легко и полно раскрывать свои музыкальные представления словами.

Вторая ступень: развитие гибкости (ассоциативности) мышления.

Способность быстро и легко переходить от одного явления к другому, далекому по содержанию, называют гибкостью мышления. Она важна не только при восприятии музыки, но и в процессе решения любых творческих задач, поэтому я развиваю этот вид мышления на протяжении всего цикла обучения музыке.

Прием "Литературно-музыкальная палитра".

Реализуется этот прием в три этапа:

1. Детям предлагаю прослушать музыкальное произведение, где обязательным условием должно быть присутствие двух контрастных по характеру частей (например, - "Весна, Осень" из Музыкальных иллюстраций к повести А.Пушкина "Метель" Г.Свиридова).

2. После анализа характера и содержания произведения, предлагаю учащимся перечислить слова - "оттенки" к понятию радость - "Весна" (веселье, праздник, счастье и т.д.) и к понятию грусть -"Осень" (печаль, обида, переживание и т.д.).

3. Напротив каждого слова - "оттенка" предлагаю нарисовать кружок определенного цвета, который, по мнению учащегося, соответствовал бы его литературному образному значению.

Итак, составив такую палитру на наиболее часто встречающиеся в музыке образные понятия, я не только решаю задачу на развитие гибкости мышления, но готовлю учащихся к абстрактному образному мышлению в процессе передачи музыкального произведения средствами изобразительного искусства. В рабочей тетради выбранного УМК предлагаются различные творческие задания, в которых учащиеся отражают образное содержание музыки, прослушанной на занятии, в различных оттенках цвета, настроения, характера и т.д.

Прием "Интеллектуальная зарядка".

Этот прием эффективен при знакомстве с музыкальной формой произведения. Осуществляю его по следующему алгоритму:

1. Прослушивание произведения.

2. Выделение общих и различных признаков музыкальных частей при их сравнении между собой.

3. Выявление логики развития музыкального произведения.

4. Наблюдение за ходом мысли композитора.

В ходе проведения данного типа заданий предлагается не только найти сходные и отличительные признаки частей произведения, но и охарактеризовать их.

Использование этого приема помогает развивать у учащихся умения находить причинно-следственные связи, рассуждать, правильно оформлять свои мысли вслух.

Третья ступень: Развитие оригинальности мышления.

Это еще один вид мышления, который необходимо развивать у школьников, т.к. оригинальность восприятия дает учащимся возможность раскрыть совершенно новый образ. Для этого очень часто ввожу прием "Перевод музыки на язык другого вида искусства" через различные творческие задания. Перед прослушиванием произведения всегда задаю вопрос: "С помощью чего мы можем показать музыку человеку, который не может её услышать?" Через несколько мгновений дети начинают высказывать свои предположения. После прослушивания и анализа музыкального произведения предлагаю "перевести" его на язык красок или движений, причем более высоким уровнем творческой развитости будут отмечены работы, в которых образный строй передан более точно и, вместе с тем, оригинально (возможно, абстрактно).

Например, при изучении балета П.Чайковского "Спящая красавица" в 3 классе после прослушивания музыкальных тем феи Сирени и фаи Карабосс раздаю учащимся два совершенно одинаковых шаблона и предлагаю превратить их в соответствуюших персонажей с помощью красок. Дети переносят музыкальную ткань на силуэты при помощи цвета и линий. Затем повторно прослушиваем музыкальные темы и выясняем соответствие музыкальных и художественных средств. В качестве домашнего задания предлагаю сочинить движения для каждого персонажа. Следующее занятие начинается с воплощения музыки в движениях. Это подготавливает детей к дальнейшему знакомству с темой "Балет".

При знакомстве с творчеством М.П.Мусоргского, урок начинаю не с прослушивания произведения "Картинки с выставки", а с того, что предлагаю ребятам побывать в роли художника, затем - композитора. Учащиеся в свободной форме рисуют свои картины, а затем выступают в роли композиторов и озвучивают свои рисунки, формируя музыкальный образ. Только после этого, когда ученики "прожили" свои впечатления, предлагаю отправиться на музыкальную выставку М.П.Мусоргского. Таким образом, дети учатся видеть не только то, что снаружи, а и то, что спрятано внутри произведения.

Прием "Экспрессивное выражение внутреннего эмоционального состояния". Этот прием не только помогает развивать оригинальность мышления, он также перекликается практически со всеми вышеописанными приемами, так как никакое творческое отношение к заданию не обходится без выражения внутреннего эмоционального состояния, раскрывающего суть данного приема. Начиная с первых уроков музыки, стремлюсь к тому, чтобы дети могли передавать с помощью движения руки выразительные средства музыки. Поэтому для совершенствования этого приема ввожу в содержание уроков навык дирижерского жеста. В 1-2 классах - это спонтанное дирижирование (когда учащийся выражает свои внутренние эмоции жестом), а в 3-4 классах - осознанная передача выразительных свойств музыки (динамика, темп, характер, ритм, регистр).

Чтобы этот прием разнообразить, предлагаю учащимся перенести дирижирование на бумагу.

Четвертая ступень: моделирование творческого процесса.

Развитие музыкально-образного мышления строю и через моделирование творческого процесса. Дети ставятся как бы в позицию автора, пытаясь создать для себя и других произведения искусства. Наиболее оптимальным представляется музыкально-смысловой диалог, когда, идя от смысла к смыслу, прослеживая развитие образности произведения, дети как бы сами "находят" нужные интонации, которые наиболее ярко могут выразить музыкальную мысль. При таком подходе музыкальное произведение не дается ребенку в готовом виде, когда его остается просто запомнить, прослушать, повторить. Для художественно-образного развития ребенка гораздо ценнее прийти к произведению как результату собственного творчества. Тогда все образное содержание музыки, вся организация и последовательность музыкальной ткани становятся "прожитыми", отобранными самими детьми (Приложение 1).

Таким образом, метод моделирования художественно-творческого процесса углубляет проблемный метод, направляя мышление учащихся в русло выявления истоков происхождения изучаемого явления. Именно постановка задачи, решение которой требует мысленного экспериментирования с материалом, самостоятельного поиска еще неизвестных связей внутри явлений, проникновения в его природу - это то, что отвечает подлинному смыслу учебной или творческой задачи.