logo
Пути формирования познавательного интереса младших школьников на уроках математики через использование творческих заданий при работе с понятиями

Введение

Актуальность исследования обусловлена тем, что обществу остро требуются люди, обладающие развитой познавательной активностью, имеющие высокий уровень общеобразовательной и профессиональной подготовки, действующие рационально и способные принимать целесообразные решения в нестандартных ситуациях.

Недостаточная сформированность познавательной активности учащихся в традиционных условиях обучения современной школы отрицательно сказывается на становлении личности, ее социальной значимости.

Формирование познавательной активности в силу ряда особенностей более интенсивно протекает в подростковом возрасте. Для данной возрастной группы характерно расширение сферы деятельности, формирование отношения к себе как к члену общества, рост склонности к самооценке, и на ее основе - к самопознанию себя как личности, стремление к самоутверждению, самовыражению (С.Л. Рубинштейн, Л.И. Божович, А.Г. Ковалев, Т.В. Драгунова и др.).

Проблема формирования познавательной активности чрезвычайно широка и многогранна и включает в себя целый ряд разнообразных вопросов. Л.П. Аристова, Т.И. Шамова, З.Ф. Чехлова, А.А. Люблинская, М.И. Махмутов, Ю.Н. Кулюткин, Э.А. Красновский и другие рассматривали процесс формирования и активизации учебно-познавательной деятельности. Г.И. Щукиной, Л.И. Божович, А.П. Архиповым, В.Ф. Башариным, В.Б. Бондаревским, А.К. Дусавицким, Б.С. Заир-Бек, А.Г. Здравосмысловым и другими показаны пути и средства развития познавательных интересов учащихся. В.И. Аксюченко, Д.П. Барам, Л.В. Занков, В.В. Давыдов, Н.Ф. Талызина рассматривали проблему формирования общих умений. Д.Б. Богоявленская, М.Р. Гинзбург, В.Н. Пушкин, Э.А. Голубева, Н.С. Лейтес, И.А. Петухова, Б.Р. Кадыров изучали влияние различных видов активности на продуктивность учебной деятельности. В работах В.А. Крутецкого, В.Н. Гриневой, Г.Г. Петренко, Н.В. Гродской, Л.П. Лемберг, Л.П. Пименовой рассматриваются вопросы взаимосвязи познавательной активности и самостоятельности. Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, М.И. Махмутов, Г.Д. Кириллова рассматривали активизацию учебной деятельности учащихся в рамках проблемного и развивающего обучения.

Однако необходимо отметить, что перечисленные выше авторы, достаточно полно осветив вопросы стимулирования активности учащихся среднего и старшего школьного возраста в рамках учебной деятельности, уделяли недостаточное внимание возможностям формирования познавательной активности учащихся младших классов.

Тема курсовой работы: «Использование творческих заданий, как условие активизации учебно - познавательной деятельности на уроке математики в младших классах».

Объект исследования - процесс обучения младших школьников на уроках математики.

Предмет исследования - активизация учебно - познавательной деятельности младших школьников на уроках математики.

Цель исследования - теоретически обосновать активизацию учебно - познавательной деятельности младших школьников на уроках математики.

Гипотеза исследования - процесс развития учебно - познавательного интереса будет эффективным, если:

1. учитываются возрастные особенности младших школьников;

2. используется комплекс специально подобранных творческих заданий на уроках математики.

Задачи исследования:

1. изучить психолого-педагогическую литературу по проблемам исследования;

2. разработать комплекс творческих заданий для младших школьников;

3. рассмотреть пути формирования познавательного интереса младших школьников на уроках математики через использование творческих заданий при работе с понятиями.

4. показать методику формирования познавательных интересов младших школьников через использование творческих заданий при работе над понятиями «Объёмные тела».

Методы исследования: анализ педагогической и методической литературы, методических документов, наблюдение, моделирование. Также при написании данной курсовой работы использовались методы логики, синтеза и анализа.

По своей структуре курсовая работа состоит из двух глав, введения, заключения и списка использованной литературы.